Жизнь Пи
Life of Pi
Режиссер Анг Ли
Талантливый американский режиссер Анг Ли — фигура феноменальная и поражающая своей непредсказуемостью. Все его фильмы совершенно не похожи друг на друга. Сам он так и говорит: «Я могу делать что угодно». Взявшись рассказывать любую историю, которая кажется ему интересной, он, как правило, делает это очень удачно.
Ли родился в 1954 году на Тайване, в семье директора школы. В 25-летнем возрасте приехал учиться в США, закончил факультет искусств Нью-Йоркского университета, получил американское гражданство. Хотя уже его первые короткометражки и 40-минутный диплом привлекли к нему внимание крупного агентства «Уильям Моррис», прошло шесть лет, прежде чем Ли удалось поставить первую картину. Все эти годы его поддерживала жена, микробиолог. У них двое сыновей.
С начала 90-х годов к Ли приходит успех за успехом. Фильм «Свадебный банкет» (1993) про жизнь китайцев в Америке получает «Золотого Медведя», высшую премию Берлинского фестиваля. Два года спустя экранизация английского романа — «Разум и чувство» Джейн Остин — удостаивается этой же премии. «Оскаром» за лучший иностранный фильм в 2000 году награждают китайскую легенду со спецэффектами «Тигр перед прыжком, дракон в засаде», и Ли обретает прочную репутацию в Голливуде. Он укрепляет ее нашумевшим фильмом «Горбатая гора» (2005) про однополую любовь ковбоев и становится первым кинематографистом азиатского происхождения, получившим «Оскара» за режиссуру. В Венеции ему дают за «Горбатую гору» «Золотого Льва».
Второго «Золотого Льва» в 2007 году Ли получает за фильм «Осторожно, сладострастие» (Lust, Caution). Эта экранизация повести Эйлин Чанг, действие которой происходит в оккупированном японцами Шанхае в 30-е годы, произвела на меня оглушительное впечатление, и я считаю ее гениальной, чуть ли не на уровне Достоевского. В США она практически неизвестна, потому что в ней есть шокирующие сексуальные сцены, и ее не разрешили показывать зрителям до 17 лет. Владельцы кинотеатров такие фильмы не берут — им они невыгодны — и американский зритель остался без этого, на мой взгляд, просто великого произведения киноискусства.
Среди 13 поставленных Ли картин есть и менее удачные, «проходные», но блестящие успехи режиссера их затмевают.
Считалось, что роман канадца Йэнна Мартеля «Жизнь Пи», десять лет назад награжденный премией Букера, при всех его достоинствах невозможно перенести на экран. Ли взялся за экранизацию, и получилась картина, имеющая сегодня 11 номинаций на «Оскара».
Невероятный сюжет «Жизни Пи» заключается в том, что индийская семья владельца зоопарка — отец, мать и двое подростков-сыновей — хочет перебраться из Индии в Канаду. Они забирают с собой всех своих животных и размещаются на японском судне. Корабль терпит крушение, и юноша Пи — единственный, кто уцелел — оказывается в спасательной лодке вместе с бенгальским тигром. Полгода их носит по океану и, наконец, прибивает к берегам Мексики.
Сюжет держится на подробностях этого кошмарного плавания, на том, как Пи добывает еду и питье, защищает себя от опасного соседа и находит душевные силы в своей вере — а верит он и в Иисуса, и в Аллаха, и в пантеон индуистских богов.
В финале эта история совершает неожиданный поворот. Представители японской страховой компании, которым выживший Пи в больнице все это рассказывает, никак не могут ему поверить. Тогда юноша излагает им другой вариант происшедшего, менее фантастический и более страшный. Тут становится понятно, почему крохотную (две реплики) роль судового кока в фильме сыграл Жерар Депардье. Образ повара, которого мы больше не увидим, возникает во второй версии рассказа Пи, где он получает большое и зловещее значение.
В сопоставление двух историй, рассказанных Пи, Мартель вкладывает религиозный смысл.
У Мартеля с его романом — очень хорошо написанным — были некоторые неприятности. Обнаружилось, что бразильский автор Моасир Скляр уже опубликовал книгу «Макс и кошки». Там еврейский мальчик Макс бежит на корабле из нацистской Германии, капитан топит корабль, чтобы получить страховку, и Макс оказывается в лодке с ягуаром... Скляр не захотел ввязываться в ужасы судебного разбирательства и махнул на все рукой. В общем, разошлись по-хорошему. Теперь Мартель в предисловиях к «Жизни Пи» благодарит бразильца за то, что он «вдохновил» его на эту книгу.
Пи играет 17-летний индиец Сурадж Шарма, выбранный из трех тысяч претендентов. Тигра играет великолепная команда по компьютерной анимации, которая готовилась к съемкам целый год. В роли океана — искусственный водоем вместимостью 7 миллионов литров воды, построенный на территории бывшего аэродрома на Тайване. Спецэффекты вообще выше всяких похвал, и уж если за них не дадут «Оскара», то не знаю, за что его и давать. «Жизнь Пи» снимали в стереоварианте 3D. Я видела фильм на обычном экране, и он все равно производит блестящее впечатление.
Про то, как делали фильм, уже опубликована книга Жан-Кристофа Кастелли.
На сайте «Гнилые помидоры» 88 процентов и критиков, и зрителей хвалят картину. Ее производство стоило 120 миллионов долларов, а к 23 января нынешнего года «Жизнь Пи» собрала в мировом прокате уже полмиллиарда.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий