Виктория Токарева в диалоге с Анатолием Малкиным в телефильме «Она написала себе роль»
Если кто не помнит, Домна Платоновна из лесковской «Воительницы» в самой первой фразе повести замечает своему визави: «Нет, уж ты, батюшка мой, со мной, сделай милость, не спорь!»
Почему нельзя спорить с Домной Платоновной?
А потому, что все равно за ней будет победа – недаром она «воительница», а спорящий уйдет, если не посрамленный, то в полном изумлении от всего им услышанного и увиденного.
К чести Анатолия Малкина, собеседника Виктории Токаревой в созданном им же телефильме, он предпочитает с писательницей не спорить, однако задает такие «крутые» и даже «каверзные» вопросы, что диву даешься, как она из них выбирается. Но выбирается, да еще как – с триумфом! И при этом норовит легко, с присущим ей юмором, поддеть собеседника, знай, мол на кого напал…
Четыре серии телефильма явно стали «хитом» теленедели. А Виктория Токарева и Анатолий Малкин – ее телегероями. Оба они проявили как незаурядный характер, так и талант – общения, знания извивов человеческой психики, умения так строить диалог, что самое интересное припасается под конец, чтобы уже в финале следовал тот самый аристотелевский катарсис – как в настоящей греческой трагедии…
И тогда под возникающую в этот драматический момент мелодию мы зрители начинаем прозревать, что вовсе не так проста эта немолодая женщина в дорогих шубах, сидящая внутри или на фоне роскошного загородного дома, говорящая о себе, что врала до 50 лет, с нежностью описывающая разнообразных «героев» своей жизни – в диапазоне от Сергея Михалкова до Владимира Войновича - и с восторгом отзывающаяся о «Кубанских казаках» Ивана Пырьева.
Имеет право – ибо все это свое, не заемное, и мнения свои она доблестно отстаивает как самая настоящая «воительница».
А с какой нежностью, проникновенностью, с какими не заемными подробностями и не увядшими ни на гран чувствами рассказывает она об Александре Володине, о Георгии Данелии!
И как легко подставляется в прототип нееловской героини из «Осеннего марафона»!
Посмотрев телефильм, нашла на интернете первый рассказ Виктории Токаревой «День без вранья». Написаннный на излете «хрущевской оттепели» (1964), он проскочил через узкое ушко тогдашней журнальной цензуры и был благополучно опубликован в журнале «Молодая гвардия». И что же?
Читается рассказ - хорошо сколочен, все детали зорко схвачены, и просматривается в нем не только "телесность", но и отлет в иные сферы, есть в нем некая "радуга", увиденная героем во сне и запретившая лгать.
Рассказ попал в нужную временную щель, дальше "хрущевское время" кончилось и шлюзы закрылись.
Многие сверстники Токаревой опубликоваться не успели. Она успела.
А там уже пошло и поехало – рассказы, книги, сценарии и фильмы, среди которых гордо возвышается «Мимино» - фильм, созданный в содружестве с Резо Габриадзе и Георгием Данелией. Это там молодой Буба Кикабидзе кричит в трубку: «Хочу Ларису!».
Реплика выросла из фразы, подслушанной Токаревой в магазине: покупательница-грузинка просила продавца: «Хочу курицу!»
Наблюдательная, цепкая, острая, обожающая красивые вещи и детей, временами хамоватая и циничная, нежная к тем, кто ей мил, бесконечно талантливая, Виктория Токарева…
Не интеллектуалка, не диссидентка (если сравнивать с Людмилой Улицкой) – другая.
Нет, она далеко не моя «героиня» - как и та лесковская «воительница». Но переспорить ее нельзя, победа все равно остается за нею.
«Она написала себе роль», 2 серия:
Полностью все серии можно посмотреть здесь: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/34206
***
Свободу Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву!
Долой средневековый суд с его Процессами!