Владимир Эфроимсон
Есть тексты, которые несешь с собою через жизнь. Таким текстом стала для меня «Родословная альтруизма» Владимира Эфроимсона. Статья была напечатана в 1971 году в журнале «Новый мир».
Если коротко, ученый генетик утверждал в ней, что в основе человеческого общества лежит не закон выживания сильнейшего, а механизмы альтруизма и взаимопомощи. Эфроимсон доказывал это на многочисленных примерах. Запомнилось, что первобытные племена, чтобы выжить, должны были «холить и лелеять» стариков, носителей мудрости и опыта. Это ошеломляло. Статью я запомнила. Оставалось неясным, кто такой этот удивительный В. П. Эфроимсон.
Почти через четверть века после смерти ученого (годы жизни Владимира Эфроимсона: 1908 -1989) о нем создан фильм. 18 ноября он был показан на канале КУЛЬТУРА.
Очень рада, что режиссер Андрей Судиловский взялся за эту работу, что привлек к ней двух неординарных людей – Елену Кешман, генетика, хранительницу архива ученого, и замечательного ученого-биолога Симона Шноля.
Прекрасно, что в фильме мы услышали голос Эфроимсона, его будоражащие, захватывающие внимание интонации, увидели фотографии и документальные кадры.
Незабываемы кадры с выступающим «академиком» Лысенко (на сессии ВАСХНИЛ 1948 года?). Сама дегенеративная внешность «народного академика», его невнятная спотыкающаяся речь много говорят о личности этого «шарлатана» от науки, выводящего из яровой пшеницы озимую.
Плохо одно: из фильма, в который предполагалось вместить и жизнь, и научные теории В. П. Эфроимсона, трудно воспринять цельную картину того и другого.
Мне например, пришлось обратиться к статьям Елены Кешман и Симона Шноля, чтобы понять непростые этапы этой судьбы.
Судьбы катастрофической. Какой еще она могла быть у человека, влюбившегося в науку генетику накануне расправы над ней и над той первоклассной школой выдающихся ученых, которые преподавали в Московском университете?
20 лет жизни этот гениальный ученый, читавший на всех европейских языках, защитивший за кратчайший срок между войной и лагерем две диссертации, ученый, чьи книги были опубликованы только в 2000-х годах, провел в лагерях, ссылках и на фронте.
Но – и в этом парадокс личности Владимира Павловича – он не растерял боевого духа, не сложил руки, продолжал горой стоять за правду.
И тогда, когда студентом вступился за профессора-генетика Четверикова и был выгнан из университета.
И тогда, когда перед позорной сессией ВАСХНИЛ 1948 года отдал в отдел науки ЦК трехсотстраничный труд «Об ущербе, нанесенном СССР новаторством Лысенко».
И тогда, когда в конце войны в Берлине, он, старший лейтенант и орденоносец, написал военному начальству рапорт с протестом против насилия, чинимого Красной армией над немецкими женщинами и детьми.
Все вместе эти «провинности» вновь привели к его аресту в 1949-м.
Человек, боровшийся за правду, за совесть, за справедливость, за науку. Конечно, ему не давали жить, не давали работать, не давали говорить. Уже во времена Перестройки (1985) он выступил в Политехническом против «полуправды» фильма «Звезда Вавилова», напугав маститых академиков. Еще бы, он сказал, что Вавилов, не «умер», а «подох» в Саратовской тюрьме, подох - как пес от пеллагры, вызванной абсолютным голодом. Но самое страшное для сидевших в президуме было другое – он сказал, что все те, кто травил и убивал Вавилова остаются на своих местах и постах и что Россия будет «страной рабов» до тех пор, пока на смену партократии не придут честные и порядочные люди.
Нет не убоялся сказать об этом Владимир Павлович Эфроимсон, не верующий в Бога ученый и подвижник, бесстрашно говорящий правду и отстаивающий примат СОВЕСТИ, выработанной человечеством и вошедшей в его генотип за миллионы лет существования на Земле.
Фильм "Острова. Владимир Эфроимсон"
***
20 ноября отмечалось 85-летие Алексея Баталова
Смотрела по каналу «Культура» встречу Баталова со зрителями в Доме актера (она проходила 4 года назад) – и думала вот о чем. Вот вроде уже и немолодой Алексей Владимирович, а какой стройный, подтянутый, весь вечер на ногах, в красивом, идущем ему костюме, общается с залом с достоинством, но очень просто, без аффектации.
В этом достоинстве и в этой простоте – сказывается не только его личность, но и воспитание, полученное в замечательной семье, в общении с Ахматовой, гены, унаследованные от талантливой актерской династии...
Все его роли – называю первые пришедшие на ум – врач Володя Устименко («Дорогой мой человек»), погибший на фронте московский паренек Борис («Летят журавли»), чеховский служащий банка Гуров («Дама с собачкой»), талантливый физик Гусев ("Девять дней одного года"), - все они были для меня, как и для прочих зрителей, образчиком хороших людей.
Да, да, даже Гуров, хотя и ест он у Чехова арбуз непосредственно за любовной сценой. Но пробуждается же его душа, находятся в ней силы, чтобы не пропустить ту единственную любовь, что была послана ему к закату жизни.
Герои Алексея Баталова никакие не начальники, не знаменитости, они простые, но очень хорошие «интеллигентные» люди. Ну не получалось у актера сыграть не интеллигентного, у него даже шофер («Дело Румянцева»), даже рабочий («Москва слезам не верит») выходят интеллигентами. Возможно, именно поэтому Алексей Баталов говорит, что он «не актер» в смысле, что не умеет перевоплощаться, скажем, в злодеев или подлецов.
Убеждена: сыграть добро, благородство, честность и порядочность очень трудно, не имея этих качеств за душой. Вообще-то они, эти качества, просматриваются в человеке. Их видят друзья и враги.
О Владимире Павловиче Эфроимсоне, бесстрашном генетике, в документах КГБ сказано: «Вербовке не подлежит». Великолепная характеристика, причем данная теми, кто привык ловить души в дьявольские сети.
Так вот, и об Алексее Владимировиче Баталове хочется сказать те же слова: «вербовке не подлежит». Воплощает лучшие черты российского интеллигента.
Многая лета!!!
Алексей Баталов. Встреча со зрителями в Доме Актера
***
Большая Опера на канале КУЛЬТУРА
Восемь вечеров каждую субботу мы смотрели БОЛЬШУЮ ОПЕРУ.
Скажу честно, в этот раз зрелище было неизмеримо привлекательнее, чем в прошлый, когда проект стартовал. Успех проекта, как кажется, связан с нынешним составом участников – очень сильным и разноплановым.
Как я поняла, целая группа участников – солисты Новой оперы, то есть народ уже отобранный. Другие тоже пришли из театров, только что не из столичных. И была одна «дебютантка» - Екатерина Арну, пришедшая на конкурс «из эстрады».
Как кажется, во многом благодаря ее присутствию, конкурс вызвал такой «общенародный» отклик. За Екатерину, которую поначалу хотели удалить с турнира, а потом бесконечно попрекали отсутствием «школы», три раза голосовали телезрители (абсолютный успех).
Екатерина Арну обладает уникальным голосом, который можно назвать меццо-сопрано, контральто или даже драматическое сопрано. Ей подвластны труднейшие партии, серьезнейшие драматические роли.
Было очень ее жаль, когда жюри последовательно давало ей последнее место за «промахи», порой не ощутимые зрителями. Да, певица пришла в оперный жанр поздновато, гораздо позже, чем председатель жюри Тамара Синявская, в 21 год ставшая солисткой Большого театра.
Не всем так везет. Ирина Архипова, прежде чем начала петь в опере, окончила Архитектурный. Поздно начал актерскую карьеру гениальный Михоэлс. Есть пример Ломоносова, который пришел в Москву на учебу в возрасте, когда многие ученье заканчивают. Но скорость приобретения им знаний выдавала гения. Так что для Екатерины Арну, судя по тому как выросла она к концу конкурса, далеко не все потеряно и, можно даже сказать, все только начинается. Успеха тебе, Катя!
Победителем конкурса стал певец с необычным голосом – контр-тенор Владимир Магомадов.
Жюри последовательно давало ему первые места. Ничего не скажешь, он «делал все правильно», недаром, как оказалось, его репетитором была сама председатель жюри Тамара Синявская.
Победа Магомадова вполне заслуженна, он профессионал, прекрасный актер, но некоторая оскомина от того, что он находился под таким серьезным прикрытием у меня осталась...
Кстати, жюри порой высказывалось относительно Магомадова прямо противоположным образом. Например, профессору Вдовину, руководителю Молодежной группы Большого театра, его исполнение арии «О баядера» показалось «немужественным», а Елена Образцова обрадовала певца таким признанием: «Хотела бы я быть твоей баядерой».
Вообще следить за жюри, как и за ведущими Аллой Сигаловой и Святославом Бэлзой – было весьма любопытно.
Итальянец-дирижер Фабио Мастранджело дирижировал в такт почти всем исполнителям и однажды сказал, что собирается ВСЮ ГРУППУ выступавших привлечь к своим спектаклям. Дмитрий Вдовин часто был недоволен итальянским произношением исполнителей (при том, что Фабио Мастранджело недовольства не изъявлял), плохими ответами на неожиданные вопросы ведущей (с ответами «не везло» Павлу Червинскому, отвечавшему по принципу: что на уме, то и на языке), а также неудачно выбранным репертуаром.
Но как было выбрать удачный репертуар совсем молодому - 20-летнему - Павлу Червинскому, обладателю глубокого красивого баса! Правда, в финале в образе старого Мельника (Даргомыжский, «Русалка») Павел, кажется, угодил всем.
Как и великолепное высокое колоратурное сопрано Дарья Терехова в партии «Царицы-ночи» (Моцарт, «Волшебная флейта»), как и лирическое сопрано Евгения Сотникова, любимица оркестра, с блеском исполнившая арию Манон (Массне).
Оркестр Кинематографии под руководством народного артиста России Сергея Скрипки, не привлекая к себе внимания, работал на пределе возможного – каждую неделю оркестрантам приходилось разбирать восемь новых сложных музыкальных партитур.
Скажу о ведущих. Вначале неумеренное кокетство Аллы Сигаловой и ее острый злой язычок меня раздражали. Потом я увидела, что это придает состязанию определенную краску и остроту. В конце турнира я уже думала, что трудно отыскать таких образцовых ведущих, как язвительная красотка Сигалова и обаятельнейший эрудит Бэлза. Кто еще сможет так ориентироваться в непредсказуемой обстановке, так подстраиваться к жюри и так умело направлять своими колкостями зрителей на поддержку того или иного певца?!
К сожалению, понравившиеся публике красивый баритон Алексей Исаев (любимец члена жюри актрисы Людмилы Максаковой) и сильное матовое меццо-сопрано Юлия Меннибаева на последнем витке так заволновались, что спели хуже, чем всегда. Бывает. Нельзя не упомянуть прекрасного - внешне и по вокальным данным – молодого тенора из Армении Арсена Степаняна. Кажется, не забыла никого.
Все они молоды. У всех у них впереди большая дорога в БОЛЬШОЙ ОПЕРЕ. Ребятам желаю - не потеряться в пути, а каналу КУЛЬТУРА приношу благодарность за прекрасно организованный проект! Спасибо!
Большая Опера: финал
***
Свободу политическим узникам!!!