Вознесенский над Гудзоном

Опубликовано: 1 июля 2013 г.
Рубрики:

vecher-w.jpg

Участники вечера памяти Андрея Вознесенского в Джерси-Сити
Участники вечера (слева направо): Владимир Андреев, Анатолий Каргаполов, Лана Еникова, Анна Вронская, Инна Богачинская, Арина Вознесенская, Ольга Славнина, Владимир Нузов, Ольга Шип, Эдуард Каландаров
Участники вечера (слева направо): Владимир Андреев, Анатолий Каргаполов, Лана Еникова, Анна Вронская, Инна Богачинская, Арина Вознесенская, Ольга Славнина, Владимир Нузов, Ольга Шип, Эдуард Каландаров
12 мая Андрею Вознесенскому исполнилось бы 80. Не представляю себе этого яркого, стремительного поэта дряхлым старцем.

Как сейчас вижу его на сцене Дворца спорта в Лужниках перед многотысячной аудиторией: пальцы левой руки — на поясе, чуть согнутая в локте правая рассекает воздух.

 

Колоссальнейшая эпоха!
Ходят на поэзию, как в душ Шарко.
Даже герои поэмы «Плохо!»
требуют сложить о них «Хорошо!»

 

На торжестве, устроенном литературно-музыкальным клубом «Вечера на Гудзоне» в Музее русского искусства (МоРА), что в Джерси-Сити, 8 июня звучали эти и — во множестве — другие строки поэта. А первую поэму Вознесенского «Мастера» собравшиеся услышали в блестящем исполнении лауреата конкурсов артистов-чтецов Владимира Андреева.

 

Колокола, гудошники!
Звон, звон!
Вам, художники
всех времен...

 

А следом за этим размахом, гулом — не просьба даже, а мольба поэта:

 

Тишины хочу, тишины...
Нервы, что ли, обожжены?
Тишины...
чтобы тень от сосны,
щекоча нас, перемещалась,
холодящая словно шалость,
вдоль спины, до мизинца ступни.
Тишины...

 

vronskaya-w.jpg

Анна Вронская и Арина Вознесенская на вечере
Анна Вронская и Арина Вознесенская на вечере
Анна Вронская и Арина Вознесенская на вечере
Певица Ольга Шип под аккомпанемент известного композитора и пианиста Эдуарда Каландарова исполнила супершлягер конца ХХ столетия — «Миллион алых роз» — и еще несколько песен на стихи Андрея Вознесенского. Романс на его стихи «Ты меня на рассвете разбудишь...» из спектакля театра Ленком «Юнона и «Авось», музыку к которому написал Алексей Рыбников, знают все — от школьников до пенсионеров.

Андрей Андреевич высоко ценил поэтическое творчество Инны Богачинской. «Как все яркие дарования, она противостоит волне. Если в поэзии мода на неоклассицизм, на античные символы и мраморную холодность, то она всегда остается собой. Я бы сказал о московской школе ее поэзии, идущей от Цветаевой — от ее красок, буйства, энергии. Они-то и противостоят глянцу, холодности.»

Настоящим подарком судьбы, считает Инна, стала ее многолетняя дружба с Андреем Вознесенским. Инна представила слушателям литературную композицию, в которую вошли ее стихи, эссе, воспоминания о поэте и, конечно, стихи ее кумира.

Она показала аудитории большой автопорт­рет поэта, на котором он изобразил себя в... четырехугольной шляпе. Этот головной убор вместе с мантией поэту вручили в американском колледже Оберлин (штат Огайо) при присуждении почетной докторской степени.

Вдоль каждой из четырех граней «шляпы» поэт написал по строчке, которые сложились в историко-ироническое четверостишие:

 

Спасите, Боги, мою душу!..
Идя сквозь разные этапы,
я шел от «Треугольной груши»
до четырехугольной шляпы.

 

«Треугольная груша» — так называется один из первых сборников поэта, подвергшийся в начале шестидесятых разносной критике хрущевских «литературоведов».

Большое значение придавал А.В. своим «видеомам», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, текст располагается в определенной форме. По его мнению, визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным.

Такова, в частности, видеома «Бабочка Набокова», которую Вознесенский в свое время подарил Жаклин Кеннеди. Кстати, брат президента Кеннеди, Роберт, был не только близким другом Вознесенского, но и переводчиком его стихов на английский язык.

«Бабочка Набокова» из дальней дали залетела и на наш вечер, но уже в виде ювелирного шедевра Алекса Солдиера, ювелира-дизайнера и скульп­тора-миниатюриста, создателя многих престижных призов, самый известный из которых — статуэтка «Золотой эльф» российской премии «Триумф», выполненная по эскизу Эрнста Неизвестного.

Набоковская «Бабочка» Солдиера, созданная им, повторяем, по видеоме-аналогу Андрея Вознесенского, изготовлена из золота, серебра и титана и поражает зрителя изяществом формы и проникновением в духовный мир писателя.

Атмосферу задушевности, я бы даже сказал, некой интимности встречи, подчеркнула песня барда Валерия Певзнера, написавшего ее специально для этого вечера.

Искреннее, идущее от сердца выступление дочери поэта Арины Вознесенской, не оставило в зале ни одного равнодушного человека.

— Мы очень тронуты, — сказала она, — таким горячим приёмом, пронизанным любовью к творчеству моего отца. Мы будем счастливы, если такие вечера продолжатся в будущем.

Арина рассказала о поездке её семьи в Москву в дни празднования 80-летия отца. 12 Мая, в день рождения поэта, она с сыновьями пришла на Новодевичье кладбище. Андрей Вознесенский похоронен в могиле с родителями. Архитектор по образованию, он сам создал проект памятника: огромный каменный шар опирается на православный крест.

С интересом внимали присутствующие и рассказу Арины об открытии мемориальной доски на «высотке» в Котельниках, где почти полвека поэт прожил с женой Зоей Борисовной Богуславской; о премьере спектакля HAPPY 60’s по стихам Андрея Вознесенского и Беллы Ахмадулиной в Политехническом музее, который так любил ее отец:

 

В Политехнический!
В Политехнический!
По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.
Кому там хнычется?
В Политехнический!..

 

Вдова поэта и её сын Леонид Борисович Богуславский организовали фонд Андрея Вознесенского, который, в свою очередь, учредил независимую премию «Парабола» имени Вознесенского.

Вот имена членов жюри премии: Зоя Богуславская, Олег Табаков, Алла Демидова, Дмитрий Быков, Алексей Рыбников, Евгений Гришковец, Юрий Кублановский, Елена Пастернак.

17 мая состоялось вручение премии «Парабола» первым лауреатам. Ими стали поэт Андрей Гришаев, издатель и литератор Андрей Костанян, режиссер и музыкант Владимир Панков, теат­ральный режиссер Кирилл Серебренников.

Вернемся, однако, на берег Гудзона. Вела вечер памяти Вознесенского актриса и радиоведущая Лана Еникова. Вела легко, с чувством юмора, на высоком профессиональном уровне.

Теплым получилось заключительное слово консула-советника Генконсульства России в Нью-Йорке Анатолия Каргаполова. Он выразил благодарность его устроителям Ольге Славниной и автору этих строк (адрес сайта клуба «Вечера на Гудзоне»: www.hudsonsoirees.com), а также Марго Грант, директору Музея русского искусства, где проходил вечер, за организацию поэтической встречи, которая стала весомым вкладом в насыщенную культурную жизнь русскоязычной диаспоры, проживающей в США. По его признанию, он был тронут мастерством всех, кто выступил в юбилейном концерте.

Дипломат подчеркнул также, что мероприятие позволило не только услышать стихи прославленного отечественного мастера слова, но и узнать много интересного о его многогранной личности из уст людей, знавших Андрея Андреевича лично, вспомнить некоторые значимые события эпохи, в которую жил и творил этот замечательный поэт.

Гармоничным дополнением к вечеру Вознесенского была выставка картин набирающей силу (и награды) художницы Елены Кимельблат. Журнал имеет возможность поместить лишь одну ее работу — но какую! Эта сидящая в кресле «Девочка» — обладательница Большой золотой медали прошедшей в мае текущего года престижнейшей выставки в Колумбийском университете (4 Annual CUMC Art Exhibition). А соперники у этой «Девочки», поверьте мне на слово, были очень серьезные!..   

 

 

Фото Цалия Кацнельсонa

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки