Более того, они сделали 5-тонную копию одной из моаи, находящейся на острове, и в эксперименте передвигали ее вертикально. Для этого две группы людей с помощью канатов с двух сторон раскачивали статую, а третья группа находилась сзади раскачивающейся статуи. Эта задняя группа людей то отпускала канат, позволяя статуе наклоняться вперед, то опять тянула его на себя. В результате эти три группы людей позволяли статуе медленно вразвалочку шагать вперед, оставаясь в стоячем положении.
По мнению Липо и Ханта, удавшийся эксперимент позволяет предположить, что все статуи именно так и передвигались аборигенами по острову. Сторонники теории перемещения статуй из каменоломни к месту расположения на деревянных санях возражают, что в эксперименте использовалась сильно уменьшенная копия. Вес статуй на острове часто достигал 100 и более тонн, и логичней было бы перевозить их на деревянных полозьях.
Всего на острове Пасхи установлено около 1000 статуй, многие из которых весят более 20 тонн, а их высота превышает 6 метров. Большинство из них вырезаны в каменоломне у подножья вулкана Рано Рараку, там и сейчас находятся многие неоконченные моаи. В середине XIX века все моаи вне этой каменоломни были опрокинуты, сейчас около 50 статуй поставлены стоять вертикально на церемониальных площадках.
Согласно легендам, некий Хоту Мату (предположительно житель Перу), покинул свои родные места и поселился на этом маленьком полинезийском острове в юго-восточной части Тихого океана. Потом остров был поделен между шестью его сыновьями и многочисленными внуками. Жители острова передавали секреты изготовления и установки моаи из уст в уста по наследству. В этих скульптурах якобы концентрируется некая положительная энергия, которая способствует процветанию потомков первопроходца.
Ученые полагают, что статуи воздвигли переселенцы с Полинезии в XI веке. Согласно известному путешественнику Туру Хейердалу, посетившему остров в 1956 году, статуи моаи создавало некое туземное племя «длинноухих» (оно так называется потому, что по обычаю его члены удлиняют мочки ушей при помощи тяжелых украшений). Именно «длинноухие» передавали из поколения в поколение секрет изготовления и установки своих идолов. Основное же население острова, не имевшее удлиненных ушей и не знавшее секретов, превратили эти статуи в мистические культовые объекты.
Сам Хейердал считал, что «длинноухие» привезли культ моаи из Перу. По его мнению скульптуры изготовляли топорами из камня, причем, заготовляли много топоров, которые меняли по мере того, как в процессе изготовления идолов сами топоры раскалывались.
Добавить комментарий