Неужели уже год, как ушел Михаил Михайлович Козаков?!
Вот он перед нами в ЛИНИИ ЖИЗНИ на канале КУЛЬТУРА – живой, мужественно красивый и совсем не старый, хотя и с отрощенной, очень ему идущей бородой. Лицо философа, мудреца, но не аскета, а человека, любящего и постигающего жизнь. Наверное, таким был Соломон Михоэлс. Как жаль, что уже в постперестроечные годы Козакову не дали ни поставить фильм о великом Михоэлсе, ни его сыграть. Правда, перекличка двух артистов состоялась. Козаков в конце жизни гениально сыграл в Театре имени Моссовета коронную роль Соломона Михайловича - короля Лира.
Если вспомнить, что начинал он свой путь ролью шекспировского Гамлета у Охлопкова, то можно сказать: кто-то наверху позаботился, чтобы линии его жизни сомкнулись.
Видела Михаила Михайловича у нас в Бостоне, общалась с ним, брала у него интервью до и после поэтического представления. Ощущение от общения было то же, что и сейчас, когда вижу его в студии, отвечающим на вопросы зрителей, – предельная искренность, артистизм, глубочайшие интеллект и культура плюс какая-то особая идущая от него могучая волна, магнетически действующая на собеседника.
В роль короля Лира он многое привнес от себя: например, внуков-детишек, стайкой окружавших «дедушку»- короля, или псалом Давида, читаемый Козаковым-Лиром на древнееврейском языке.
Псалом остался в его памяти еще с тех четырех с половиной лет, что артист провел в Израиле. Об этих годах он говорит: «Мне там не было душевно комфортно. Было ощущение, что я здесь временно». Оно и понятно: актер связан с языком, с публикой. Маленький Израиль не вмещал всех актерских и режиссерских задумок мастера, ему не хватало там простора, возможностей, не хватало привычного российского зрителя...
Михаил Михайлович умер в Израиле, но похоронен в Москве, на Введенском кладбище. Об этом месте он писал в своей автобиографической дилогии как о кладбище–клене, самом красивом на земле. Там лежит его отец, тоже Михаил Козаков, нежно и трогательно любимый сыном.
Свою встречу со зрителем Козаков завершил своим любимым Пушкиным, стихотворением «Если жизнь тебя обманет». И здесь я снова заметила некую символическую цикличность. В самом начале передачи Михаил Михайлович процитировал слова Блока, ставшие для него «формулой жизни»:
«Всё, что человек хочет — непременно сбудется, а если не сбудется, то и желания не было, а если сбудется, не то — разочарование только кажущееся. Сбылось — именно то!»
Вот и у самого Козакова, хочется в это верить, - «сбылось именно то»: он прожил счастливую жизнь, до краев полную творчеством. Он был Гамлетом, Лиром, пушкинским Пророком.
Нет, жизнь его не обманула! Она подарила и ему, и нам, зрителям, незабываемую встречу с вечным искусством.
Михаил Козаков: о себе и о времени
http://www.chayka.org/node/1516