Мои встречи с Маргерит
My Afternoons with Margueritte / La Tete En Friche
Режиссер Жан Беккер
По-французски этот фильм называется идиоматическим выражением, означающим «голова, как невозделанное поле», или даже «как не поднятая целина». То есть, речь идет о малокультурном человеке.Человека этого зовут Жермен, он уже немолод, живет в деревне, растит овощи и перебивается случайными заработками. Его старуха-мать — сущая ведьма и изводит сына. Нам показывают, что она изводила его и в детстве. Мальчик рос без отца. В школе злобный учитель считал его тупицей и издевался над ним. Правда, теперь у Жермена есть симпатичная подружка, водительница автобуса. Она хотела бы выйти за него замуж и завести детей, но Жермен боится, что из него не получится хороший отец. Он очень грузный, неуклюжий и не слишком сообразительный. Хотя и симпатичный.
Жители деревни собираются в кабачке, где царит всеобщее добродушие и все в курсе чужих дел. Правда, бойкую барменшу покинул молодой любовник-араб, и она заливается слезами, но нам понятно — вернется, куда он денется.
Что-то мне все это напомнило. Было это во французском кино и раньше. Особенно в 30-ые годы, во время Народного Фронта. И после войны. Такая добрая демократичная струя. Про простых людей и злых богачей. Про романтическую любовь и честный труд (предпочтительно коллективный). Все было пронизано симпатией к трудовому народу.
Потом я вдруг увидела, что 77-летний режиссер Жан Беккер — сын известного режиссера Жака Беккера (1906-1960). Может быть, кто-то помнит фильм Беккера-старшего «Антуан и Антуанетта» (1947), который с успехом шел в советском прокате. Это как раз и была такая добрая популистская комедия про любовь и простых людей.
Так что «Мои встречи с Маргаритой» — фильм старомодный в самом приятном смысле слова. Но все-таки неизвестно, можно ли было бы это смотреть, если бы не исполнители двух главных ролей.
Жермена играет 62-летний Жерар Депардье. Этот сын рабочего-металлиста и матери, которая едва не погубила его при помощи аборта вязальной спицей (но раздумала), бросил школу в 13 лет, сбежал из своего Шатору в Париж, а в 16 лет уже выступал в театре «Вокзальное кафе» и снялся в кино у знаменитого Бертрана Блие. Блистательный актер милостью Божией, он осыпан премиями — Канн, Венеция, два французских «Сезара», американский «Золотой Глобус» и много чего еще. Кавалер орденов Почетного Легиона и «За Особые Заслуги». Отец двух дочерей и сына от трех матерей. Владелец виноградника, винодел. Московский фестиваль в 2006 году наградил его премией Станиславского. Правда, это, по-моему, не совсем по адресу. Депардье работает не по системе, а нутром. Именно такими актерами восторгался Булгаков в «Театральном романе...».
Придя в скверик кормить голубей, Жермен знакомится со старушкой, занятой тем же самым. Только она еще и читает книжку. Это очаровательное хрупкое существо в кружевном воротничке и с хорошими манерами. Завязывается разговор. Старушка по имени Маргерит настаивает на том, чтобы новый знакомый приобщился к литературе, и читает ему вслух «Чужого» Камю. Так возникает и с каждой встречей растет дружба. Уважение и доверие одинокой старушки исцеляют Жермена от неуверенности в себе. Он начинает испытывать к ней сыновнюю нежность и даже честно пытается читать непонятные книжки.
Описать словами наслаждение, которое я получила от этого дуэта, невозможно. За улыбку Депардье, мельком освещающую его обширное лицо, и за безукоризненную точность и юмор, с которыми Жизель Касадесюс ведет свою партию интеллигентки-просветительницы, не жалко отдать ничего.
Жизель Татьяна Касадесюс, дочь известного композитора, представляет собой чудо. Она родилась 14 июня 1914 года — еще до той войны! Когда шли съемки, ей было 96 лет. Она актриса «Комеди Франсез», в кино впервые снялась в 1934 году. Так же, как Депардье, награждена орденами Почетного Легиона и «За Особые Заслуги».
Даже совершенно сказочный, благостный финал фильма, в котором Жермен находит свое счастье и спасает старушку от жизненных бедствий, не может испортить впечатления от игры этих двух виртуозов.
Американцы отнеслись к картине неплохо (оптимистичная!). На сайте «Гнилые помидоры» 81 процент критиков и 72 зрителей ее хвалят. Но прокат у нее очень ограничен. Ведь в фильме почти ничего не происходит, и нет ни французской кухни, ни животных, ни детей, ни амурных пикантностей, ни угнетения человека человеком.
Зато Депардье полтора месяца назад попал в центр внимания американских масс-медиа — но, увы, не в связи с его блестящим исполнением роли Жермена.
Он описался в самолете.
Вместе со своим другом и коллегой Эдуаром Баэром Депардье сел в Париже на самолет «Эр Франс», чтобы лететь в Дублин на съемки фильма «Астерикс». Тут ему захотелось в уборную. Стюардесса не позволяла, пока самолет не взлетит, а взлет задерживался. Никакие мольбы на нее не действовали. Был ли Депардье пьян, неизвестно. Баэр как хороший друг дал ему пустую бутылочку из-под воды, и Депардье пытался ее использовать, но все пролилось на ковер. Разразился скандал, пассажиров перебросили в другой самолет, а в оскверненный прибежала команда чистильщиков.
Что там прекрасная игра в каком-то кино! Вот это действительно новость мирового масштаба, немедленно взорвавшаяся в масс-медиа и интернете.
Меня потряс в этой истории Андерсон Купер, ведущий Си-Эн-Эн. Знаменитейший тележурналист 44 лет. Выпускник Йейла. Пра-пра-правнук легендарного капиталиста Корнелиуса Вандербильта. Два его сводных брата — сыновья Леопольда Стоковского. У матери, Глории Вандербильт, знаменитая фирма одежды. Человек из звездной семьи. Вероятнее всего, гей. Это вам не какой-нибудь тупой Жермен из французской глубинки.
Когда Купер начал с явным удовольствием излагать конфуз с Депардье, ему стало очень смешно. Но он не то что захохотал, а как-то тоненько, с повизгиванием, мерзко захихикал. И не мог остановиться целых полминуты. Визгливо хихикал, тряся головой и прикрывая рот ладошкой, как деревенская девушка. Потом, отдышавшись, пробормотал, что с ним такого никогда не случалось. Объяснение этому может быть лишь одно: мистер Купер никогда в жизни не слышал ничего более смешного.
Через месяц после скандала Купер еще и вытащил Депардье на Си-Эн-Эн для дачи объяснений. Изнемогая от счастья, демонстрировал бутылочку из-под воды. Депардье принес свою — очень большую — и объяснил, что он не террорист, просто невозможно было терпеть.
Эллочка-людоедка была бы рада познакомиться с внуком соперницы-Вандербильдихи. Им явно нашлось бы о чем поговорить.
А дуэт Депардье — Касадесюс очень рекомендую.
****
Добавить комментарий