Есть близкие по смыслу понятия: подделка, эрзац. Мы привыкаем, что многое вокруг нас — не настоящее, и уже не удивляемся.
Но последний случай поразил — по крайней мере, людей старшего поколения. У них с советских времен осталось особое отношение к космосу (наша советская слава, романтика, великая мечта!), к ракетно-космической технике, к ее создателям. Эта сфера всегда была окружена неким ореолом. Каково же было узнать, что агрегаты для военных ракет и для космической ракеты-носителя «Союз» изготавливались... конторой «Рога и копыта»... в трех гаражах города Самара.
В Приволжье работает мощное конструкторское бюро ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П.Королева. Оно получило госзаказ на производство этих блоков. После завершения конструкторской части заместитель главного конструктора КБ Михаил Фирстов решил не отдавать производство нового изделия кому-то на сторону, а самому снять с него все выгоды. Мгновенно учредил предприятие под названием «Энком», во главе поставил своего сына. А руководство КБ отдало ему ракетно-космический заказ. Который исполнялся в гаражных боксах... Космические «Рога и копыта» функционировали полтора года. И всплыли на свет божий благодаря случаю. В Самарском КБ стали задерживать зарплату, сотрудники возмутились, пожаловались в Москву, оттуда прибыла комиссия, заглянула в бумаги и увидела...
В те же дни всплыло аналогичное уголовное дело — на 1,3 миллиарда долларов. Еще в 2006 году именно на такую сумму Алжир заключил договор с Российской самолетостроительной корпорацией МиГ. Мы обязались поставить 28 боевых самолетов МиГ и шесть учебно-боевых МиГов. С полным набором комплектующих изделий. В мае 2007 года Алжир получил первые 15 «МиГов». И обнаружил, что комплектующие — подделка, туфта. Последовал ультиматум, контракт на 1,3 миллиарда был сорван. Деньги пришлось вернуть. Истребители направили в российскую армию.
Уголовное дело по ст. 201 Уголовного кодекса РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) возбудили против первого заместителя генерального директора Сергея Цивилева и заместителя гендиректора по материально-техническому обеспечению Олега Фадеева. Следственное управление ФСБ сообщило, что именно они «подписывали договоры с коммерческими организациями на приобретение по существенно завышенным ценам комплектующих изделий, которые относятся к категории неисправных вне зависимости от их технического состояния, а также утверждали акты сдачи-приемки работ без замечаний при наличии очевидных нарушений со стороны исполнителя работ».
То есть знали, видели, что гонят контрафакт, действовали осознанно, отдавали отчет. Наверно, и в том, что максимальное наказание за подобные махинации — до 10 лет колонии. И не боялись.
В уже ушедшем году двух директоров компаний, поставлявших поддельные детали для алжирских самолетов, оштрафовали на 500 и 200 тысяч рублей, третьего — приговорили к 5 годам лишения свободы. А вот финал следствия против Цивилева и Фадеева обескураживает. Следствие тянулось ровно столько, сколько предусмотрено законом, дабы вышел срок давности. И недавно его прекратили — «по нереабилитирующим основаниям». В переводе на наш язык означает примерно следующее: они виноваты, совершили преступление, да вот карающий меч государства застрял в ножнах, не успел... Ведь не пьяный мужик курицу украл — начальники госкорпорации по производству военных самолетов сорвали межгосударственный контракт на 1,3 миллиарда долларов, нанесли ущерб международной репутации России.
Нельзя не вспомнить, что в наступившем 2013 году истечет срок давности по делу компании Daimler AG, расследование которого начало в 2010 году министерство юстиции США. Нити протянулись аж в 22 страны мира. Руководители Daimler признали, что давали взятки чиновникам, принимавшим решения о закупке машин. В России они в 2001-2003 годах выплатили более 5 миллионов евро — при контактах со служителями министерства внутренних дел, министерства обороны, Федеральной службы охраны высших должностных лиц, муниципальных властей Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Взяткодатель — установлен, сам признался. А получатели взяток — не названы. То ли до поры до времени скрывают от общественности, то ли не могут выявить, трудно идет следствие. И срок давности вот-вот выйдет, считанные месяцы остались.
Россияне склоняются к мнению, что борьба с коррупцией — имитация. Вот очень существенные, показательные для сегодняшней общественной атмосферы данные социологических опросов, проведенных Левада-Центром:
— Вы согласны или не согласны с тем, что нынешняя борьба с коррупцией ведется лишь для отвода глаз, чтобы отвлечь внимание населения от реальных проблем в экономике России и неспособности государства исполнить обещания, которые давал Путин во время предвыборной кампании на выборах президента весной этого года?
«Целиком согласен» — 25 процентов.
«Скорее согласен» — 35 процентов.
«Скорее не согласен» — 23 процента.
«Совершенно не согласен» — 4 процента.
— Как вы считаете, коррупционные схемы, в которые оказался втянут бывший министр обороны — проявление всеобщего разложения, коррумпированности власти?
«Да» — 80 процентов.
И, наконец, главное.
— Как вы считаете, скандал, в связи с которым Анатолий Сердюков был отправлен в отставку, это:
— начало систематической чистки высшего руководства страны от людей, которые злоупотребляют своим положением?
«Да» — 40 процентов.
— только предлог для снятия Сердюкова в связи со скрытой борьбой между собой разных группировок во власти?
«Да — 42 процента.
«Затрудняюсь ответить» — 18 процентов.
При всем пессимизме россиян, тем не менее, видно: что-то стронулось, появились надежды. Ведь голоса разделились практически поровну.
Поэтому с особым интересом слушали рядовые россияне послание президента Путина Федеральному собранию. Увы, ожидания не оправдались. Отметив важность борьбы с коррупцией для судьбы страны, Путин ограничился общими словами, известными и по предыдущим посланиям, и по другим выступлениям.
Когда президент страны заговорил об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции, раздались аплодисменты. Некоторым эти слова не доставили приятных минут. Но они тоже аплодировали. Почему? Потому, что частично победили, и рассчитывают победить в дальнейшем. К тому же они знают, где надо аплодировать. Независимо оттого, поддерживают планы президента или готовят тихий саботаж.
Действительно, к кому обращался глава государства со своим посланием? С правильными словами о законе и порядке, чести и совести, духовности и патриотизме. Если конкретно — к залу. А там сидели сенаторы-миллиардеры, кто-то из них — со счетами в зарубежных банках. Депутаты, не имеющие права на бизнес, но владеющие компаниями, и даже за границей. Представители силовых структур и судьи, в верность которых закону не верит абсолютное большинство россиян. Бизнесмены, платящие налоги иностранным государствам от доходов российских предприятий, построенных в России еще в советские времена, но зарегистрированных в оффшорных зонах.
И все они аплодировали. Такое было действо.
Президент сказал им:
«Если человек выбрал госслужбу, он должен быть готов к этим ограничениям, к общественному контролю, к выполнению специальных требований, как это принято практически во всех странах мира. Какое доверие может быть к чиновнику или политику, который говорит громкие слова о благе России, а свои средства, денежки, старается вывезти за границу?»
Это сильный публицистический ход. Однако за ним в сознании россиян следует цепь вопросов и рассуждений, выходящих далеко за рамки данного места и данного времени. Выходит, сам же чиновник не верит в государство, в закон и порядок, который сам же и укреплял 20 лет и уверял нас в стабильности.
«Прошу поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции, — продолжил президент. — Подождите аплодировать. Может, вам не всё понравится ещё. (Смех в зале.) Это требование должно касаться всех должностных лиц...».
Наверно, они аплодировали, в частности, тому, что президент не упомянул недвижимость. О ней он сказал отдельно:
«Что касается недвижимости за рубежом, то она в любом случае в соответствии с законом должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться и о стоимости, и о происхождении доходов, которые позволили ему совершить эту сделку».
В этом месте аплодировать было бы бестактно и опрометчиво. А тихое душевное ликование в стенограмме не отражается.
Законопроект о запрете на активы и недвижимость за границей для госслужащих внесли в Госдуму еще летом. Но он не просто забуксовал там, а встретил открытое (!) сопротивление политиков и чиновников.
«Для чего нужен такой закон — не пойму... Гораздо эффективнее было бы задать вопрос: почему выгоднее покупать недвижимость или приобретать активы за рубежом? Нужно создавать условия, чтобы выгоднее было в России». (Валерий Шнякин, сенатор от Нижегородской области.)
Среди оппонентов оказался даже председатель Госдумы Сергей Нарышкин. По его мнению, запрет на зарубежные счета и недвижимость за рубежом «к борьбе с коррупцией не имеет никакого отношения... Предлагаемые меры могут привнести дополнительную коррупционную составляющую и вынудят искать теневые пути даже тех, кто до сих пор открыто декларировал свою собственность».
И глава президентской администрации Сергей Иванов раздвоился в мыслях и чувствах. Согласившись с запретом на счета в зарубежных банках, он отметил, что одно дело — замки в Швейцарии, Великобритании, другое дело — двухкомнатная квартира в «хрущобе» в Болгарии, которая намного дешевле, чем в России.
«Квартиру в Болгарии» как аргумент приводили многие. В результате, как мы услышали, запрет на недвижимость сняли полностью, включая обширные лондонские владения вице-премьера, домик в Монако премьера открытого правительства и прочие «замки в Швейцарии». А то у нас не то иронизировали, не то всерьез предрекали, что рынок недвижимости в Европе рухнет: по законопроекту, хозяева должны были ее продать в течение 6 месяцев после вступления закона в силу.
Но счета в загранбанках закроют. И что будет? Сколько у нас госслужащих? Штатских и в погонах. Примерно 2,2 миллиона. Сколько из них держат деньги на Западе? Нашлись ёрники, которые впали в саркастический ужас: да если наши срочно снимут все свои бабки, то в Европе разразится банковский кризис! Только напрасны надежды на удар русским рублем (то есть долларом) по НАТО и ЕС. Чиновники придумают, на кого переписать активы. Если нельзя на детей, есть свояки, шуряки и племянники. Например, в Краснодарском крае племянница губернатора со студенческих лет — крупнейший бизнесмен, владелица всего на свете. Причем тут губернатор?
Конечно, есть риск, когда распоряжаешься деньгами, имуществом через подставных лиц. Мало ли кому что в голову взбредет. И вообще... Потому-то впервые за 13 лет правления Путина чиновники, депутаты и сенаторы открыто выступили против. Да еще воззвали к закону, грубо говоря — к общечеловеческим ценностям.
«Я выступаю за то, чтобы все россияне, а не только чиновники, имели право решить, где им хранить свои сбережения» (Василий Кичеджи, вице-губернатор Петербурга).
«Любое ограничение права является неправильным» (Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров).
«На сегодняшний день существуют только три страны мира, и то они находятся в Африке, где существует подобная законодательная практика, — заявил заместитель председателя Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев, сын Владимира Жириновского. — А мы стремимся к Европе, ведем переговоры об отмене визового режима... С какой стати запрещать иметь недвижимость и счета, какая разница, где лежат деньги?.. Мы все свободные люди, покупаем, где хотим и что хотим... Вслед за запретом на зарубежные счета и недвижимость может возникнуть идея ввести запрет вообще на выезд. Так недалеко до железного занавеса дойти».
Да, бытие определяет сознание. В конкретных случаях, когда задевается конкретное бытие. Но ведь и то верно — законопроект с юридической точки зрения сомнителен. Верховный суд еще летом постановил: «Представленный законопроект в части внесения изменений в УК РФ не поддерживается». Эксперты Российской ассоциации юристов объявили, что законопроект нарушает принцип равенства граждан РФ, закрепленный в статье 19 Конституции РФ. И может вызвать споры в Европейском суде по правам человека. Интересно посмотреть, как наши чиновники, клеймящие ЕСПЧ, пойдут туда за защитой.
Ситуация осложнилась. Ее точно определил председатель партии «Российский общенародный союз» Сергей Бабурин: «Принять закон — неправомерно и недальновидно, а если не принять — то общество скажет, что испугались».
По августовскому опросу, проведенному Фондом общественного мнения, запрет поддерживают 66 процентов россиян, «против» — 10 процентов.
Теперь на чашу весов положил свое весомое слово президент Путин. Зачем ему это надо? — гадают обозреватели. Полгода назад политолог Станислав Белковский предрекал, что законопроект не примут: мол, восстание госслужащих для Путина страшнее, чем митинги оппозиции. Однако решающее слово позвучало. Народные массы его оценят, рейтинг президента несколько поднимется. А что потом? Чиновники «найдут пути»?
И,наконец, в завершение «борьбы с коррупцией» Государственная дума в срочном порядке подготовила и приняла «наш ответ» на американский «Акт Магнитского». Под закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ» подпадут граждане иностранных государств, которые совершили преступление против российских граждан, находящихся за рубежом. Им запретят въезд в Россию. Также закроют двери нашей страны перед теми государственными лицами, которые, пользуясь служебным положением, уводят от уголовной ответственности тех, кто совершил преступление против россиян, находящихся за рубежом. Не пустят в РФ и тех, кто вынес «необоснованные и несправедливые» приговоры в отношении граждан РФ, юридически «необоснованно» преследуют граждан РФ или приняли «необоснованные» решения против законных интересов россиян и российских организаций.
Предусмотрены и экономические меры воздействия на иностранных граждан, причастных к нарушению прав россиян. Это: «арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан».
Одна мера уже принята — прекращается экспорт говядины и свинины из США. Под горячую руку попали Канада и Бразилия. В этих странах при откорме животных также повсеместно используют рактопамин, который, по словам медиков, сжигает жир, наращивает мышечную массу. До сих пор претензий не было. Но сразу же после принятия Конгрессом США «Акта Магнитского» Роспотребнадзор объявил о санкциях, заверив, что они продиктованы не политикой, а пищевой безопасностью.
Если начинать экономическую войну, то Россия располагает немалыми ресурсами. Например, будущая разработка и добыча нефти на шельфе северных морей России, в которой горят желанием поучаствовать американские компании.
Однако есть еще Европа. Если европейские страны и Канада примут нечто вроде «Акта Магнитского», тогда положение станет напряженным, ресурса для ответа не хватит.
Но важнее всего — отношение россиян к американскому «Акту «Магнитского».
Опрос, проведенный «Левада-центром» 14-17 декабря, свидетельствует, что большинство россиян положительно относятся к аресту собственности и запрету на въезд в США и Европейский союз (ЕС) российских чиновников, виновных в нарушении прав человека. «За» и «скорее за» высказались 44 процента опрошенных. «Определенно против» — 5, «скорее против» — 16 процентов. 35 процентов «затруднились с ответом».
Отдельная тема — пункт “антимагнитского закона» о запрете на усыновление российских детей-сирот гражданами США. Весь мир ужасается. Официальные лица США выразили недоумение тем, что российские законодатели почему-то связали судьбы брошенных детей с американским «Актом Магнитского». Российская пресса навала закон подлым, людоедским, а тех, кто принял его, — упырями.
Добавить комментарий