Благослови меня, Ультима

Опубликовано: 1 мая 2013 г.
Рубрики:

bless me ultima w.jpg

Мириам Колон (Ультима) и Люк Ганалон (Антонио Марес) в фильме «Благослави меня, Ультима»
Мириам Колон (Ультима) и Люк Ганалон (Антонио Марес) в фильме «Благослави меня, Ультима». © 2013 - Arenas Entertainment
Мириам Колон (Ультима) и Люк Ганалон (Антонио Марес) в фильме «Благослави меня, Ультима». © 2013 - Arenas Entertainment
Благослови меня, Ультима

Bless Me, Ultima

Режиссер Карл Фрэнклин

Повесть Рудольфо Анайя, послужившая основой этого фильма, вышла в 1972 году. Она считается одним из лучших образцов литературы «чиканос», то есть, американских мексиканцев.

В середине 60-х годов среди студентов возникло движение «чикано». Его руководители утверждали, что его цель — борьба за гражданские права и «улучшение возможностей» чиканос в Америке, а также их обращение к своим культурным корням. Вождем чиканос такого же масштаба, каким для афроамериканцев является Мартин Лютер Кинг, стал Сезар Чавес, организовавший в 60-х и 70-х годах крупные стачки сельскохозяйственных рабочих и объединивший их в профсоюз. Правительство США признало его национальным героем, его именем названо множество улиц, школ, парков, президент Клинтон наградил его орденом, а Барак Обама распорядился соорудить ему памятник.

C течением времени движение чиканос приобрело левый уклон и отчетливую антиамериканскую окраску. Под названием La Raza («Раса») выступают его организации, отрицающие ассимиляцию и поощряющие нелегальную иммиграцию. Одна из них («Студенческое движение Ацтлан») призывает отнять у США бывшие мексиканские территории, то есть, юго-западные штаты, создать в них собственное государство и провести там этническую чистку. Глупым, но характерным примером агрессивности чиканос и их сторонников стал очередной всплеск политической корректности: только что объявлено, что нарушителей границ США нельзя называть нелегальными иммигрантами, потому что это для них оскорбительно. Люди, мол, не могут быть нелегальными, ими могут быть только действия. Сейчас также проходят очередные демонстрации с требованиями предоставить нелегалам американское гражданство.

Книга Анайи, во многом автобиографическая, не носит экстремистского характера, но она сосредоточена на конфликте между христианством и языческими верованиями, явно отдавая предпочтение последним. Действие происходит в штате Нью-Мексико в конце Второй мировой войны. Мать семилетнего Антонио Мареса ревностная католичка, она хочет, чтобы мальчик готовился стать священником. Она также воплощает крестьянскую привязанность к земле. Ее муж и старшие сыновья — «вакерос», мексиканские ковбои, которых, напротив, тянет к кочевой жизни.

В семью Марес приезжает их родственница, старая женщина Ультима, со своей ручной совой. Она «курандера», знахарка, но некоторые считают ее ведьмой. Антонио привязывается к старухе, которая рассказывает ему про душу реки, гармонию земли и неба.

Владелец бара, Тенорио, питает к Ультиме ненависть. Три его дочери — настоящие ведьмы. Они насылают болезнь на дядю Антонио, но Ультима его излечивает. Когда у Тенорио умирает одна из дочерей, он винит в этом Ультиму и приходит ее убить. Однако, сова знахарки выклевывает ему глаз.

Антонио постоянно видит вещие сны. Его волнуют проблемы существования Бога. В пруду их деревни живет Золотой Карп, и Антонио узнает легенду о божественной природе этой рыбы. Своего отца мальчик спрашивает о том, что такое зло и почему оно есть на свете. Отец объясняет, что зло — это просто то, чего мы не понимаем.

У одного соседа начинают валиться камни на крышу, сами собой бьются тарелки, кофейник прыгает на плите. Священник пытается помочь, но не может. Ультима объясняет, что дом построен на месте погребения трех индейцев-команче, которых похоронили неправильно. Она сжигает три свертка, и все неприятности проходят.

У Тенорио умирает вторая дочь, он приходит к дому Маресов и убивает сову Ультимы, но с ним самим расправляется дядя Антонио.

В конце последней 22-ой главы умирает и Ультима, напоследок благословив Антонио.

В некоторых американских школах «Благослови меня, Ультима» является обязательным чтением. В других ее пытались запретить из-за темы колдовства и некоторых вольностей языка. Первая леди Лора Буш включила ее в свой рекомендательный список из десяти книг. В продаже разошлось 300 тысяч экземпляров.

При всем этом мне трудно было представить себе, чтобы кто-то захотел вложить деньги в экранизацию этой книги. Оказывается, помогло необычное стечение обстоятельств.

В конце 80-х годов случилось несчастье в семье миллиардера Джона Уолтона, сына основателя компании «УолМарт», и его жены Кристи. Трехлетнему сыну Уолтонов был поставлен диагноз — рак почек. Химиотерапия не помогла. Но родители спасли ребенка травами и растительной диетой. Через пять месяцев опухоль исчезла. Кристи Уолтон как раз прочла, по совету подруги, «Благослови меня, Ультима», и черпала оттуда свою веру и надежду. С тех пор она не расставалась с книгой.

В 2004 году на фестивале Сандэнс Кристи познакомилась с кинопродюсершей Сарой ДиЛео и сказала, что хочет финансировать производство фильма по книге Анайя. Но уже после того, как автор книги дал согласие, Кристи постиг страшный удар. Ее 58-летний муж Джон, ветеран вьетнамской войны, погиб, когда потерпел аварию построенный им самим самолет. Кристи снова обратилась к книге, чтобы смягчить душевную боль. Пытаясь написать сценарий, она, по ее словам, дословно переписала повесть три раза.

К постановке привлекли 64-летнего чернокожего режиссера Карла Фрэнклина. Он известен двумя фильмами — «Дьявол в синем платье» с Дензелом Вашингтоном (1995) и «Одна правдивая вещь» с Мерил Стрип (1998). Оба фильма получили большое одобрение критиков, но коммерческого успеха не имели. В последнее время Фрэнклин работал на телевидении.

Какую сумму Кристи Уолтон вложила в производство картины, неизвестно. Прокат в 52 кинотеатрах принес 1,3 миллиона кассовых сборов. На сайте «Гнилые помидоры» 70 процентов критиков и 81 процент зрителей оценили фильм положительно.

Мне картина показалась очень слабой. Режиссер, который написал и сценарий, явно не питал к своей постановке ни малейшего интереса. Если в книге и была какая-то поэтичность, то о фильме этого сказать никак нельзя. Действие развивается вяло, персонажи схематичные, мальчик Антонио (Люк Ганалон) наредкость невыразительный, Ультима в исполнении пуэрто-риканской актрисы Мириам Колон вещает прописные истины вроде того, что «В жизни всегда есть надежда» или «Судьба человека должна раскрываться, как цветок». Смотреть это мне было невыносимо скучно.

К счастью, Кристи Уолтон не собирается финансировать никаких других фильмов.

**

 


***** — замечательный фильм

**** — хороший фильм

*** — так себе

** — плохой фильм

 

*— кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки