Небраска
Nebraska
Режиссер Александр Пейн
Первые два фильма этого режиссера были резко сатирические, очень острые и просто замечательные. В фильме «Гражданка Руфь» (1996) судили несчастную бродягу и наркоманку Руфь (ее играла Лора Дерн), которая торговала собой, чтобы добыть денег на наркотики. Нарожав несколько детей, совершенно ей не нужных, она собиралась произвести на свет еще одного, но на сей раз судья приказывал ей сделать аборт. И тут вокруг нее начиналась свистопляска — борцы «за жизнь» и борцы «за выбор» (то-есть, за аборты) разворачивали вокруг «гражданки Руфи» шумную политическую кампанию и тянули ее каждый в свою сторону. При этом становилось ясно, что до самой Руфи и ее судьбы им нет никакого дела. В следующем фильме Пейна, «Выборы» (1999), речь шла тоже о политической борьбе. И хотя дело происходило всего-навсего в средней школе, где честолюбивая девица прорывалась всеми правдами и неправдами на пост президента школьного совета, за этим вставала картина гораздо более крупных масштабов.
А дальше, к сожалению, фильмы Пейна становились все более камерными и даже мелкими по тематике, пока этот процесс не привел в 2011 году к чудовищному, на мой взгляд, фильму «Потомки», где муж и юные дочери умирающей в больнице женщины с маниакальной настойчивостью бегают по округе, выясняя, кто был ее любовником. То, что эта картина получила множество премий, в том числе «Оскара» за сценарий (экранизация книги) — одно из свидетельств того, как бодро движется американская культура к полному распаду.
Теперь 52-летний Пейн поставил фильм, который назвал объяснением в любви к своему родному штату Небраска. Это уже третья картина, которую он там снимает. На этот раз фильм черно-белый, и просторы Небраски, над которыми висят огромные тучи, создают печально-ностальгическое настроение.
Старик Вуди Грант, герой «Небраски» — бывший механик, алкоголик и маразматик. Ему прислали уведомление, что он выиграл миллион долларов. Это дешевая рекламная уловка, рассчитанная на неимоверно доверчивых людей. На самом деле им обещают не выигрыш, а только возможность выигрыша, если они, например, подпишутся на какой-нибудь журнал. Эта возможность никогда не осуществляется. Но Вуди верит, что стал миллионером, и собирается за своим богатством в город Линкольн в Небраске, откуда пришло письмо. До Линкольна 800 миль. Машину Вуди водить уже не может, а потому пытается добраться туда пешком. Каждый раз его задерживает полиция и доставляет домой.
Наконец, чтобы прекратить эти опасные походы, его сын Дэвид решает отвезти его в Линкольн.
В пути Вуди напивается, разбивает голову, и им приходится заехать в маленький городок, на родину старика. Здесь до сих пор живет его брат с семьей. Сюда же является жена Вуди — вроде бы добродушная старушка, которая на самом деле наредкость злоязычна, и старший брат Дэвида. Старуха настаивает на том, чтобы посетить кладбище. Тут она задирает юбку перед могилой какого-то былого ухажора, со словами: «Гляди, чего ты лишился!», а похороненную здесь родственницу поминает, как «замечательную женщину и большую потаскуху».
Несмотря на объяснения Дэвида, что никакого выигрыша нет, Вуди упорно повторяет, что едет за миллионом. Некоторые жители городка этому верят. Эд, бывший партнер Вуди, даже начинает угрожать старику, требуя у него какой-то старый долг. Вуди в свою очередь обвиняет Эда в том, что в прежние времена тот украл у него компрессор, и заставляет сыновей тайком вытащить компрессор из сарая партнера. Правда, оказывается, что это сарай совсем другого человека.
Наконец, отец с сыном добираются до Линкольна. Как тысячу раз видано в «фильмах-путешествиях», поездка становится символом сближения сына с отцом, который всю жизнь был от него далек и равнодушен. Конечно, никакого выигрыша Вуди не получает. Зато Дэвид, проникшись к отцу теплыми чувствами, покупает ему подержанный грузовичок, о котором мечтал старик, хотя ясно, что водить он его никогда не будет. На этой сентиментальной ноте и заканчивается фильм.
Жители Небраски (некоторые из них снимались в небольших эпизодах) отнеслись к фильму критически и сочли, что Пейн показал их «с высокомерием». Понять такую оценку можно. Режиссер явно хотел создать правдивый образ провинции в духе Рокуэлла Кента, с симпатией и юмором, но на экране перед нами предстают карикатурные, одномерные персонажи, воплощающие скорее пресловутый «идиотизм деревенской жизни». Но главный недостаток фильма, на мой взгляд, это серьезный режиссерский «прокол»: приглашение Брюса Дерна на роль Вуди. Тут я вступаю в противоречие с такими авторитетами, как жюри Каннского фестиваля, присудившее Дерну свою премию, и со многими другими организациями, осыпавшими его наградами. По моему мнению, 77-летний Дерн играет монотонно и поверхностно. Его упрямый, выживший из ума персонаж одномерен, в нем нет ни трогательности, ни юмора, и вообще никаких оттенков. А поскольку сюжет держится именно на нем, то неудачный выбор актера подрывает всю картину.
Я не совсем одинока в своем отклонении от всеобщих оценок. 21 ноября прошлого года в газете «Чикаго трибюн» появилась весьма необычная статья Майкла Филипса под названием «Джин Хэкман не отправился в путь». Хэкман — великолепный американский актер, снимавшийся во «Французском связном» Уильяма Фридкина (1971), «Разговоре» Фрэнсиса Копполы (1974), «Принципе домино» Стэнли Креймера (1977) и еще в семи десятках фильмов. Среди множества его наград — четыре номинации на «Оскара» и две этих премии. В 2004 году 74-летний Хэкман объявил, что сниматься больше не будет. Он пишет романы.
Майкл Филипс начинает статью с того, что хочет «воздать хвалу двум актерам — тому, который снялся в «Небраске», и тому, который не снялся». Сделав этот реверанс Дерну, автор совершает неожиданный поворот. Он пишет, что смотрел «Небраску» дважды, и оба раза из головы у него не шел Хэкман. Брюс Дерн, по его справедливому замечанию, «не славится тонкостью», и автор статьи не мог отделаться от мысли, как Хэкман сыграл бы роль Вуди, как достоверен был бы в его исполнении этот «сукин сын» и какими непредсказуемыми красками актер расцветил бы образ.
Конечно, печатать такую статью вряд ли стоило — все-таки она очень бестактна по отношению к Дерну. Читатели за это ругали автора. Но по сути этот крик души Филипса кажется мне совершенно оправданным. Хэкман непременно поднял бы «Небраску» на иной, более высокий уровень, сделал бы фильм более интересным и человечным.
На сайте «Гнилые помидоры» 92 процента критиков и 87 процентов зрителей одобряют фильм.
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Нарко-Культура
Добавить комментарий