О проблемах образования
Последний выпуск «Культурной революции» был посвящен вопросу:
«Помогает ли образование воспитанию творческой личности?»
И вот два взрослых умных человека целый час спорили на эту тему.
А зачем спорить?
Понятно, что помогает. Но какое образование? Не всякое. Далеко.
Вот я вспоминаю свои школьные годы.
В пятом классе на уроке истории мы проходили французскую революцию.
И в шестом классе на уроке истории проходили французскую революцию.
Было некоторое удивление, в голове и на языке вертелся вопрос: братцы, это одна революция или разные?
Вопрос задан не был. Уже в позднем возрасте я сама догадалась, что революция была та же самая, просто во второй раз добавились некоторые подробности.
Сейчас, увы, они тоже выпали из памяти. Так что не могу вспомнить, какую именно из всех французских революций мы изучали. Скорей всего, Великую французскую.
Но запомнить на тех уроках ничего не удалось. В памяти осталось только бездонное детское удивление – как? опять? революция? французская? сколько можно?
Или, помню, Щука пишет на доске: «Комплексные числа».
И начинает диктовать, что такое эти самые комплексные числа.
А я тяну руку и спрашиваю: Анна Михайловна, а зачем они нужны – комплексные числа?
Спрашиваю с полным основанием, так как не понимаю и хочу, чтобы мне объяснили. Я ведь и про обычные числа то же самое могла бы спросить, но спрашиваю про комплексные.
А Щука, то есть Анна Михайловна, что мне отвечает?
- Чайковская, выйди из класса.
Точно так недавно среагировала одна современная учительница, когда ей ученик ответил, что победить в Великой Отечественной войне нам помогли Англия и Америка.
Она моментально среагировала на вражескую идеалогию и приказала: «Сорокин, выйди из класса» (о происшествии с сыном рассказывала Светлана Сорокина на «Эхе Москвы»).
А Щука? Сейчас-то мне понятно, на что среагировала Щука: «Вечно эта девчонка выпендривается, вечно ей больше всех надо».
И вот до сих пор не знаю ничегошеньки про комплексные числа, да и про все остальные тоже.
Математику-то преподавала у нас она... Анна Михайловна.
Очень важно, кто тебя учит. Вот прочитала в журнала НЕВА об одной поэтессе, кстати, живет в Филадельфии. Написано, что доктор филологических наук. Преподает в университете. Даже сообщается, какой у нее курс: «Искусство принятия решений в литературе, кино и шахматах».
Это не анекдот.
Имя этой поэтессы как-то часто стало мне попадаться. Сегодня же я его встретила в уважаемом мною журнале «Вопросы литературы». Выступает на круглом столе о Чехове. А вот тема: «Степь» в свете позиционного стиля».
И тут я вспомнила, что несколько месяцев назад я уже встречала имя филадельфийки на другом круглом столе - по поэзии Блока. В отличие от «Невы», в том журнале было опубликовано и выступление.
В нем поэтесса говорила, что для того чтобы глубже понять блоковскую строчку «О, я хочу безумно жить», ей понадобилось посещать семинар по теории безумия.
Она, бедная, поняла Блока в том смысле, что он хочет жить безумно, а он всего-навсего ОЧЕНЬ хотел жить. Было у него такое сильное желание...
Так что творчество, конечно, зависит от образования и от учителей.
Я бы даже сказала, что безумно зависит.
***
Свободу Михаилу Ходорковскому!