Голодные игры: занимается пожар
The Hunger Games: CatchingFire
Режиссер Фрэнсис Лоренс
Успех романа Съюзен Коллинз и снятых по нему двух фильмов можно объяснить только общим упадком литературы США, а также тем, что молодежь медленно, но неуклонно утрачивает навыки чтения и даже мышления.
Вокруг второго фильма поднят такой оглушительный рекламный шум, что сказать о нем правду нелегко. Его выдают за высокохудожественное и исполненное значительности произведение, тогда как на самом деле это, по словам критика Уолтера Чоу, «претенциозный, мнимо серьезный мусор». Многие называют «Голодные игры» термином tentpole — «шест, на котором держится палатка». Им обозначают фильмы, которым поручается “поддержать палатку» — то есть, заработать как можно больше денег, чтобы покрыть убытки студии от производства других картин.
Студии «Лайонсгейт» это вполне удалось. «Игры» уверенно заняли первое место среди чемпионов кассы. Газеты не устают купаться в цифрах и сладострастно сравнивать сборы «Игр» за праздничные дни со сборами других чемпионов прошлых лет. Еще бы — за первые десять дней проката фильм собрал в США 297, а в мире — 573 миллиона долларов!
Действие, как и в первом фильме, происходит в будущем, в стране Панем, за которой явно просматривается Америка с ее небоскребами и пожилым президентом по фамилии Сноу — «Снег» (белый!). Вся страна не занимается ничем, кроме как лицезрением «голодных игр», где подростки из бедных семей почему-то должны убивать друг друга. Элита обитает в Столице с небоскребами, одевается и причесывается, как клоуны, и старательно гнетет народ при помощи свирепой полиции в белых комбинезонах. Низшие классы проживают в «районах», где небоскребов нет, и на их лицах написано глубокое страдание. Но там явно зреет революция.
На сайте «Гнилые помидоры» 89 процентам критиков фильм нравится. Они считают его увлекательным и побуждающим к размышлениям. Особенно им нравится социальное содержание. В нем находят общее с восстанием Спартака, с движением Ганди, с Арабской весной и с плачевной жизнью 99 процентов несчастного населения Америки. Словом, кого чему научили. Особенно меня растрогал молодой австралийский критик Мэтью Туми. Он сообщает, что проводит так много времени в кинозалах и за игрой в гольф, что читать совершенно некогда. Так что он читает максимум две книги в год. Но фильм «Голодные игры» так ему понравился, что он даже прочел книгу и остался очень доволен.
В прошлом фильме народная героиня, юная Кэтнис (Дженнифер Лоренс), не только победила и уцелела в играх, но и спасла юношу Питу Малларка при помощи обмана властей с какими-то ягодами. (Уж не помню — путем их поедания или, наоборот, несъедения). В новом фильме президент Сноу, изнемогающий от коварства, страшными угрозами заставляет победителей сперва ездить по районам и выступать перед пролетариатом, а затем снова участвовать в играх. Таким образом народ будет отвлечен от восстания. При этом Кэтнис с ее скрытым революционным потенциалом президенту глубоко не симпатична, и он хотел бы ее прикончить.
Тут я с ним солидарна.
Но я, конечно, в меньшинстве. В рецензиях актрису называют «грозной силой перед лицом странного и опасного мира», «симпатичной и восхитительной», у нее «лицо мраморной богини и глаза, излучающие молчаливую ярость и неколебимый интеллект», она «символ надежды для угнетенных миллионов», «совершенство», «Валькирия, которую трудности делают только сильнее» и «одна из самых ярких восходящих звезд в кино».
Президент Сноу заставляет Кэтнис и белокурого, нежного Питу врать, что они любят друг друга и помолвлены. Это позволяет юным зрительницам полюбоваться роскошным свадебным платьем, надетым на Дженнифер Лоренс. На самом деле у Кэтнис в ее районе остался бойфренд Гейл металлургически-пролетарского вида. Но ближе к финалу героиня вдруг проникается теплыми чувствами и к Пите, которому наносит длительный поцелуй. Юные зрительницы при опросах заявляли, что в фильме им было интереснее всего, кого же из двух в конце-концов выберет Кэтнис. Этот волнующий вопрос во второй серии остается не решенным. Сильно подозреваю, что в третьей (она уже в производстве) или в четвертой он будет снят с повестки дня, потому что один из двоих претендентов пожертвует жизнью во имя революции.
Игры во второй серии как-то скомканы. Их немногие участники действуют больше вместе, чем друг против друга. В лесу им угрожает ядовитый туман, ужасные рычащие обезьяны и какие-то электрические взрывы неясного назначения. Тот же критик Чоу написал, что мир писательницы Сьюзен Коллинз настолько лишен выдумки, что режиссеру просто нечего делать. Непонятно, на что пошли 140 миллионов, вложенные в этот «палаточный шест».
Политкорректная расовая квота соблюдена даже с перевыполнением. Тут и память об ангелоподобной чернокожей девочке, в прошлых играх пожертвовавшей жизнью ради товарищей. И мудрый черный костюмер, не только одевающий Кэтнис, но и вдохновляющий ее на правильные поступки. И еще более мудрый чернокожий изобретатель, участник игр, творящий что-то непонятное, но очень полезное. И безымянный черный пролетарий в районе, который отважно делает революционный жест пальцами, за что жестоко расплачивается.
Вообще-то авторы фильма не слишком представляют себе, как именно полагается угнетать народ. Свои представления они черпают из голливудского кино про рабовладельцев и нацистов. Поэтому прямо на площади одного трудящегося бьют кнутом по голой спине, а другому пускают пулю в затылок.
На просмотре у меня появилось ощущение, что рассудок меня покидает, и спаслась я только тем, что перестала стараться вникнуть в сюжет. Потом, почитав рецензии, я убедилась, что это была не только моя проблема. Критик Джим Шембри написал, что к созерцанию этого пустого зрелища нельзя подключать мозг, а то выйдешь из зала с головной болью. Чтобы отвлечься, он стал подсчитывать провалы и несообразности сюжета, и эта игра его выручила. Кино подобного рода Шембри остроумно называет «пост-содержательным». Действительно, содержания в «Играх» столько же, сколько в видеоигре. Дэвид Денби, критик журнала «Нью-Йоркер», пишет: «В основе этой книги я так и не смог обнаружить никакого смысла, и во втором фильме его не больше. Почему новые игры с участием прежних победителей должны предотвратить революцию? Кто друзья Кэтнис и Питы? А кто враги? По лесу мечутся какие-то непонятные персонажи, размахивая оружием, и все кончается каким-то проводом, молнией, электрическим полем — бессвязная, размытая история».
Все это (по мнению большинства критиков, «динамичная и увлекательная приключенческая картина с захватывающим сюжетом») тянется два часа двадцать шесть минут.
В изнеможении вывалившись из зрительного зала, я твердо знала, что мои отношения с произведением Сьюзен Коллинз закончены навсегда. Но человек предполагает...
Телепрограмма сообщила, что 5 декабря на вечернее шоу комика Дэвида Леттермана придет яркая восходящая звезда Дженнифер Лоренс.
Вообще-то, шоу Леттермана я не смотрю уже давно, потому что, на мой взгляд, ведущий — человек наредкость несмешной и не артистичный. Его юмор, например, проявился в полную силу в 2009 году, когда Сара Пейлин была в Нью-Йорке и пришла посмотреть бейсбол на стадион «Янки». С ней была Уиллоу, ее 14-летняя дочка. К тому времени Пейлин уже не была республиканским кандидатом в вице-президенты, но левые продолжали питать к ней ненасытную ненависть.
Леттерман пошутил перед миллионами телезрителей, сказав, что во время игры бейсболист Родригес «сшиб» или «налетел» на дочку Пейлин. Но слово knocked up также означает не «налетел», а «обрюхатил», и 62-летний ведущий именно это имел в виду по отношению к 14-летней девочке. Разразился скандал. Леттерман пытался вывернуться и врал, что имел в виду не Уиллоу, а ее старшую сестру Бристол, только что родившую незаконного ребенка. Но все-таки ему пришлось извиниться. А через год он назвал Сару Пейлин с экрана «похожей на стюардессу-потаскушку».
Конечно, опасности, что он неуважительно обойдется с Дженнифер Лоренс, не было. Мне было любопытно посмотреть и послушать ее живьем. Обычно многое становится понятно.
Лоренс снималась в кино и ТВ с 14 лет и прославилась после картины Winter’s Bone (2010) — мрачной драмы из жизни бедняков, занимающихся изготовлением наркотиков. Ей там приходилось под водой отрезать руку у отца, утопленного родственниками, и представлять эту руку властям, чтобы не отобрали дом. В книге, по которой это было изготовлено, она еще и лесбиянка, но фильм как-то это упустил. За этот фильм Лоренс была номинирована на «Оскара». А получила она его (и еще множество разных премий) в возрасте 22 лет за лирическую комедию из жизни сумасшедшего Silver Linings Playbook (2012), став самой юной лауреаткой Киноакадемии. Оба фильма я видела, но у меня не создалось впечатления, что по таланту актриса равна великому Лоренсу Оливье. Однако, именно это заявил знаменитый актер Дональд Сазерленд, который в фильме «Голодные игры» позорится в роли президента Сноу. Впрочем, Сазерленд, человек стойких левых убеждений, вообще в восторге от «Голодных игр». Он сказал в интервью, что надеется — фильм вдохновит молодежь на такой же активизм, как и борьба против войны во Вьетнаме, в которой он сам участвовал в 60-е годы, и что эта молодежь изменит в Америке систему выборов, систему налогов и вообще возьмет в свои руки управление государством.
Пока что журнал «Тайм» включил Дженнифер Лоренс в сто самых влиятельных людей мира.
Так что судьба американского государства и мира определилась.
А представшую перед телекамерами Лоренс я сперва не узнала, потому что она коротко постриглась и покрасилась в яркую блондинку. Женщина она вполне хорошенькая, и ей это идет.
Сперва Леттерман с гостьей несколько минут обсуждали эту ее новую прическу. Потом Лоренс стала подробно рассказывать, как у нее сильно болел и сейчас болит живот, и как ее лечили в больнице. Что с животом, не выяснили. Актриса сказала, что ее выпустили с напутствием: «Все дело либо в нижней части вашего кишечника, либо в вашей голове». Затем она упомянула момент, когда она «наложила в штаны» (сrapped in my panties). Это Леттерману понравилось, и он мечтательно повторил эту фразу, глядя на зрителей. Потом Лоренс, одетая в короткое платье из черных кружев, сказала, что ей холодно, и от этого она даже вспотела. Она спросила ведущего, бывает ли у него, чтобы он потел от холода. Леттерман задумался, а Лоренс сказала, что невыносимо замерзла. Тогда из-за кулис принесли пышное розовое одеяло и укутали звезду. Чтобы было смешнее, Леттерман сел с ней рядом, накрылся одеялом с головой вместе с Лоренс, и они так немножко посидели.
Ведущий спросил, бывает ли Лоренс в родном штате Кентукки, и выразил уверенность, что там ее все обожают. Лоренс этой уверенности почему-то не поддержала. Потом показали маленький кусочек из «Голодных игр», и зрители восторженно похлопали.
Это, наверно, те самые зрители, 93 процента которых на сайте «Гнилые помидоры» одобрили этот фильм.
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий