The Imposter
Режиссер Барт Лейтон
Эта документальная лента меня просто потрясла.
В ней рассказано о том, как из техасской семьи Баркли в 1994 году исчез тринадцатилетний, младший сын Никлас. Поиски были безрезультатны. Как вдруг три года спустя пришло известие из... Испании. Пропавший Никлас почему-то объявился там. Кто-то увидел его скорчившимся в телефонной будке и позвонил в полицию.
Нэнси, старшая сестра Никласа, немедленно вылетела за океан и привезла пропавшего брата домой.
Мы, зрители, почти с самого начала знаем, что это никакой не Никлас. За него выдает себя самозванец, который открыто рассказывает об этом с экрана. Чудо состоит в том, что семья как будто не видит, что вместо голубоглазого блондина Никласа в Техас явился темноглазый брюнет, явно старше пропавшего, ничуть на него не похожий, и по-английски он говорит с сильным акцентом. Нам он объясняет, что захотел иметь семью и образование в Америке, потому что он внебрачный сын француженки и алжирского араба, никому не нужный и несчастный. Семье Баркли он рассказывает, что его похитили какие-то загадочные военные люди, держали его и других мальчиков в рабстве, пытали, насиловали и запрещали говорить на родном языке. И вот он чудом от них бежал, но психика его страшно травмирована. И семья принимает эти объяснения и ведет себя так, будто это действительно их «похищенный» сын!
Вот это поражает больше всего. Неужели люди могут быть до такой степени иррациональны и верить не в то, что видят своими глазами, а в то, что им хочется? Тем более, что и врач-психиатр, да и социальные работники постепенно разоблачают самозванца. Через три месяца притворяться становится невозможно.
Большие сомнения появляются и у местного частного сыщика. Этот пожилой человек начинает склоняться к страшной мысли, что, может быть, хриплоголосая мамаша Баркли и Нэнси с мужем только притворяются, что верят «Никласу». Может быть, они знают, что на самом деле случилось с мальчиком, а то и сами приложили к этому руку. Сыщик начинает собственное расследование, ожидая, что найдет труп настоящего Никласа.
К концу мы узнаем, кто такой самозванец. Узнаем также, что семья Баркли далеко не идеальна, что старший брат Никласа погиб от наркотиков. А с подростком Никласом случались такие ссоры, что едва ли не каждый месяц к ним вызывали полицию. Но тайна его исчезновения так и остается неразгаданной. А мы остаемся в остолбенении перед загадками человеческой психики и поведения.
Уже за одно то, что режиссер-документалист раскопал такой сюжет, он заслуживает самой большой похвалы. Но фильм к тому же и очень хорошо сделан. На сайте «Гнилые помидоры» 98 процентов критиков и 84 процента зрителей приняли его одобрительно
*****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий