Once Upon a Time in Anatolia
Сценарист и режиссер Нури Бильге Джейлан
Турецкие фильмы нам доводится видеть не часто. Этот показывают здесь, вероятно, потому, что он сделан 52-летним автором, уже утвердившимся как классик кино Турции. В прошлом году в Каннах фильм получил Большой приз жюри и премию «Золотая карета» за «смелость и независимость мысли». Режиссера хорошо знают и в России. Там творчество Джейлана почему-то считают близким Тарковскому, и пригласили его на юбилейный праздник (80-летие Тарковского), который состоится в Плесе. Хотя мне кажется, что он скорее из той же «школы», что Алексей Герман. Но, конечно, по одному фильму трудно судить.
Фильм начинается с очень короткой вводной сцены, где мы видим сквозь мутноватое оконное стекло, как где-то в помещении, похожем на склад, садятся за выпивку трое мужчин. Сцена на этом прерывается.
Затем мы переносимся на пустынную анатолийскую равнину. Ночь. По проселочной дороге ползут две легковушки и газик. Возле артезианского колодца они тормозят, и из машины выводят человека в наручниках. Пассажиры «кортежа» — шеф полиции, прокурор, врач, охранники и двое землекопов с лопатами. Тот, что в наручниках — убийца. Он должен указать им, где закопан труп его жертвы.
Всклокоченный, растерянный убийца бормочет, что плохо помнит место — «Был пьяный». Вроде бы там рядом было поле.
Все снова грузятся в машины. Целую ночь они будут путешествовать по равнине в поисках трупа. Видно, что преступник и вправду с трудом вспоминает, как было дело.
А мы постепенно знакомимся с участниками поисков. У каждого из них своя жизненная трагедия. Шеф полиции и прокурор поверяют свои беды молодому, молчаливому доктору. У шефа очень болен сын — настолько, что страдающий отец весь ушел в работу, чтобы пореже бывать дома. У прокурора есть друг, молодая жена которого внезапно умерла, успев произвести на свет ребенка и объявив мужу о своей скорой смерти. Доктор скептически относится к ее предсказанию. Он полагает, что женщина покончила с собой. К финалу мы поймем, что, вероятнее всего, так оно и было. И что речь шла о жене не друга, а самого прокурора.
Труп, наконец, находят. Он связан, как связывают забитых свиней. Это вызывает ужас и гнев шефа полиции. «Не влезал в багажник», — поясняет убийца.
Веревки разрезают, тело пытаются уместить в полицейскую машину. Все это показано обстоятельно, во всех деталях (хотя Джейлан вовсе не хочет нас напугать, и чувство меры ему не изменяет). Нагнетание беспощадно честных подробностей постепенно переходит в ощущение беспросветной мрачности человеческого существования.
Вместе с врачом мы присутствуем и на вскрытии, где выясняется, что убийство, возможно, было особенно жестоким. Узнаем, что было причиной преступления. И понимаем, почему доктор сказал, что он не хочет иметь детей. Хотя он долго смотрит из окна прозекторской на сынишку убитого, которого мать ведет в школу. Мальчик не знает, что убитый не был его родным отцом...
Фильм очень длинный — два с половиной часа, действие разворачивается медленно. Мне не было скучно смотреть. Прекрасно играют актеры, убеждая нас в абсолютной подлинности своих персонажей. Но, конечно, это картина, как говорится, «на любителя». Она «разговорная», в ней как бы «ничего не случается», хотя на самом деле Джейлан искусно ведет зрителя от одной тайны к другой.
На сайте «Гнилые помидоры» критика пребывает в восторге — 95 процентов одобрения. Зрители дали 76 процентов положительных оценок.
ðððð
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий