Ложь Армстронга
The Armstrong Lie
Режиссер Алекс Гибни
Мне кажется, что документальное кино особенно интересно тогда, когда оно пытается проникнуть в человеческую душу и показать ее во всех ее противоречиях. За последнее десятилетие самое большое впечатление на меня произвели такие фильмы в этом роде как «Поимка Фридманов» (Сapturing the Friedmans, 2003) Эндрю Зарецки, «Сом» (Catfish, 2010) Aриэля Шульмана и Генри Джоста, «Самозванец» (The Imposter, 2012) Барта Лейтона.
К сожалению, «Ложь Армстронга» не относится к их числу, хотя фильм сделан на потрясающем материале. Все дело тут в режиссере.
Гибни — документалист высокопрофессиональный. Но неинтересный. По-моему, и фильмы свои он снимает не оттого, что их тема задела его за живое, а оттого, что она сенсационная, модная, у всех на слуху. Конечно, я не видела всех его работ. Самая знаменитая из них — «Такси на темную сторону» (2007) про то, как — по определению левой прессы — «администрация Буша применяет пытки и подрывает международные законы». Там речь шла о таксисте, арестованном за пособничество террористам и убитом на военной базе в Афганистане. Тема безвинных мучеников-мусульман, жертв жестокой Америки, тогда набирала силу, и Гибни получил за свой вклад в это дело «Оскара». Эту картину я не смотрела. Видела фильм Гибни 2005 года «Энрон: самые смышленые ребята в комнате» про бессовестных жуликов из крупной компании «Энрон». Ничего нового по сравнению с тем, что читала про этот скандал в прессе, не узнала, и фильма не помню. Недавний фильм про Ассанджа «Мы воруем секреты: история Вики-ликс» тоже какой-то безликий, хотя отдельные материалы интересны сами по себе.
Теперь вот Гибни обратился к истории Армстронга.
Техасский паренек Лэнс Армстронг родился в 1971 году. Отца не знает, отчим его не заменил. Жаль, что в фильме практически не затронута тема семьи, об отчиме даже не упомянуто, а там должно быть много интересного. Говорит с экрана о себе: «Я боец. Люблю побеждать». Только употребляет не слово «побеждать» (win), а «побивать других» (beat people). Тут звучит желание быть главным, властвовать. В это фильм тоже, к сожалению, не вдается.
С 15 лет Лэнс занялся спортом, стал чемпионом триатлона, а в 21 год перешел на велосипед.
В 1996 году его настигла страшная болезнь — рак мошонки, метастазировавший в легкие и мозг. Однако, операции и химиотерапия дали фантастический результат. Через три месяца после диагноза 25-летний спортсмен был исцелен. Он основал фонд помощи детям, больным раком.
Огромную славу ему принесли знаменитые трехнедельные гонки «Тур де Франс» по дорогам Франции с финишем в Париже, которые он выигрывал семь раз подряд — с 1999 по 2005 год. В 2005 году Армстронг заявил, что уходит из спорта.
Возможно, в его уходе сыграли роль настойчивые слухи о том, что своими победами спортсмен обязан допингу — запрещенным химическим веществам, искусственно повышающим энергетические ресурсы организма. Это стероиды, тестостерон и ЭПО (эритропоэтин) — синтетический гормон, который увеличивает количество красных кровяных шариков в крови и, следовательно, насыщенность крови кислородом. Благополучно пройдя проверку на допинг, спортсмен перед соревнованиями получает инъекцию ЭПО, затем у него берут кровь с повышенным содержанием эритроцитов, хранят ее в холодильнике, а в нужный момент впрыскивают обратно.
Велосипедный спорт — командный, коллективный. В командах бывает десять-двенадцать человек. В команде Армстронга все они были на допинге. И настал момент, когда некоторые — Флойд Лэндис, Фрэнки Эндрю (друг Армстронга, капитан команды с 1998 по 2000 год) и другие — устали от обмана и заговорили. Американское агентство по борьбе с допингом (USADA) заинтересовалось их показаниями, многие из которых были даны под присягой.
Армстронг решительно отрицал все и клялся, что на него клевещут. В 2009 году в возрасте 38 лет он неожиданно заявил, что возвращается в большой спорт.
Алекс Гибни немедленно начал снимать о нем хвалебный фильм под названием «Возвращение». Кинокомпания «Сони» обеспечила фильму неслыханно щедрый для документальной картины бюджет в 3 с половиной миллиона, что позволило Гибни, в частности, снимать гонки «Тур де Франс» десятью камерами. В этих гонках герой фильма занял всего лишь третье место.
Может быть, если бы Армстронг не стал возобновлять свою карьеру, все для него как-нибудь и обошлось бы. Но его новое появление, естественно, привлекло к нему внимание, а слухи о допинге к 2011 году перешли из области слухов в разряд неоспоримых фактов. Международный союз велосипедистов, который защищал Армстронга изо всех сил, сам подпал под обвинения в коррупции и лжи. Должна сказать, что личико одного из президентов Союза, показанного в фильме рядом с Армстронгом, легко обеспечило бы ему приглашение на главную роль в любом гангстерском фильме.
Эми Паскаль, руководительница «Сони», в 2011 году приказала остановить съемки «Возвращения», потому что, по словам одного из продюсеров фильма, «в воздухе было слишком много шума». В октябре 2012 года USADA опубликовало объемистый доклад с показаниями одиннадцати коллег Армстронга и с выводом, что в его команде практиковалась «изощренная, поставленная на профессиональную ногу, успешная и беспрецедентная для спорта программа применения допинга».
Тут у Алекса Гибни открылись глаза, и он стал превращать отснятый для «Возвращения» материал в основу для совсем другого фильма — «Ложь Армстронга». А в январе 2013 года припертый к стене Армстронг в телеинтервью с Опрой Уинфри, наконец, публично признался, что принимал запрещенные вещества.
Армстронга лишили всех его чемпионских званий и запретили ему впредь участвовать в профессиональном спорте.
Фильм, повернутый на 180 градусов, ничего не представляет из себя как произведение документального киноискусства. Я совершенно согласна с критиком Мэттом Пригге, пишущим, что фильм сделан по простейшим поверхностным рецептам и обнаруживает отсутствие глубокого взгляда на вещи. Хорошо, продолжает критик, что Гибни не представил Армстронга мучеником, но ведь это просто потому, что режиссеру нечего сказать.
Конечно, интересно смотреть гонки, узнавать про специфику этого спорта, слушать «обвинителей» Армстронга и, наконец, близко увидеть его самого. Меня поразило его молодечество и видимое отсутствие стыда и раскаяния. Вероятно, это свидетельствует о сильном характере и, наверное, многие до сих пор им восхищаются. Но по-настоящему проникнуть в этот характер здесь не дано.
На сайте «Гнилые помидоры» фильм одобрили 86 процентов критиков и 81 процент зрителей.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий