— Профессор, какова главная мысль книги и кому она адресована?
— Главная задача книги — попытка создать иное представление о средневековой Европе, которая включает Киевскую Русь, то есть всю Восточную Европу с будущими Россией, Украиной и Беларусью. Сейчас превалирует устоявшееся в годы Холодной войны представление о том, что средневековая Европа разделена на Запад и Восток, которые были мало связаны. На самом деле в XI и XII веках Европа от Уральских гор до Атлантического океана и от Скандинавии до Средиземного моря была связана браками правящих кланов, религиозными и культурными связями. Современные же историки игнорируют эти факты, больше руководствуясь современной политикой, чем средневековой реальностью. На какую аудиторию рассчитана моя книга? В основном, на академическую, на учёных, изучающих Средние века, историю славян, а также на всех тех, кто интересуется средневековым миром, кто не имеет учёной степени и просто хочет знать, как выглядела средневековая Европа.
— Есть ли что-то общее между Киевской Русью и сегодняшней Россией?
— И современная Россия, и современная Украина — обе претендуют на роль единственного прямого наследника Киевской Руси. На самом деле таковой не является ни та, ни другая. Но и та, и другая корнями уходят в Киевскую Русь. Россия, особенно Московия, много взяла у Киевской Руси, то же относительно Украины — особенно в том, что касается связей с Западом. Это заметно и во времена Польско-Литовского содружества, и у русинов. Связи прослеживаются и у Западного мира в его корнях, ведущих к XI и XII векам. Так что Киевская Русь — прародительница и России, и Украины, а не только России или только Украины.
— Какую роль, положительную или отрицательную, для средневековой Киевской Руси и для будущего России сыграли Византия и византийское наследие?
— Для Руси того времени, я думаю, влияние Византии сыграло положительную роль. Это то, что мы в средневековой истории или в истории России называем, так сказать, «Византийским содружеством». Мы считаем, что Византия управляла Русью и всей Юго-Восточной Европой. А на самом деле, Византию в то время рассматривали как идеальную империю и Русь, и Польша, и Венгрия, и Германия, и Франция, и даже англосаксонская Англия... Византия была римско-христианской империей. Ярослав Мудрый строил Киев по византийско-римскому образцу. Византийские идеи господствовали почти во всей тогдашней Европе. Так что для Руси XI-XII веков влияние Византии сыграло положительную роль. Однако для более позднего средневековья и далее — то, что Россия ориентировалась исключительно на Византию, сыграло, по мнению многих историков, отрицательную роль. Я думаю, что есть и плюсы, и минусы в привязанности Руси к Византии.
— А помимо Византии чьё влияние на Киевскую Русь было больше — Европы или Азии?
— Конечно же Европы, особенно христианской Европы. Мы видим, как взаимодействовала Русь с другими христианскими государствами. Судя по заключавшимся правящими семьями бракам, Киев предпочитал европейских монархов, а не половцев. В свою очередь правители половцев стремились выдавать своих дочерей за христианских правителей Руси. И половчанки, выходя замуж, принимали христианство и брали христианские имена. Так что доминирующее влияние на Киевскую Русь оказывали европейские христиане.— Каковы были отношения Киева и Новгорода — с вашей точки зрения?
— Конечно же эти отношения менялись в изучаемом времени. В XI и XII веках Русь была царством, управлявшимся Великим князем в Киеве. Он контролировал и Новгород. Но во второй половине XII века Новгород избрал свой путь и установил строй не столько демократический, сколько республиканский. Новгородское вече избирало правителя. Так что поначалу Киев и Новгород были единым царством, но в середине XII века Новгород и некоторые другие государства, например, Полоцк, выбрали собственный путь.
— Видите ли вы некие параллели между распадом Киевской Руси и распадом Советского Союза?
— Интересный вопрос, о котором я никогда не думал. Может быть, на первый взгляд, стремление различных территорий к автономии и самостоятельной внешней политике. Как, например, сегодня Украина избирает для себя прозападный курс, а Россия старается укреплять связи с Востоком. Как государства Кавказа — одни ищут союза с Западом, другие — с Москвой. Похожая борьба политических взглядов имела место и в Киевской Руси: ориентироваться ли на Северо-Восток и на Московию, или на Запад, на Галицию? Это делает сравнение относительно правомерным.
— Какие уроки из истории Киевской Руси и средневековой Европы могут извлечь сегодня Москва, Киев и Европа?
— Историческую реальность не надо рассматривать с точки зрения современной политики. Киевская Русь — это Киевская Русь, а не Украина и не Россия. Она — прародитель обеих стран. И это нормально. Современная политика — это современная политика. А история средневековья — это история средневековья.
Добавить комментарий