О Навальном – пасхальное
16 апреля на сайте ЭХА МОСКВЫ в новостях одно за другим прошли два объявления.
Первое: «Процесс в отношении политика Алексея Навального и его брата Олега по делу «Ив Роше» начнется 24 апреля».
Второе: «Глава Мосгорсуда Ольга Егорова хочет остаться на этой должности».
В связи с этими объявлениями у меня родились немудреные предпасхальные куплеты:
Кто неправдою живет,
Тот заткнул Алешке рот –
Всех верховных казнокрадов
Он поставил на учет.
Впереди – Шемякин суд,
Тут лишь ангелы спасут.
Что Начальник скажет судьям,
То они произнесут.
Ты, Алеша, не тужи,
Выше голову держи!
Ведь народ – он чует правду,
Отличит ее от лжи.
Сфабрикован весь процесс,
Как недавний КИРОВЛЕС,
Встанет весь народ за правду –
Все вскричат: «Христос воскрес!»
***
«Маленькая девочка» по пьесе Нины Берберовой на канале КУЛЬТУРА
Начав смотреть телевизионный спектакль, не знала, к счастью, что пьеса Берберовой написана в 1961 году. Думала – и как кажется, была права, - что она целиком принадлежит Серебряному веку, тому крохотному промежутку до революции, когда Нина Николаевна Берберова (1901-1993), в будущем писательница, подруга Владислава Ходасевича, свою жизнь только начинала, была «маленькой девочкой».
Мне кажется, правы авторы спектакля, поместившие действие небольшой психологической драмы с элементами сюра, в начало 20-го века, сохраненное памятью писательницы, не так давно закончившей свои дни в Филадельфии.
А камертоном к стилистике спектакля, а лучше сказать, ко всему его содержанию, служит песня Александра Вертинского (слова написаны в соавторстве с Натальей Грушко) «Маленькая балерина».
Чистый, высокий, и вправду «детский», голос актрисы (Светлана Малюкова) исполняет эту бесхитростную балладу о «любовном треугольнике» и о сломанной судьбе: «Но знает мокрая подушка/ В тиши ночей, /Что я – усталая игрушка/Больших детей».
Спектакль получился именно об этом – так что финал его, когда Маленькую девочку прогоняют, хотя ей некуда идти и она привыкла к обоим удочерившим ее супругам, вполне органичен.
Не знаю, чего искали те критики, что написали ядовитые рецензии на постановку берберовской пьесы, осуществленную питерским театром им. Ленсовета. Кстати, тогда же, что и телевизионный спектакль, в 2002 году. «Бульварный театр»? «Салон»?
Постановщик «Маленькой девочки» для телевизионного театра Игорь Максимчук создал психологическую драму, открыв перед актерами максимальные возможности проявить свой талант, способность к перевоплощению и к передаче легчайших переходов настроений.
Следить за их игрой - интересно (а жену играет Елена Сафонова, мужа - Владимир Симонов, девочку Светлана Малюкова, хороши также в ролях второго плана Елена Скороходова, Любовь Германова, Геннадий Сайфулин и Ходжадурды Нарлиев). О последнем скажу особо. Есть такие актеры, чье лицо играет без слов, его запоминаешь. Нарлиев сыграл в спектакле роль некоего «восточного человека» Агара, друга семьи, сыграл так, что врезался в память. Это он предрекает неизбежный, хотя и неясный пока, конец затейливой интриге, на свою голову затеянной пятидесятилетней женщиной: «Судьба как цветок - нужно дать ему раскрыться». Сам он тоже пока не знает, как раскроется цветок его судьбы: за кулисами за него борются две женщины, и он комически боится, что они убьют друг друга. Перед нами тоже чуть было не происходит убийство, когда удочеренная Маленькая девочка бросает в свою «соперницу-маму» тяжелым предметом.
Другое дело, что в камерной и слегка игрушечной пьесе Берберовой крови быть не должно, скорее уж «клюквенный сок». И это при том, что я искренне посочувствовала «маленькой певунье», когда ее, не имеющую пристанища сироту, гонят прочь. А вот интересно, кому сочувствовала в пьесе сама Нина Берберова?
Была она с юности до старости человеком смелых и неожиданных решений. Ее автобиографическая книга «Курсив мой» стала для меня открытием, я была ошеломлена - личностью, стилем, небывалой смелостью во всем – в жизни, суждениях и оценках... Не знала Береберову как драматурга, но и эта область, судя по «Маленькой девочке», была ей подвластна.
А совсем недавно в только что вышедшем двухтомнике Вадима Крейда, посвященном первой эмиграции, прочла ее ни на кого не похожие поздние стихи. Стало быть, и стихи писала под старость. Прожила 92 года, незадолго до смерти прилетела из своей Филадельфии в Москву.
Воистину «Железная женщина», но еще и умная, красивая, безумно талантливая, способная ощутить себя и «маленькой», но имеющей недетский жизненный опыт девочкой, и очаровательной дамой, ради сохранения семьи способной на многое...
«Маленькая девочка», телеспектакль
***
«Ахматова и музыка» у Сати Спиваковой на канале КУЛЬТУРА
Собеседницей Сати в этой передаче была актриса Алла Демидова, автор прекрасной книги «Ахматовские зеркала». К тому же, в исполнении актрисы звучат ахматовские поэмы «Реквием» и «Поэма без героя». Читает она и неуловимо музыкальные стихи Ахматовой, недаром некоторые стали романсами.
В принципе тема на поверхности, строчки на языке: «Мы с тобой в адажио Вивальди /Встретимся опять». Иосиф Бродский в «Диалогах» Соломона Волкова отрицает какую-то особую тягу Ахматовой к музыке. Между тем, она, эта тяга, была.
Меня всегда поражали строчки из «Поэмы без героя»:"Полно мне леденеть от страха/Лучше кликну Чакону Баха". От ледяного пронизывающего страха, охватившего страну, спасало что-то теплое, человеческое, простое – как «Чакона» Баха, где, кажется, жизнь мироздания разложена на его мельчайшие кирпичики. А дальше тоже незабываемое: "А за ней войдет человек/ Он не станет мне милым мужем, /Но мы с ним такое заслужим, /Что смутится двадцатый век".
Приход Исайи Берлина, вынырнувшего в ее сиротское настоящее словно из будущего, связывается с вневременной и потому вечной баховской Чаконой. Исайя олицетворяет здесь все – надежду на счастье и любовь, преодоление страха, прорыв к свободе и солнечному свету наперекор запретам и железному занавесу. Не перестаю удивляться тому, что эти строчки – абсолютная правда, в них нет гиперболы. И Постановление «О журналах Звезда и Ленинград» 1946 года, и последующая за ним Холодная война – реальная плата за неосторожное общение ее, советской гражданки, с работником американского и английского посольств Исайей Берлиным.
Не будет ли и в современной России наказываться общение с иностранцами? Похоже, к этому идет.
Всю жизнь Ахматова была окружена композиторами. В молодости это композитор-новатор Артур Лурье, куртуазно-салонный Михаил Кузмин, в эвакуации в Ташкенте это композитор и дирижер Алексей Козловский, которого Алла Марченко считает ташкентской любовью Анны Андреевны и адресатом ее стихов.
Мне вспоминается одно чудное раннее стихотворение поэтессы из сборника «Белая стая» (1917), в программе не прозвучавшее:
Потускнел на небе синий лак,
И слышнее песня окарины.
Это только дудочка из глины,
Не на что ей жаловаться так.
Помню, что не поверила Ахматовой, что окарина – это только «дудочка из глины», но, заглянув в энциклопедический словарь, убедилась, что да, дудочка. Дудочка в стихах Ахматовой «ее прощает» - божественное свойство музыки отпускать наши грехи, очищать душу от накипи...
В передаче звучит прекрасная музыка, и исполнители подобраны соответствующие – Тамара Синявская, Яша Хейфец, Галина Вишневская. Голоса Вишневской Ахматова не узнала, когда услышала в больнице в ее исполнении «Бахиану» Виллы–Лобоса. Тем ценнее для певицы был дар поэтессы – стихотворение «Голос». Там – о впечатлении, которое произвела на нее музыка, спетая ЭТИМ голосом. А уж в голосах Ахматова понимала.
Сати Спивакова и Алла Демидова в передаче "Нескучная классика"
***
Прокофьев в исполнении Марты Аргерих на канале КУЛЬТУРА
Аргентинка, чьи предки выехали из России, Марта Аргерих играет Третий концерт для фортепьяно с оркестром Прокофьева.
Послушайте это уникальное исполнение и прислушайтесь к комментариям российскогот пианиста Михаила Воскресенского, к его тонким замечаниям, взятым из личных наблюдений и размышлений. Пианистке на пленке 35 лет (запись 1977 года), она явлена нам, по выражению Воскресенского, «в расцвете сил, молодости, красоты и своего невероятного искусства».
***
Руки прочь от Навального!!!