Далласское общество покупателей
Dallas Buyers Club
Режиссер Жан-Марк Валле
В сентябре 1990 года в техасской газете Dallas Time Herald появилась статья Джули Шустер про бывшего строительного рабочего по фамилии Вудруф. Было ему тогда сорок лет, и за три года до этого у него обнаружили сильно запущенный СПИД. Врачи сказали, что жить ему осталось два-три месяца, однако Вудруф стал изучать медицинские материалы и открыл лечение интерфероном. Этим противовирусным белком ветеринар Джозеф Камминз лечил от вирусных болезней скот, свою кошку и собственную тещу. Секрет был в том, что вместо инъекций в больших дозах доктор Камминз прописывал маленькие дозы орально.
Потом его осенило, что так можно лечить СПИД. Японская фармацевтическая фирма дала деньги, и Камминз попробовал интерферон на пациентах в Кении. У сорока человек исчез жар, понос и слабость. Но американское управление по пищевым продуктам и лекарствам (FDA) метод ветеринара не одобрило.
А Вудруф, которому терять было нечего, решил попробовать. Действительно, выяснилось, что интерферон не излечивает СПИД, но помогает. Нужно было его достать. И нужны были деньги. Вудруф организовал в Далласе «общество покупателей» интерферона. В нем было 2 тысячи членов — главным образом, геев. (Сам Вудруф геем не был). Собрав с них членские взносы, Вудруф с 25 тысячами наличных двинулся в Японию, где получал это вещество Камминз. Лаборатория Хаяшибара, где добывали интерферон из хомяков, ему отказала. Но упрямый Вудруф нашел врача, который за тысячу долларов выписал ему рецепт.
Выкупив лекарство, Вудруф узнал, что его нужно хранить в сухом льду. Так он и сделал, уложив 36 флаконов в портфель, набитый льдом. Но подлетая к Америке, понял, что таможня его не пропустит, и переложил интерферон в карманы. Лед девать было некуда, от него на портфеле было пятно и валил густой пар. Изумленным таможенникам Вудруф объявил, что всегда возит с собой сухой лед как талисман — и они его пропустили!
Вудруф скончался в 1992 году, спустя два года после беседы с Джули Шустер, в возрасте 42 лет. Благодаря своим усилиям он прожил пять лет вместо двух месяцев.
И вот теперь канадский режиссер Валле поставил про него фильм. Режиссер сказал, что питает симпатию к «андердогам» — так называют людей, оказавшихся на дне, в проигрыше, подобно собакам, которые проигрывают в драке. А Вудруф, этот сумасшедший, по словам Валле, привлек его своей решимостью драться за жизнь.
Я бы сказала, что это еще и фильм про американскую предприимчивость и изобретательность. Вудруф — человек из самых низов, но он сумел, сжав зубы, будучи серьезно больным, освоить медицинскую литературу и основать «общество покупателей», за которым последовали такие же «клубы» в Нью-Йорке и Сан-Франциско.
Валле поставил свой фильм в стиле жесткого, даже жестокого реализма и, слава Богу, без малейшей сентиментальности. Своим не слишком привлекательным героем он не любуется и не умиляется.
Вудруф подхватил СПИД из-за того, что увлекался выпивкой, кокаином и тем, что именуется «беспорядочными половыми связями». Все это показано во всем своем безобразии.
В фильме, конечно, есть уступки «голливудизму». Во-первых, это линия дружбы гомофоба Вудруфа с товарищем по несчастью, трансвеститом Рэйоном. Во-вторых, хотя официальная медицина изображена крайне отрицательно, в фильм введена добрая и все понимающая врачиха — к тому же, молодая и хорошенькая.
Сюжет хорошо выстроен, и смотреть историю Вудруфа интересно.
Когда, десять лет назад, начали думать о том, чтобы перенести ее на экран, то на главную роль прочили сперва Брэда Питта, потом Райана Гослинга. Оба, наверно, сыграли бы прекрасно. Но досталась роль Мэтью МакКонохи. И это, по-моему, его лучшая работа. Похудевший ради нее на тридцать фунтов, актер себя не жалеет и выкладывается полностью. Он и жалок, и страшноват, и смешон (в прекрасном эпизоде на таможне, где Вудруф выдает себя за священника), и поражает своим великолепным упрямством и стойкостью, с которой переживает враждебность бывших приятелей. 70-летняя сестра Вудруфа говорит, что Мэтью очень на него похож.
Если уж МакКонохи не дадут за эту роль «Оскара», то кому же давать?! (Впрочем, известно кому — есть два чернокожих претендента из фильмов «Двенадцать лет в рабстве» и «Мандела», так что еще не ясно, кто поборет — слон или паровоз).
Но думаю, что обязательно получит «Оскара» за роль второго плана Джэред Лито, играющий трансвестита Рэйона. Он тоже очень хорош и, конечно, будет иметь сильную поддержку со стороны могучего гейского движения.
На сайте «Гнилые помидоры» 94 процента критиков и 93 процента зрителей фильм одобряют, и я к ним присоединяюсь.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий