Эдуард Юденич — маленький хрупкий мальчик, подчиняющий себе огромные оркестры, покоряющий зрительный зал, вызывающий восторг и недоумение, граничащие с шоком. Этот то ли вундеркинд, то ли «обыкновенное чудо» живет в Ташкенте и на сегодняшний день является самым юным дирижером страны, а возможно и мира. Сейчас Эдику 9 лет. А впервые он вышел на сцену с дирижерской палочкой годков в 6, выступив с симфоническим оркестром Узбекистана в концертном зале Ташкентской консерватории.
Первую половину концерта дирижировал маститый маэстро, лучший, по мнению ташкентцев, отечественный дирижер Владимир Неймер. А потом вдруг появилось ангелоподобное создание со светлой улыбкой на пригожем личике, обрамленном воздушными белокурыми локонами, раскланялся, взобрался на специально для него сооруженный дирижерский постамент — иначе музыкантам его просто не было бы видно — взмахнул ручонками и... сначала ошарашил, потом заворожил, а под конец буквально взорвал зал.
Зрители отказывались верить собственным глазам. Ну разве, в самом деле, может быть, чтобы маленький ребенок дирижировал огромным симфоническим оркестром, исполняющим сложнейшее симфоническое произведение — «Увертюру» к оперетте Штрауса «Летучая мышь».
Иные склонны были думать, что это какой-то розыгрыш, трюк, что ребенок лихо копирует движения дирижера, махая в такт музыке руками, а оркестр играет сам по себе. Но вскоре сомнений ни у кого уже не осталось. Все «взаправду»!
Дитя таки управляло оркестром — вдохновенно и профессионально, с полным знанием дела, растворившись в звуках музыки. Он знал наизусть не только само произведение, но и партии каждого инструмента, когда кому следует вступать. Перед ним не было партитуры, потому что он в ней не нуждался. Дирижерская палочка порхала в его крохотной ручонке так естественно и гармонично, будто он с нею родился.
Казалось, у этой крохи не хватит физических силенок довести свое дело до конца, не выдержит психика такого напряжения и накала страстей. Но за дирижерским пультом стоял не ребенок, а некое сверхсущество, для которого не было в этот момент ничего, кроме музыки. Он пропускал ее через каждую клеточку своего хрупкого тела — он или некто неведомый, многоопытный, большой и талантливый, пожелавший выразить себя через этого ребенка...
Музыка смолкла, и дитя, обернувшись личиком к залу, чинно раскланялось. Ему рукоплескали долго и стоя, его забросали цветами и... игрушками. Аплодисменты не смолкали, и оркестр, ведомый мальчиком, сыграл «на бис».
Зрители рвались на сцену и за кулисы, чтобы увидеть поближе это явление, излить весь наплыв своих чувств. «Ах ты, чудо! Это ж надо, какое чудо! Гений! Родной ты мой!», — чуть не плача от восторга и умиления, причитала пожилая зрительница, не выпускавшая мальчика из своих объятий. Не сдерживали эмоций и сами музыканты.
На вопрос, как тебе это удается, мальчик с детской непосредственностью лишь пожимает плечиком: «Сам не знаю. Просто так получается».
А годом позже на той же сцене, снова взобравшись на полуметровой высоты тумбу, он дирижировал тем же оркестром, исполнявшим еще более сложное произведение — симфоническую поэму Листа «Прелюды». Затем была «Маленькая ночная серенада» Моцарта...
Так начала расти слава юного дарования. О нем сначала узнал весь Узбекистан, затем, благодаря Владимиру Спивакову — Москва. Именитый маэстро предложил Эдику открыть его традиционный фестиваль «Москва собирает друзей» в мае прошлого года. И снова юного музыканта ждали триумф и восторги зрителей.
В конце марта этого года на юбилейном вечере Владимира Винокура в Москве гостей и телезрителей ждал сюрприз — выступление оркестра Владимира Спивакова. Сам знаменитый дирижер не смог присутствовать на концерте, так как был в Париже, но поздравил юбиляра через видеозапись, добавив загадочную фразу: «Уверен, мой ученик, дирижер Эдуард Юденич, сможет меня заменить». Ведь всем известно, что Спивакова за дирижерским пультом мало кто может заменить. Тем более, что имя новоявленного музыканта им ничего не говорило. Как зал отреагировал на 9-летнего ученика Спивакова, можно, я думаю, не повторять.
Познакомил Спивакова со своим чудо-учеником Неймер, дав ему прослушать диск с записью. И опытный мастер, сразу разглядев в ребенке бриллиант, взял его под свою опеку, прилюдно вручив ему на сцене свою дирижерскую палочку.
Оба музыканта, Спиваков и Неймер, занимаются одним благим делом. Программа поддержки начинающих дирижеров уже несколько лет является важной составляющей деятельности Национального филармонического оркестра России, которым руководит Спиваков.
Владимир Неймер — профессор кафедры оперно-симфонического отдела Государственной консерватории Узбекистана и один из ведущих дирижёров и педагогов страны. По его инициативе и при его непосредственном участии в Ташкенте уже более 10 лет готовят юных дирижёров, принимая особо одаренных детей с 7-летнего возраста. Эдик Юденич — самый маленький и самый талантливый его ученик. А вообще одаренных музыкантов среди узбекских детей в последние годы становится так много, что заговорили уже о своеобразном феномене, ждущем логического объяснения.
Конечно же, феномен этот присущ не только Узбекистану. Гении родятся в любом уголке земного шара, а в наши дни их становится на удивление все больше и больше. Может, и вправду настает эра детей индиго? Назову для примера только два имени. Израильский пианист Йоав Леванон, победитель международного конкурса, уже несколько лет выступающий с разными оркестрами, в том числе и в Карнеги-Холле. Сейчас Йоаву 8 лет, а за фортепьяно он сел в 3 года. (http://www.youtube.com/user/shailevanon/videos).
Пианист-вундеркинд из Гонконга, Энди Ли, по мнению многих «уже сейчас играет на фортепиано лучше, чем любой мастер». О нем взахлеб пишет мировая пресса, называя его «виртуозом мирового уровня». Виртуозу отроду... 4 года! Более миллиона человек просмотрело и прослушало его ролик, и ни один не остался равнодушным. Очень рекомендую и вам, читатель, посетить эту запись, не пожалеете.
Но вернемся к Эдуарду Юденичу. Его мама рассказала, что он учится в обычной школе, причем, на отлично. Ему все очень легко дается. Он заговорил около двух лет, а в два с половиной уже свободно читал. На скрипке начал играть в три года, затем освоил фортепьяно, в шесть лет дебютировал в качестве дирижера. Параллельно находит время на плавание и футбол. Отец мальчика, о котором разговор особый, отметил, что Эдик уже с 3-летнего возраста «подавал большие музыкальные надежды». А уж у него-то, как у многоопытного педагога, на детские таланты глаз наметан.
Не только Эдик
До появления на сцене Эдика Юденича одним из самых молодых дирижеров в мире считался Азиз Шохакимов, тоже ученик Неймера. Его карьера началась в 12 лет. Он выступал практически со всеми симфоническими оркестрами Узбекистана, и в 14 лет дирижировал оперой Бизе «Кармен». В 19 лет Азиз стал дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана. Музыковеды говорят, что он обладает особым темпераментом, подчиняющим себе любой «звездный оркестр». В 2010-м завоевал звание лауреата Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Германии (Orchestra’s Gustav Mahler Conducting Competition), заняв второе место среди 250 участников. Сейчас Азизу 24 года. Он дирижировал оркестром I Musici в зале Буржи в Монреале, выступал в США и Европе.
Если Эдуард еще слишком мал, чтобы облекать в слова свои чувства и ощущения в музыке, то Азиз, напротив, необычайно красноречив и глубок. «Каждый из нас несёт божественное в себе, — уверен он. — Через музыку мы говорим с Богом». А на вопрос, какие, по его мнению, качества необходимы дирижеру, отвечает: «Дирижирование — дело темное, сродни магии. И палочку в руках дирижер не зря держит, потому что он — волшебник...». Однако добавляет: «Это не только способность слышать партитуру внутри себя и уметь через неё передать все то, что хотел сказать композитор. Дирижер немыслим без профессионализма».
Научить музыканта, особенно юного, дирижировать оркестром совсем непросто. Это не игра на каком-нибудь одном инструменте. Тут необходимы большие познания, опыт, а главное — умение чувствовать каждого музыканта, умение повести оркестр за собой и многое-многое другое. Не случайно говорят, что дирижер — профессия второй половины жизни.
Но тогда вдвойне непостижимо, каким шестым чувством руководствуется Эдуард Юденич, этот ангелоподобный малыш, уверенно, а главное, совершенно естественно управляющий огромным оркестром. «Он не первый раз это делает, и всегда отлично справляется с задачами. Отсутствие партитуры лишь подчеркивает доскональное знание музыкального материала юным маэстро. Я горжусь своим учеником», — говорит Неймер.
А ведь ни о каком, приобретаемом потом и кровью профессионализме тут не может идти и речи. Одна сплошная интуиция, наитие... Врожденный, Богом данный дар. Остается опять же предположить, что с мальцом «поделился» своим богатым опытом некто, отбывший в мир иной. Именно так трактуют некоторые оккультисты феномен вундеркинда — «эффект подключения». А в том, что Эдуард Юденич вундеркинд, сомневаться не приходится. Но не будем спешить с привлечением сверхъестественного, хоть и очень заманчиво. Да и что такое «сверхъестественное»? — закономерности, выходящие за грани нашей способности понять их и осмыслить.
Вундеркинды обычно появляются самостийно, в любой, зачастую не имеющей никакого отношения к их талантам семье. В случае же с малолетним чудо-дирижером мы имеем дело, в первую очередь, с преемственностью. Родители безусловно очень горды успехами сына, но не удивлены. Поскольку он у них такой не единственный. Талантливые дети для них уже почти норма.
Музыкальная семья Юденичей
Начнем с того, что родители Эдика — отец, Владимир Юденич, и мать, Амина Юденич, не просто скрипачи, а музыканты высочайшего класса. Дед мальчика по отцовской линии был известным виолончелистом. Все его братья и сестры тоже музыканты. 25-летняя скрипачка Анастасия Юденич и 27-летний виолончелист Всеволод Юденич — лауреаты международных и республиканских конкурсов.
Старший брат, Станислав Юденич — известный пианист, проживающий в США. На престижнейшем Международном конкурсе имени Вана Клиберна он завоевал золотую медаль. В прессе о нем пишут, как об одном из самых известных в мире молодых пианистов, отличительная черта которого — яркая индивидуальность и музыкальное кредо.
С 2002 года Станислав стал самым молодым профессором Международной фортепианной академии на Озере Комо (Италия). Он также является профессором по классу фортепиано, исполнительным директором и художественным руководителем Международного Центра Музыки в США.
Приведу лишь один отзыв слушателя об игре Станислава с Национальным филармоническим оркестром под управлением Спивакова: «Роскошная техника, виртуозность, хлесткая, ударная, подробная отчетливость и притом интеллигентнейший звук, какое-то архивное по своей деликатности туше и пианиссимо, от которых сладостно ноет под ложечкой».
— Я глубоко убежден, что процентов 90 классных музыкантов выходят из музыкальных семей, и мои дети яркое тому подтверждение, — без лишней скромности констатирует отец такого соцветия.
Рассказывая о своем ученике Эдуарде Юдениче, Неймер поддерживает эту мысль: «Думаю, что любовь к музыке он унаследовал от отца Владимира Юденича, лучшего скрипача Узбекистана».
Владимиру Георгиевичу Юденичу уже 65 лет. Он — многоопытный преподаватель Консерватории и концертмейстер камерного оркестра Узбекистана «Туркистон». С сольными концертами выступает крайне редко — раз в 3-4 года, поэтому его выход на сцену становится настоящим праздником для подлинных ценителей музыки. Зал неизменно ломится от зрителей. Один из анонсов гласит: «Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор гениального Паганини исполняет не менее гениальный Владимир Юденич».
Паганини, как известно, может сыграть не каждый скрипач и, судя по «взаимоотношениям» Юденича Старшего со своим инструментом, выбор репертуара для него неслучаен. «Скрипка ближе всего к человеческому голосу, — говорит он. — Скрипка может обидеться на своего хозяина, отплатить ему добром или злом. Есть в ней какая-то мистическая сила».
Практически все юные скрипачи, выступающие в ташкентской консерватории, на европейских и американских конкурсах — ученики Владимира Юденича. Среди них немало лауреатов международных конкурсов. Эдик тоже играет на скрипке, и играет настолько хорошо, что о нем уже сами учителя говорят, как о многообещающем скрипаче.
Мальчика спросили как-то: «А на скрипке-то тебя кто учит играть?» На что он тут же ответил: «Конечно, мой папа», не преминув добавить, что он — лучший из лучших. Зато когда ему задали вопрос, как папа относится к дирижированию и помогает ли ему, Эдик, смеясь, сказал: «Да нет, он в этом ничего не понимает, только говорит: «Па-да-да-дам!», и машет руками».
Русские скрипачи, студенты Владимир и Василий Шапкины — братья-близнецы. Уже с десятилетнего возраста они выступают в разных странах мира, играли и перед многонациональным профессорским составом Иельского университета в США. А путевку в большое искусство, как и их отцу, Александру Шапкину, ныне солисту Оклэндского филармонического оркестра, им давал Владимир Юденич. «В Ташкенте мы занимались с гениальным скрипачом и талантливым педагогом Владимиром Юденичем, — рассказывают братья на канале CNN. — Есть у него музыкальная школа и в США, но сам он пока постоянно живёт в Узбекистане».
Вот такой он, родитель новоявленного дива. Но объясняет ли это целиком и полностью суперординарные способности его младшего сына? Гениальность — явление сугубо индивидуальное, не имеющее отношения к наследственности. Иными словами, она не принимается и не передается от одного поколения к другому. Это как поцелуй ангела, предназначенный для кого-то одного, небесами избранного. Но тогда вдвойне любопытен феномен Эдуарда Юденича, поскольку тут налицо и рано проявившая себя гениальность, и совершенно очевидная наследственность. Еще любопытнее было бы проследить, как такое «содружество» скажется на дальнейшей судьбе мальчика.
Добавить комментарий