По поводу фильма «Отважные» (Courageous) Режиссер Алекс Кендрик
Жизнь дает нам множество причин для волнений. Но все волнуются в разных направлениях.Этот фильм сделали люди, которых беспокоит, как меняется современная семья. Им кажется, что для детей — и для общества — лучше, если у детей есть мать и отец. Желательно — мужчина и женщина, причем соединенные брачными узами. Еще им кажется, что отцы, воспитывающие свое потомство, должны обладать бесстрашием. И что поддержать в них отвагу может помочь религия.
Левый, атеистический фланг американского общества, наоборот, приветствует метаморфозы семьи. 22 октября телекритик Роберт Ллойд изложил это кредо в «Лос Анджелес таймс»: «Семья всегда была более растяжимым явлением, чем признают те, кто хочет втиснуть ее в самые узкие рамки. По мере того, как наука меняет характер деторождения, а интернет увеличивает поток информации, понятие семьи растягивается во все новых и неожиданных направлениях». Левым это растяжение очень нравится.
К религии же американские атеисты относятся не то что с неприязнью, а с ненавистью. Пугают, что если дать ей волю, она поработит страну и натворит ужасов: и молитву в школе введет, и Дарвина отменит, и однополые браки запретит заодно со свободомыслием, а Гарри Поттера сожжет на костре за колдовство.
Правда, опасна только христианская религия и вообще все эти иудео-христианские дела: добро и зло, душа и прочая мистика. Ислам, это мирное и безобидное верование, не вызывает у левых отрицательных чувств.
Ну и что, скажет рассудительный читатель. Общество свободное. В нем идет обыкновенная идейная борьба. Одни верят каждому слову, написанному в Библии. Другие — в «Коммунистическом манифесте». Одни за то, чтобы человек трудился лично над собой и старался стать лучше в соответствии с господними заповедями. Эти за обычную семью.
Другие за то, чтобы дружным коллективом вытаптывать пороки общества, и чтобы было больше ветряных мельниц. Они за семью безбрежно «растяжимую».
Нам-то что, пускай себе борются.
Что они и делают.
Но те, кто думает, что это их не касается, к сожалению, ошибаются. Как будет показано ниже.
Билл Косби
Одним из борцов на переднем крае неожиданно стал Билл Косби.
Он афроамериканец, родился в 1937 году. Мама — домработница, отец — матрос военного флота, в семье было четверо детей. Билл сильно увлекался спортом, а также подрабатывал чистильщиком обуви и грузчиком в магазине, и поэтому завалил десятый класс. Выучился на сапожника, но заниматься этим всю жизнь не пожелал.
Отправился служить во флот, был военфельдшером в госпитале, лечил солдат, раненых в Корее.
Тут он сообразил, что надо учиться дальше, и заочно окончил школу. Поступил в университет на стипендию для легкоатлетов. Проучился два года, подрабатывал барменом. Выяснилось, что он шутник и остроумец. Он еще в школе любил всех смешить.
Приехал в 1962 году в Нью-Йорк, стал выступать в кафе, потом на телевидении, и в шоу-бизнесе у него заладилось. Три года спустя он уже играл одну из главных ролей в популярном телесериале — чего негритянским актерам до него не удавалось — и получил три премии «Эмми» подряд.Вместо того, чтобы почить на лаврах, пошел в аспирантуру, куда его приняли без университетского диплома. Но не за цвет кожи, а за полезность для общества. Работал при этом в шоу-бизнесе, как проклятый. У него уже было свое комедийное шоу для детей, и он написал диссертацию, как оно участвует в воспитании младшеклассников. В 1976 году получил за это степень доктора педагогических наук.
В 1984 году он добился огромного успеха и славы. Начался его собственный комедийный сериал The Cosby Show, который шел восемь лет. Несколько эпизодов я видела. Это было очень смешное и небывалое зрелище. Во-первых, его героями была семья негритянских интеллигентов — папы-врача (сам Косби) и мамы-юристки. Во-вторых, там не было абсолютно никакого скулежа про угнетение черных. Косби это было просто неинтересно. Когда воинственные соплеменники обвиняли его, что он не поднимает в своем сериале «расовых вопросов», он добродушно объяснял: если то, что кажется мне смешным, вызывает смех и у белых, значит, мы одинаковые. Вот и решен расовый вопрос.
Интересно ему было про семейные отношения, в которых он, женатый около тридцати лет и отец четверых детей, кое-что смыслил, и которые, как было ясно из его сериала, отражают состояние общества.
Но в последнее время этот умнейший, талантливейший и достойнейший человек, почетный доктор 12 университетов, обладатель множества премий, кавалер высшей награды США — Президентской Медали Свободы, лауреат премии Марка Твена — словом, живое воплощение «американской мечты», стал все больше приходить в уныние.
В 2004 году как раз подошло 50-летие решения Верховного Суда о десегрегации школ (чтобы черные и белые дети учились вместе). Косби пригласили выступить на торжестве по этому поводу, устроенном главной негритянской организацией NAACP.
И он произнес им взволнованную речь о том, что решение это было принято зря.
Главный смысл этой знаменитой речи, вызвавшей большой скандал, состоял в том, что афроамериканская семья погибает. Женщины начинают рожать в тринадцать лет и заводят внебрачных детей от многих мужчин. Никакого родительского воспитания нет. Вместо воспитания детей балуют, это проще. Половина из них бросает школу. Когда мать видит свое чадо в оранжевом арестантском комбинезоне, она начинает причитать, что он ничего не сделал. Где она была, воскликнул Косби, когда ему было два года? Двенадцать лет? Восемнадцать? Как это она не знала, что он ходит с пистолетом? И где его отец, и почему она не знает, где он? Да на нее тоже надо надеть этот комбинезон!
Я слышу, сказал Косби, что злая полиция стреляет в бедных мальчиков, если они стянули кусок торта. Мне тоже в детстве хотелось торта, а денег не было. Но я знал, что если я его украду, то опозорю этим свою мать и всю семью. Вот чего я боялся — а не того, что меня выпорют.
Выступление Косби вошло в историю под названием «Речь о торте» (Pound Cake Speech).
Хватит валить все на белых, сказал дальше отважный Косби. Самим надо приводить себя в порядок. А люди не то что учиться — даже по-английски не хотят говорить. Мы тоже на улице говорили по-уличному. Но приходя домой, переходили на нормальный язык, потому что в семье это было нельзя. Как можно учиться на исковерканном языке? Как авиадиспетчер может посадить самолет или врач будет лечить на этом дрянном жаргоне, который даже я не понимаю? Я винил детей, но перестал, когда услышал, как говорят взрослые.
Люди изо всех сил борются за то, чтобы остаться невежественными. Знаменитые баскетболисты, мультимиллионеры, не в состоянии написать несколько строк. Богатейшие бейсболисты не умеют читать.
Надо привести в порядок свои районы, завести свои рестораны, аптеки, агентства недвижимости — и не для того только, чтобы их грабить. По нескольку поколений живет в «проектах» (государственных квартирных домах, превращенных в трущобы) и даже не пытаются из них выбраться.
Зачем принимали постановление о десегрегации образования, когда оно оказалось ненужным?
Люди надеются на Иисуса — что он все им сделает. Посмотрите на витражи в церкви, где изображен Иисус. Он серьезный, не улыбается.
Станьте настоящими родителями, займитесь воспитанием детей — и тогда Иисус вам улыбнется, — призвал в заключение Косби.
Никакого толку от этой речи не было. Болезнь слишком запущена. В негритянских гетто, которые полагается почему-то именовать «внутренними городами», сегодня всего 28 процентов детей имеют отца и мать.
По всей Америке в 1960 году вне брака рождалось 5,3 процента детей, а в 2005 году — уже 36,8 процента. Левые вовсе не считают, что это тревожная статистика. Может быть, в прогрессивных условиях безотцовщины молодежь растет более здоровой, умной и честной?
Донор номер 150
Любопытно, что в «не-традиционных» — то-есть, гейских — семьях дети инстинктивно тянутся к нормальному порядку вещей. В недавнем художественном (и пугающем) фильме «У детей все в порядке» (The Kids Are All Right), вызвавшем восторг левой критики, двое детей, произведенных матерями-лесбиянками от анонимного донора, пускаются на его розыски. Они хотят иметь отца. Конечно, фильм показывает, что дети глубоко неправы и от отца одни неприятности, но душевное движение детей передано правдиво.
А 23 октября по каналу KOCE (Public Television) демонстрировалась документальная лента режиссера Джерри Ротвелла «Донор неизвестен».
Она несколько нарушила мой душевный покой, так как убедительно обрисовала масштабы катастрофы. Но создатели фильма делали его как оптимистическое, бодрящее произведение. Правда, для поддержания оптимизма они о многом умолчали.
Его герои — несколько молодых девушек и один юноша, живущие в разных концах страны. Только одна девушка живет с матерью и отцом (которого нам не показывают). У остальных матери — лесбиянки.
«Мои мамы очень меня любят, — говорит студентка Джо-Эллен. — Когда мне было семь лет, они сказали, что отца у меня нет, что я зачата от донора спермы, и всем знакомым любят об этом рассказывать. Так что я не знаю, что такое отец».
А знать-то ей все-таки хочется!
Но, к ее радости, в доме хранится краткая анкета, заполненная анонимным донором. Его номер 150. Там написано, что он танцор, что учился на философском факультете, и что его глубочайшие помыслы чисто духовные. При помощи интернета Джо-Эллен выясняет, что от этого донора получено не меньше 15 детей. Она начинает их разыскивать.
Все это уже жутковато. И когда некоторые из детей под напором Джо-Эллен, наконец, встречаются, очень мило обнимаются, сравнивают, что у них общего внешне, то все-таки слово «жутко», «странно» (weird) невольно доминирует в их бодрых беседах.
А дальше в дело вступает прогрессивнейшая газета «Нью-Йорк таймс» — коллективный агитатор и организатор всего лучшего в американском обществе. Она публикует радостную статью о новообретших друг друга братишках-сестренках. Чем, конечно, весьма способствует дальнейшему развитию событий. И наводит на мысль, что институт цензуры, возможно, был не так уж и вреден.
Под влиянием газеты выясняется, кто такой донор 150.
Юноша Флетчер воображал себе романтического «папу» — может быть, пианиста. Ведь его мамы, прочитав донорскую анкету, прежде чем употребить сперму по назначению, даже прослезились. Там было так красиво написано: «Земная жизнь преходяща, и радости мира эфемерны». Поневоле всплакнешь. У одной из мам, впрочем, мозги не перекошены до конца. Она честно говорит: «Вообще-то для сына важен отец. Мы не можем научить Флетчера, как быть мужчиной». Но не видно, чтобы это ее огорчало. Зато уже видно, что симпатичному Флетчеру стать мужчиной, возможно, и не грозит.
Донора 150 нам демонстрируют подробно и любовно. Его зовут Джефф, он высокий и недурен собой. Впалые щеки, прическа «конский хвост», ярко-голубые глаза. Живет на Венис-бич, в самом «богемном» месте Лос-Анджелеса. Там на парковке стоит его жилье — старый трейлер, он же средство передвижения. Есть у него и дети — две обожаемые собаки и голубь. В трейлере хаос, прикрытый пестрыми шалями и накидками. Джефф, видимо, неплохой человек. Прочитав статью в газете, он всполошился, рассердился и перепугался. Но потом успокоился.
Прихорашивается к приезду детей, даже собак купает в мойке-автомате. Трогательно дарит сережки Джо-Эллен, которая прибыла первой. Даже травку при детях не курит. Она потом скажет в камеру: «Я увидела себя в нем. Он добрый. И очень-очень эксцентричный».
Джефф объясняет, что его миссия в жизни — предупреждать человечество об опасности. Ведь вокруг заговоры. Скоро все и вся приватизируют, какой ужас. Миром управляет элита. Одна техника у нее явная, другая тайная — контролирует погоду, вызывает землетрясения. Дело идет к фашизму.
Дети ему понравились. Когда они уезжают, покатавшись с ним на велосипедах по пляжу, он говорит: «Я рад, что у меня такие хорошие друзья».
Бедняга Флетчер тоже доволен, что у него есть что-то вроде сестер и братьев. Но про Джеффа говорит откровенно: «Я не чувствую, что это мой отец. Не думал, что это будет хиппи, живущий на паркинге».
Джеффа вообще-то жалко. Он из «приличной» семьи. Говорит, как образованный человек. Не лишен чувства юмора. Читает вслух «Алису в стране чудес». Мечтает о домике, и может быть, даже о подруге. Чтобы любила собак и позволяла им спать в постели. Но отец-военный был якобы алкоголик. Джефф с детства страдал депрессиями. Что-то он даже упоминает о шизофрении. А работать, когда вырос, то ли не мог, то ли просто не желал. Его фотографии в молодости — в голом виде — ясно говорят о том, чем он занимался. Какой там «танцор»... А потом нашел недурной источник существования — сдавать сперму, по два-три раза в неделю, по 50 долларов за порцию. Жил так припеваючи восемь лет.
И «помог привести в мир», по восторженному выражению одной из мам Джо-Эллен, много-много детишек. Во всяком случае, сдал доз пятьсот.
Сильное впечатление на меня произвело место, где эта процедура происходит. Ее владелец, любезный господин с бородкой, именует себя доктором. С гордостью показывает свое заведение. Действительно, похоже на медицинский офис. Регистратура, полки, папки. У доноров, конечно, проверяют здоровье. Только, как видно из фильма, не психическое. Для сдачи продукта отведены чистенькие «мастурбатории» — там скамеечки, унитазы, в углу скромно сложены порно-журналы. На доктора трудятся не покладая, так сказать, усилий, 250 доноров. Отдельные из них имеют внешнее сходство со звездами. Клиентам предлагают возможность, что ребеночек будет похож на Бена Аффлека. Очевидно, за дополнительную плату, но без гарантии. 30 тысяч аккуратно упакованных порций спермы в год доставляет клиентам быстроходный FedEx.
Фильм кончается горделивой репликой замечательного доктора: «Мы влияем на будущее. И это только начало».
Даже если оставить в стороне устрашающую психологическую сторону всех этих встреч и узнаваний, которой в основном занят фильм (хотя она очень не маловажна), трудно не испытать ужаса и от того, что фильм старательно обходит.
Десятки тысяч людей обзаводятся детьми от «доноров», которые далеко не принадлежат к лучшей части человечества. Полубезумный люмпен и наркоман Джефф, наверно, еще не худший вариант. Ясно, что отнюдь не исключены генетические изъяны.
Чем больше таких детей на свете, тем выше возможность инцеста. Об этом фильм, конечно, не упоминает. Кстати, Билл Косби в своей «речи о торте» этого коснулся. Он сказал, что при беспорядочном размножении не исключено соитие с собственной бабушкой.
Забавно также, что левые ненавистники капиталистической «жадности» нисколько не осуждают такую «здоровую» коммерческую деятельность, как нажива на сперме. Только бы подорвать, а там и уничтожить два ненавистных института — семью и религию.
«Отважные»
Фильм «Отважные» ничего этого не касается. Он ни с чем не спорит. Ни с кем не вступает в полемику. Никого не изображает сатирически. Ни о каком атеизме или гомосексуализме ни словом не упоминает.
При этом я никогда не читала таких злобных рецензий левой прессы, как отзывы на этот фильм. Не часто приходится встречать в кинокритике слово «дерьмо» — и не в одной статье. Об эпитетах вроде «тошнотворно» я уж не говорю.
Сценарий написали братья Алекс и Стивен Кендрики. Живут и работают они в городе Олбэни, штат Джорджия. Место работы — баптистская Шервудская церковь. Братья — священники.
Алексу 41 год. Он окончил университет по специальности Communications — то есть, по масс-медиа. И до того, как поступить в духовную семинарию, был ди-джеем на христианской радиостанции. А с 1999 года служит в церкви Шервуд.
В 2003 году Алекс прочел научную статью о том, что на детей кино воздействует эффективнее, чем церковь. И решил заняться кинематографом, к которому его сердце, вероятно, лежало уже давно. Вместе с братом и двумя другими пасторами они основали прямо при церкви кинокомпанию «Шервуд пикчерз».
Цель у них была скромная — снять фильм для показа своим прихожанам. Братья сочинили сценарий, Алекс поставил его и сам сыграл главную роль — жуликоватого торговца машинами, который, после того как его публично разоблачили, с помощью церкви становится на верный путь. К их удивлению, к фильму Flywheel проявили интерес жители округи, и в результате было продано 300 тысяч компакт-дисков. Тогда, по словам Алекса, авторы начали молиться и просить Господа, чтобы он внушил им тему для следующей картины. Вседержитель не отказал в этой просьбе, и в 2006 году был снят фильм Facing the Giants. Его героем был футбольный тренер, у которого все не ладится в жизни. Но, обратившись к Богу, тренер учится не роптать и не унывать, работать изо всех сил, и дела его начинают идти на лад. Производство стоило 100 тысяч долларов (конечно, все исполнители, местные жители, трудились бесплатно), фильм пошел в прокат и собрал 10 миллионов. А следующая картина Fireproof (2008) — о том, как супругам удается избежать развода — имела еще больший зрительский успех и, при бюджете в полмиллиона, заработала уже 30 миллионов.
Помогло священникам и то, что Алекс, с помощью писателей-профессионалов и, разумеется, Господа, превратил сценарии всех фильмов в романы. Последний из них 115 недель пребывал в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс», и было продано 5 миллионов экземпляров. Он переведен на 25 языков. Так что пасторы на Бога надеются, но сами отнюдь не плошают.
Беспристрастные критики считают «Отважных» лучшим фильмом из четырех. Пока что он собрал 21 миллион, но это еще далеко не вечер.
Мне он очень понравился.
В нем пять героев: четверо полицейских (один из которых афроамериканец) и строительный рабочий-латино. Видно, что таких людей исполнители знают, потому что среди них живут, и им легко веришь. А Алекс Кендрик в роли Адама вообще играет не хуже, скажем, Джорджа Клуни. В сцене, когда он горюет о погибшей дочке, я бы еще посмотрела, у кого лучше актерская техника.
Знают авторы и заботы, и проблемы этих людей. Полицейские не только борются с чернокожими бандитами, торгующими наркотиками («расовые стереотипы»! — кричала левая критика), что придает сюжету энергию (погони и схватки). Приходится решать, как быть, когда один из копов, Шейн, поддается соблазну и припрятывает конфискованное зелье. А когда только что принятый в банду подросток начинает интересоваться дочерью полицейского Нейтана, отец делает все, чтобы уберечь девушку от этой дружбы. Он не грозит ей и не пугает. Он старается укрепить в ней чувство собственного достоинства и гордости.
Интересна и неожиданна линия рабочего Хавье. Получив, благодаря счастливому случаю (или божественному вмешательству?), так нужную ему работу, он трудится изо всех сил, и идет на повышение. Для этого, как говорит ему с глазу на глаз хозяин, нужно будет согласиться всего лишь на небольшой подлог финансовых документов. Кое-что утаить от проверки. Хавье страшно хочет стать менеджером. Но и совесть у него, оказывается, есть. Он принимает трудное решение. Принимает свое решение и босс.
Средоточие фильма — миссия отцовства. У всех героев есть дети. Не все они безупречные отцы. Адам после гибели маленькой дочери проникается сознанием того, что ему надо пересмотреть отношение к своему отцовскому долгу. По велению сердца — и этому веришь — он хочет пройти особую церемонию в церкви, пообещать Богу, что никогда не пренебрежет своими родительскими обязанностями. И неожиданно самый молодой из полицейских, у которого где-то растет не знакомая ему, случайно прижитая дочка, под влиянием Адама решает попробовать поменять жизнь.
Пусть «Отважные» не шедевр, хотя снят фильм вполне профессионально. Но он оригинален. Сделан умно, от души и для души. Его искренность и деликатность обворожительны. Его приверженность вере не фанатична. Это вера в человеческое благородство и моральную чистоту. Его авторы очень хотят хоть капельку изменить мир к лучшему. В нем есть симпатичный юмор. И смотреть его интересно.
И поэтому на сайте «Гнилые помидоры» наблюдается любопытная картина. Всего 29 процентов наших передовых критиков одобряют фильм. А наш несознательный зритель отдает ему 93 процента своих симпатий.
****
Добавить комментарий