Профессор философии Джон Мартин Фишер из Калифорнийского университета в Риверсайде получил огромный 5-миллионный грант на проект, имеющий прямое отношение к вере и мистике. Ни на экстрасенсов, ясновидящих и прочих индивидуумов с экстраординарными способностями, ни на «паранормальный шпионаж», подобный проекту «Звездные врата» (Stargate Project), спонсированному в 70-х—90-х годах прошлого века федеральным правительством, а на проект «Бессмертие» (Immortality Project), что само по себе явление, можно сказать, беспрецедентное. Ведь его основная цель — попытаться разгадать тайну бессмертия, да не физического, не тела, а души.
Жизнь продолжается после смерти или кончается вместе с нею навсегда? Эта мысль будоражит умы людей с тех пор, как они осознали себя людьми. Трактаты о загробной жизни можно найти в древних культурах Индии и Китая, Египта и Тибета, в трудах философов и мистиков всех эпох и народов. А там, где не писали трактатов, она присутствует в легендах, сказаниях, мифах. И, тем не менее, никто не может сказать с полной определенностью: есть оно вообще вожделенное бессмертие, или это всего лишь мечта и надежда человека, не желающего смириться с мыслью, что уходя из жизни он уходит в никуда, во тьму, в небытие, просто перестает быть.
Одним словом, бессмертие как явление остается для нас непознаваемой тайной, верить или не верить в него — право и выбор каждого. Фишер, возможно, всего лишь один из тех, кто рискнул попробовать докопаться до истины. Но нестандартность ситуации в том, что вопросом этим заинтересовался серьезный ученый и что его изыскания нашли отклик и финансовую поддержку, причем весьма и весьма внушительную.
Размеры финансирования порученного Фишеру проекта — «неслыханные в мировой философии», считает Бен Брэдли, председатель философского факультета Сиракузского университета, специализирующийся на этических вопросах, связанных со смертью. Мега-грант в 5 миллионов ученый получил от Фонда Джона Темплтона. Кто такой Темплтон? Мистически настроенный магнат, который умер в 2008 году. Его фонд, базирующийся в Филадельфии, финансирует нестандартные изыскания в области науки и духовности.
Может ли атеист Фишер доказать бессмертие души?
После того как в печати появились сообщения о гранте, люди, далекие от науки, начали осаждать профессора сотнями электронных писем, делясь с ним тем, с чем случайно столкнулись сами — собственным опытом и наблюдениями: о клинической смерти, о посмертных контактах со своими ушедшими близкими и даже — с четвероногими питомцами, оберегающими бывших хозяев и оттуда, из загробного мира.
Люди пишут в надежде, что Фишер, или его группа, не только воспользуются их опытом в своих исследованиях, но и помогут им самим разобраться в том, что с ними произошло. Иные высказывают свои собственные версии, догадки и предположения. Например, что реинкарнация — не мистика и не вымысел, как считают многие, а закономерность, основанная к тому же на законах физики.
Надо сказать, что сам Джон Мартин Фишер далек от «околонаучной» практики человечества. Более того, он — почти атеист, не верящий в божественную сущность мироздания и в бессмертие души. В своих книгах и интервью он часто вспоминает, как, будучи подростком, пытался понять, за что убили его деда во время Холокоста и как Бог мог допустить столько страданий. Поиски божественной справедливости, по его собственным словам, и побудили его погрузиться в философию.
Фишер живет в Сан-Хосе, в Калифорнии, окончил Стэнфордский, затем Корнельский университеты, получив степень доктора философии. Является президентом тихоокеанского отделения Американской философской ассоциации и научным сотрудником Центра передовых исследований в области биоэтики при Университете Мюнстера в Германии. Среди написанных им трудов наиболее популярны в научных кругах «Очерки о жизни, смерти и свободной воле» и «Метафизика смерти».
Берясь за проект «Бессмертие», Фишер заявил, что ни он, ни его коллеги по проекту «не собираются следовать разного рода эксцентричным советам, устраивать охоту на призраков или сеансы спиритизма». Иными словами, исследуя одну из самых таинственных сфер человеческого бытия, он заведомо отвергает подход к ней с нематериалистических позиций. Но тогда как, а главное — что он намеревается искать? Как распорядится грантом?
Этой весной с помощью экспертного жюри он уже раздал на проведение экспериментов и исследований 10 научных премий по 250 тысяч каждая — неврологам, врачам, психиатрам, социологам. Деньги пойдут в том числе на экспериментальную проверку возможности моделирования внетелесного опыта, на то, как вера в рай и ад влияет на поведение землян, в частности — на людей, склонных к преступлениям. Больше 75 ученых из разных стран мира подали ему заявки.
В 2014 году дополнительные 1,5 миллиона долларов должны быть распределены среди 15 философов и богословов на финансирование исследований, на основе которых будут написаны статьи и книги о различных аспектах бессмертия. Оставшийся миллион долларов пойдет на проведение конференций в Калифорнийском университете в Риверсайде, конкурсов на лучшее сочинение и общественный сайт с библиографиями и публикациями эссе о взглядах различных религий на загробную жизнь.
Вокруг да около — «пилим» грант?
Создается впечатление, что Фишер по ходу дела придумывает, кому раздать свалившиеся на него миллионы, исследуя все вокруг да около, кроме того, чему они были изначально посвящены. Это называется: начали за здравие, кончили за упокой — за упокой заявленной темы. Ничего, кроме распределения по чьим-то карманам пятимиллионного гранта и тяжеловесного словоблудия в виде многотомных «отчетов о проделанной работе», ожидать тут явно не приходится.
Однако в ученом мире кандидатуру Фишера поддерживают и одобряют. «Не уверена, что перспективы найти доказательства существования жизни после смерти очень высоки (к сожалению), — говорит Марта Нуссбаум, профессор Чикагского университета права и философии. — Но Фишер — великолепный выбор для проведения строгого открытого исследования в проекте «Бессмертие». Он будет отстаивать самые высокие стандарты философской ясности и прозрачности». Хотелось бы верить, но больше это походит на корпоративную солидарность...
«Мы не думаем, что сможем сделать революционные открытия, которые полностью закроют все пробелы в этой области человеческих знаний. Но мы рассчитываем добиться прогресса на пути к пониманию их. Будет лучше даже, если мы не сможем полностью ответить на все вопросы», — говорит Фишер.
Информация о «Бессмертии», запущенная в интернет, вызвала всплеск противоречивых комментариев. Одни заявляют, что существование загробной жизни уже и так доказано. Другие считают, что 5-миллионный грант, крупнейший в гуманитарной сфере, мог бы найти и более достойное применение — для улучшения жизни «по эту сторону небес», например.
Уже в подготовительных семинарах и дискуссиях наметились разночтения и «разнопонимания» самого понятия «бессмертие». Если изначально речь шла о поисках доказательств бессмертия души после смерти физического тела, т.е. в религиозном, философском, мистическом, эзотерическом смыслах, то сейчас к проекту подключили изыскания ученых в области бессмертия физического тела, продления срока человеческой жизни, разработки искусственного интеллекта и создания супер-мозга.
Фишер собирается исследовать страх смерти?
Еще не начав исследование и не проанализировав его результаты, Фишер свел разговоры о бессмертии к следующему: «Полное ощущение, что мы переоцениваем свои силы, когда ищем бессмертия и затем попадаем в беду».
Верующие люди, говорит он, «очень комфортно чувствуют себя в своем убеждении, что после смерти их ждет снова жизнь». То есть для него, в данном случае, «убеждение» и «заблуждения» — понятия тождественные.
На вопрос, что он думает о празднике Хэллоуин, сфокусированном на смерти, Фишер отвечает, что людям свойственно бояться смерти и неизвестности, связанной с ней, и Хэллоуин служит одним из способов управлять этим страхом. И добавляет, что именно страх смерти будет в центре внимания гранта.
60-летний Фишер не верит в загробную жизнь, хоть и не отрицает возможность ее существования. Он признается, что они с женой, Тиной Луизой Фишер, не говорят со своими тремя детьми о неизбежном конце жизни, их семья не застолбила себе участок на кладбище и не имеет договоренности с крематорием. Они сосредоточены не на смерти, а на жизни и на сохранении здоровья.
Ожидание смерти, говорит он, страшит нас. «Поэтому лучшее, что мы можем сделать, это жить как можно дольше здоровой и продуктивной жизнью, а когда придет ее черед, постараться принять ее изящно» (gracefully).
Хорошее пожелание — для философа. Но не для ученого, получившего задание исследовать сам факт наличия или отсутствия жизни после смерти, не так ли?
Фишер склоняется к мысли, что впечатления, которыми делятся с ним люди, пережившие клиническую смерть — результат физических изменений, происходящих в организме с остановкой сердца и «напряжений в мозге». А уже то, что именно они видят и в каком обличии приходят к ним «духи», напрямую связано с религиозными и культурными представлениями индивидуума. (Но при этом говорит, что не может найти ответа, почему так много людей испытывает сходные переживания на грани смерти.) Он не оригинален — такова дежурная позиция материалистически ориентированных ученых, не признающих ни бессмертия души, ни реинкарнации.
Одним словом, создается впечатление (хорошо, если ошибочное), что Фишер имеет мнение, а главное — представления о данной дилемме, ничем не отличающиеся от мнений и представлений большинства простых обывателей. Но тогда непонятно, почему именно ему выпал жребий разрабатывать эту тему. Конечно, можно взглянуть на это и с другой стороны. У человека, не верящего в то, что он намерен искать, не будет заведомо готового ответа. Он попытается быть предельно объективным и непредвзятым, не подтасовывая результаты изысканий под свою концепцию и не выдавая желаемое за действительное.
Исследования, и солидные, давно имеются...
И все же, почему не вспомнили, скажем, о Моуди, посвятившем данной теме всю свою жизнь и знающем о ней абсолютно все, что может знать смертный человек
Раймонду Моуди, живущему в Алабаме, сейчас 68 лет. Он тоже доктор философии, психолог и врач. Опыт клинической смерти досконально описан и изучен им и запечатлен во всемирно известных бестселлерах «Жизнь после смерти», «Жизнь после жизни», «Жизнь до жизни». Он не только собрал около ста пятидесяти случаев клинической смерти с подробным описанием ощущений и впечатлений, пережитых вернувшимися к жизни людьми, но и сам проводил исследования в университете Невады в Лас-Вегасе и в тюремной больнице строгого режима в штате Джорджия.
Наконец, есть еще один доктор философии, член Американской Ассоциации психологов-консультантов, гипнотерапевт высшей категории — Майкл Ньютон, живущий в горах Сьерра-Невады, в Калифорнии. Этот человек владеет совершенно уникальным опытом выхода через регрессивный гипноз в параллельные миры с помощью своих клиентов, которые рассказывают ему о том, что видит, чувствует и делает их душа в промежутках между земными воплощениями, о том, как устроен мир душ, какую сложную, упорядоченную «жизнь» они ведут и как они связаны с миром физическим.
Рассказы своих пациентов Ньютон, с их согласия, изложил в опубликованных им книгах: «Путешествия души» и «Предназначение души», с подзаголовками «Жизнь после жизни». Эти книги стали мировой сенсацией и переведены на десятки языков.
Ян Стивенсон (1918-2007), канадско-американский биохимик и психиатр, был тоже регрессивистом (то есть исследователем, который с помощью гипноза погружает пациентов в прошлые жизни), изучавшим детей, помнящих свою предыдущую жизнь. Как известно, именно среди детей чаще всего встречаются случаи, когда они вдруг начинают отождествлять себя с совсем другой личностью, рассказывать о том, кем они были, кто были их близкие, требуют иногда отправиться на место своего прежнего проживания и даже описывают, как они умерли. С годами это отождествление ослабевает и проходит, вернее, запирается в подсознании.
При университете в Вирджинии есть отдел, занимающийся паранормальными явлениями — Отдел перцептивных исследований. Ян Стивенсон возглавлял его до 2002 года. (В Америке функционирует несколько институтов, сконцентрированных на духовной практике и оккультизме.) На протяжении 40 лет он ездил по миру, исследовав более 3 тысяч случаев, когда ребенок сохранял воспоминания прошлой жизни. Он не просто верил ребенку на слово, а проверял сообщаемые им сведения, находил подтверждения. Им было написано несколько книг, в которых доказывалась реальность реинкарнации.
Можно было бы привести множество примеров, связанных с внетелесным опытом и людьми, пытающимися его постичь, но хочу закончить одним конкретным, весьма весомым примером, который, возможно, заставит поверить в бессмертие души тех, кто способен и внутренне готов в него поверить. Тех же, кто не готов, возможно, может переубедить только их собственный опыт, как это случилось с Эбеном Александером (Dr. Eben Alexander).
Его история вызвала в научных кругах много споров и дискуссий, поскольку околосмертный опыт, неожиданно для себя самого, испытал не простой обыватель, а профессор, преподававший на медицинском факультете Гарвардского университета (Harvard Medical School) и в других университетах, нейрохирург с 25-летним стажем, имеющий дело с человеческим мозгом, убежденный материалист, «по долгу профессии» напрочь не веривший в саму возможность существования жизни после смерти...
Тяжелая болезнь мозга привела его к коме. Он пролежал в ней 7 дней. Все это время его мозг не функционировал — энцефалограф вычерчивал прямую линию. Следовательно, о галлюцинациях, якобы возникающих в таких ситуациях, на которые пытаются списать «видения» умирающих, не могло быть и речи.
Из комы он вышел совсем другой личностью и счел нужным сообщить об этом во всеуслышание. «Я по-прежнему врач и человек науки. Но на глубинном уровне я очень отличаюсь от того человека, которым был раньше, потому что я увидел новую реальность», — говорит Александер.
О том, что именно он увидел и где побывал, находясь между жизнью и смертью, и как после этого буквально перевернулись все его представления о себе и о мире, Александер написал книгу, вышедшую в США несколько месяцев назад с красноречивым названием: «Доказательство рая: путешествие нейрохирурга в загробную жизнь» (Eben Alexander “Proof of Heaven: A Neurosurgeon’s Journey into the Afterlife”).
Александер уверен, что побывал в другой Вселенной, еще более необъятной, чем наша, где ему дали понять, что человек — много большее, чем то, что мы о себе знаем, что смерть — не конец сознательного существования, а лишь звено в бесконечной цепи.
— Как нейрохирург, я не верил в феномен «послесмертного» опыта, — описывая свое путешествие в «загробный мир», рассказывал Александер в интервью журналу Newsweek. — Будучи сыном нейрохирурга, я рос в научном мире. Я последовал примеру отца и стал академическим нейрохирургом... Я понимаю, что происходит с мозгом, когда люди находятся на грани смерти, и я всегда считал, что путешествия за границами собственного тела, которые описывают те, кому удалось избежать смерти, имеют вполне научное объяснение... Я глубоко сочувствовал тем, кто верил, что где-то там есть Бог, который истинно любит нас. На самом деле, я завидовал тому чувству безопасности, которое давала этим людям их вера, ведь сам-то я, как ученый, не верил, а просто знал. Тем не менее, после семи дней в коме, в течение которых кора моего головного мозга не функционировала, я испытал нечто настолько глубокое, что оно дало мне научные основания уверовать в жизнь после смерти.
Добавить комментарий