ПОЛЯРНЫЙ
ЭКСПРЕСС
The Polar Express
Идет везде
Режиссер
Роберт Земекис
Это тоже мультипликация, поставленная знаменитым режиссером Земекисом (“Роман с камнем”, Romancing the Stone — 1984; “Назад в будущее”, Back to the Future — 1985; “Кто подставил Кролика Роджера”, Who Framed Roger Rabbit — 1986; “Форрест Гамп”, 1994). Земекиса привлекает игра с технической магией кино, и в этой игре он неизменно обнаруживает изобретательность и хороший вкус.
“Полярный экспресс” — экранизация известной, небольшой по объему (около 30 страниц) детской повести Криса Ван Олсберга. Это самая дорогостоящая мультипликация на свете. Ее производство обошлось в 170 миллионов долларов.
У картины неважная пресса и пока что не слишком большой кассовый успех, особенно по сравнению с “Невероятными”. Я пошла ее смотреть только потому, что заинтересовалась примененной там новой технологией. А ушла совершенно очарованная.
Незамысловатая история о волшебном поезде, который в рождественскую ночь приезжает за детьми и везет их на Северный полюс, в гости к Санта Клаусу, оказалась трогательной, человечной и умной. Это интеллигентная картина в полном смысле слова, что в наше время встречается не так уж часто.
Фильм превосходно выполнен изобразительно.
Удивительна и его техническая сторона. Новый метод, примененный здесь, называется performance capture, то есть улавливание и перенесение на экран актерской игры.
Персонажи мультипликаций играют: удивляются, ужасаются, восторгаются, — но все эти эмоции рисуют художники, от руки или на компьютере. Недавно возникла идея — пусть художники создают облик персонажей, а играть за них будут живые актеры.
На актеров надевают облегающие костюмы, усеянные крошечными датчиками, сделанными из отражающего свет материала. На теле исполнителя таких датчиков около 50, на лице — 150, чтобы уловить тончайшие оттенки мимики. Вокруг актеров устанавливают 70 специальных кинокамер, и они передают сигналы от датчиков на компьютер, создающий образы персонажей. А уж эти рисованные персонажи, за которых играют актеры, могут выглядеть как угодно. Суперзвезда Том Хэнкс вообще исполняет в “Полярном экспрессе” несколько ролей — проводника поезда, привидения-бродяги, Санта Клауса и... восьмилетнего мальчика.
* * * *
ОБРЕТЕНИЕ
НЕВЕРЛАНДИИ
Finding Neverland
Во многих кинотеатрах
Режиссер Марк Форстер
Это неплохая картина, но смотреть ее я порекомендовала бы в первую очередь тем, кто а) любит сказочную повесть “Питер Пэн” и б) является поклонником актера Джонни Деппа.
Фильм ставит перед собой труднейшую задачу: показать рождение творческого замысла. Речь идет о том, как английский драматург Джеймс Барри (его играет Депп) написал “Питера Пэна”. Действие происходит в 1903 году. Завязкой сюжета служит знакомство 43-летнего Барри с молодой вдовой миссис Дэвис, матерью четырех сыновей. Барри, человек эксцентричный и внутренне одинокий (хотя и женатый), привязывается к этой семье. Так же, как его будущий герой Питер Пэн, он словно не хочет становиться взрослым. К Дэвисам он является то в костюме пирата, то в облике индейца. Он завоевывает любовь мальчиков, хотя и не сразу. Один из них, Питер, упрямо держится особняком и говорит, что Барри ему не отец. (Как верно заметил ведущий американский кинокритик Роджер Иберт, Барри и не хочет быть Питеру отцом. Он хочет быть его братом). Но Барри побеждает отчужденность Питера, когда придумывает свою замечательную фантазию “Питер Пэн”, и она имеет оглушительный успех на лондонской сцене.
Тут любопытны некие параллели с историей гениальной сказки “Алиса в стране чудес”, написанной за 30 лет до “Питера Пэна”. Ее автор, математик Доджсон, известный нам под именем Люиса Кэррола, тоже был одинок. Кэррол питал слабость к девочкам. (Он говорил: “Я люблю детей. Кроме мальчиков”). Но у него, порядочного человека викторианской эпохи, проявления этой любви были вполне целомудренны. Она выразилась в том, что он сочинил “Алису в стране чудес” и “Алису в Зазеркалье” для девочки по имени Алиса Лиддел, дочери его знакомых. (Правда, он также любил фотографировать маленьких девочек обнаженными, но никогда не причинил никому из них вреда).
В фильме про Джеймса Барри мать миссис Дэвис скандализована неприличной близостью драматурга к семье ее дочери. Но эта близость тоже наредкость целомудренна. Барри не ухаживает за миссис Дэвис. Его явно тянет к мальчикам, в обществе которых он по-настоящему счастлив. Причем, если у этой привязанности и была сексуальная подкладка, то она никак не обнаруживается.
В фильме не все соответствует фактам. Сыновей у миссис Дэвис было не четверо, а пятеро, и в момент знакомства с Барри она вовсе не была вдовой. Это, однако, не имеет значения для сюжета.
В этой романтизированной биографии писателя Джонни Депп, который просто не умеет играть плохо, исполняет свою роль со вкусом и чувством меры, и на него все время интересно смотреть. Правда, у него мало общего с реальным Барри — усатым чудаком, носившим пальто слишком большого размера и постоянно кашлявшим от курения, но нам не обязательно это знать.
* * * *
ВЫТЕРПЕТЬ ЛЮБОВЬ
Enduring Love
Art houses
Режиссер Роджер Мичелл
Этот фильм так меня озадачил (я совершенно не поняла, про что он и зачем), что я прочла роман англичанина Иэна Мак-Юэна, на основе которого он сделан. Книга оказалась, в отличие от фильма, понятной и довольно интересной.
Это история Джо и Клариссы, двух интеллигентных, любящих друг друга людей, в жизнь которых нелепо врывается чужое несчастье. Поехав за город на пикник, они становятся свидетелями катастрофы воздушного шара. Несколько человек, случайно оказавшихся поблизости (Джо в том числе) бросаются спасать пассажиров. Один из спасающих гибнет, и Джо начинает мучиться мыслью, что они все в этом виноваты. Но этого мало. Среди спасающих оказывается некий Джед Парри. Он принимается преследовать Джо и превращает его жизнь в кошмар. Самое ужасное, что ни полиция, ни Кларисса не верят в угрозу, исходящую от Парри. Любовь Джо и Клариссы подвергается серьезному испытанию.
Книга написана от первого лица. Рассказчик, Джо — бывший физик, а ныне преуспевающий автор научно-популярных трудов. Его размышления, его внутренний мир определяют стиль романа.
Режиссер зачем-то решил все поменять. Никаких размышлений нет. Джо превращен в хмурого очкарика-преподавателя, читающего студентам колледжа дурацкие лекции о любви. Кларисса, преподаватель литературы, наоборот, сделана скульпторшей по имени Клер, которая лепит огромные бездарные головы. Важные и лучшие сцены романа — обращение Джо в полицию, приход убийц в ресторан и поездка Джо к бывшим хиппи с целью покупки револьвера — просто выброшены из фильма вообще. Утрачена логика повествования. На мой взгляд, от книги на экране мало что осталось.
Буду рада, если кто-то, посмотрев фильм, сочтет, что я ошибаюсь. Но мне он показался наредкость бессмысленным.
* * *
БЛИЖЕ
Closer
Идет
везде
Режиссер Майк Николс
Этот фильм вызывает большой интерес у зрителей, что вполне понятно. Один критик написал, что наконец-то появилась картина для взрослых людей о любви. Тут я бы позволила себе не совсем согласиться. Взрослое кино о любви — это картины Ингмара Бергмана. “Ближе” — фильм для полово-зрелых индивидов о сексе.
Это история двух влюбленных пар, которые меняются партнерами, и в конце-концов одна пара распадается, а другая восстанавливается. Главных притягательных моментов два.
Во-первых, английский драматург Марбер (это экранизация его пьесы) сочинил редкостный по откровенности диалог. Герои не занимаются сексом на экране, но ревнивые мужчины дотошно допрашивают своих изменниц-женщин обо всех подробностях их постельных эскапад. А те, хоть и не охотно, удовлетворяют их любопытство. Особое впечатление производит сцена с компьютером. Я когда-то видела этот спектакль в театре и все забыла — кроме этой самой сцены. Она не то что граничит с порнографией, а просто, по-моему, и является порнографической вставкой в это произведение. Но вставкой вполне органичной, нужной для такой фабулы.
Во-вторых, четверо героев необычайно привлекательны, а двое из них к тому же и суперзвезды (Джулия Робертс и Джуд Лоу), и все они излучают мощнейший заряд секс-аппила. Либидо на экране просто можно резать ножом.
Режиссер — прославленный Майк Николс (сын русского врача-эмигранта Пешковского) в свои 73 года находится в прекрасной форме. Конечно, такого шумного успеха, который он имел в 60-е годы со своими картинами “Кто боится Вирджинии Вульф” и “Выпускник” (дебют Дастина Хоффмана) у него уже нет. Но недавно он сделал превосходную сатиру на Клинтона “Основные цвета” (Primary Colors, 1998), а теперь в “Ближе” подтвердил свою репутацию профессионала высочайшего класса. Фильм легко и изящно поставлен, диалог отточен, актеры играют замечательно. Словом, развлекательная фантазия на сексуальную тему.
* * * *
- ***** - замечательный фильм
- **** - хороший фильм
- *** - так себе
- ** - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий