Вот уже десять лет наш народ отмечает новогодние праздники особо активным, масштабным самоистреблением. В первые дни нового года президент Владимир Путин провел инспекцию олимпийских объектов — по ТВ показали парадную часть.
В начале 2005 года знакомые американцы удивлялись, спрашивали: значит, вы почти две недели будете ничего не делать, как это так? Они, наверно, не понимали и не понимают, что как раз в эти дни избранное и неизбранное меньшинство приятно проводит время, а предоставленное самому себе большинство тоже не дает себе покоя. Напомню: 12-дневные новогодние каникулы ввели с 2004 на 2005 год. То есть нынче десять лет, как россияне каждый наступающий год отмечают особо активным, масштабным самоистреблением.
Сообщения средств массовой информации — как сводки с фронтов абсурдистской войны; но со вполне реальными, многочисленными жертвам. Сразу оговоримся: по данным МЧС, в этом году, по сравнению с предыдущим, произошло в два раза меньше чрезвычайных ситуаций. Соответственно уменьшилось и число погибших.
В Москве в дорожно-транспортных происшествиях погибло 15 человек, зафиксирован 131 пожар (на 42 процента меньше, чем в прошлом году), в огне погибло 11 человек. Госпитализировано 32305 человек (на 7 процентов меньше, чем в 2013-м).
В Оренбургской области за новогодние каникулы убиты 14 человек. Несколько человек покончили с собой и погибли в результате неосторожного обращения с огнем.
В Самарской области с 29 декабря по 8 января в полицию поступило почти 12 тысяч сообщений о происшествиях, в том числе пять ложных — о заминированных зданиях. Зарегистрировано 8 убийств, 25 фактов причинения тяжкого вреда здоровью. Зафиксировано 79 пожаров, в которых погибло 6 человек.
59 пожаров, 5 убийств и 13 погибших в ДТП — такие итоги новогодних каникул подвели в правоохранительных органах Пермского края.
В Краснодарском крае в праздничные дни произошло 102 пожара. Погибло 10 человек.
В новогодние праздники в Иркутской области произошло 63 пожара, 12 убийств, 13 человек погибли в ДТП, 6 — на пожарах. Зарегистрировано 6 тысяч происшествий и правонарушений.
И так далее. По всей стране.
Некоторые ученые прибегают к экономическим аргументам, пытаются объяснить властям предержащим: новогодние длинные каникулы «съедают» 2,5 процента валового внутреннего продукта страны. «Особенно если учесть, что российский менталитет в итоге приводит к тому, что и отмечать начинают заранее, и «выходят» из праздников еще несколько дней, — говорит Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа аудиторской компании ФБК. — В результате цена новогодних каникул по ВВП — около 1 триллиона рублей. Данные по объему промышленного производства в январе по сравнению с декабрем падают на 10-15 процентов».
А чем измерить урон жизни и здоровью? Многочисленные категории граждан от вынужденного безделья и праздности предаются (праздники же!) многодневным возлияниям, часто провоцирующим завихрения в сознании и неадекватные поступки. Двое кемеровчан допились до того, что на спор отрезали себе по левому уху. На вопрос социологов: «Что вам принесли новогодние каникулы?» в общей сложности 65 процентов респондентов ответили: «Ничего», «Неизбежные и бессмысленные траты», «Лечение ущерба здоровью».
«Положительных ожиданий, в том числе и от нового года, в последнее время меньше, — отметил заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин. — Новогодние праздники часто кажутся обременительными, так как люди начинают уставать от постоянного злоупотребления едой и напитками».
Десять лет назад, когда в Госдуме обсуждалось введение 12-дневных зимних каникул (сейчас их сократили до восьми дней, но фактически они так или иначе продлеваются), рационально мыслящие депутаты предлагали перенести их на начало мая. В России 24 миллиона семей имеют дачные участки. И еще 16 миллионов подсобных крестьянских хозяйств. Начало мая — самое время посадок. Куда уж лучше, сколько пользы! И для здоровья тоже.
Но Госдума не прислушалась к их резонам и установила двухнедельные зимние празднества. Возможно, хотели как лучше. Мол, российская зима долгая, и надо устроить нашим гражданам что-то вроде второго отпуска, чтобы развеялись на лыжных прогулках в российских пансионатах, слетали на недельку к теплым заграничным морям. Однако реальность вошла в противоречие с благими надеждами. Исключительно по материальным причинам.
Как показали декабрьские социологические опросы 2013 года, только 5 процентов россиян планировали полноценные зимние каникулы в российских домах отдыха или туристические поездки по миру (2 и 3 процента, соответственно). В действительности — еще меньше. И потому многие считают, что депутаты сделали второй отпуск для себя, для чиновников, и попутно — для малочисленных обеспеченных граждан. А до майских забот большинства населения, до наших шести соток и помидорной рассады им дела нет.
В первые дни нового года президент Владимир Путин провел инспекцию олимпийских объектов — по ТВ показали парадную часть.
А иначе, наверно, и нельзя. Ну никак невозможно перед началом Игр транслировать на весь мир непарадные сюжеты, как это было год назад.
Впрочем, телевизионная картинка иногда говорила сама за себя. Как, например, в одном из репортажей с главной арены. То ли организаторы дорожили каждой авральной минутой, то ли вместе с телевизионщиками решили, что это будет «здорово смотреться»: на переднем плане президент, а на заднем — рабочие, льющие клей или цемент, стучащие молотками. Типа интенсивный и непрерывный производственный процесс. Наверно, невдомек было, что по всем правилам олимпийские объекты должны быть готовы за год до старта Олимпиады. Следующий год — испытания, соревнования. А тут — за месяц до церемонии открытия «куют что-то железное», да еще в присутствии инспектирующего президента.
Что осталось за пределами очень кратких телерепортажей — можно догадаться. Это уже не для телевидения. Достаточно и прошлого года. Тогда, в феврале 2013-го, у строящегося трамплина в Красной Поляне состоялся в эфире следующий разговор главы государства с сопровождающими его лицами:
— Плановый срок сдачи когда? — спросил президент.
— Июнь 2011 года.
— Прошел июнь 2012-го, сейчас февраль 2013-го, — подсчитал Путин. — И какая гарантия, что он будет сдан... Когда?
— В июле — стопроцентная готовность, в сентябре — акт ввода в эксплуатацию.
— То есть задержка с окончательным вводом на два с лишним года. А с чем это связано?
— Связано с неисполнением предыдущими исполнителями...
— А кто предыдущий исполнитель?
— Товарищ Билалов…
— Где у нас Билалов работает?
— Вице-президент Олимпийского комитета...
— И вице-президент Олимпийского комитета страны занимается вот такой стройкой? Удорожание объекта есть или нет?
— Первоначально было 1 миллиард 200 миллионов рублей, стало 8 миллиардов.
— Из миллиарда превратилось в восемь? — поразился Путин. — Молодцы! Хорошо работаете!
В 2007 году, когда Сочи выбрали столицей зимней Олимпиады, планировалось, что Игры обойдутся нам в 327,2 миллиарда рублей. Счетная Палата проверяла ход стройки каждые три месяца. Но о результатах наблюдений не сообщала. В ответ на письмо общественности, требующей данных, ответила: «В соответствии с законом «О коммерческой тайне» подрядчики Олимпиады написали нам обращение, чтобы мы не раскрывали данные по расходованию средств».
Большой секрет.
Хотя никакого секрета и не было. Так или иначе, информация появлялась. В том числе — из официальных источников.
«По состоянию на 1 января 2013 года, прогнозный объем финансирования строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним мероприятий составляет 1 триллион 525 миллиардов 900 миллионов рублей», — говорилось в документах государственной комиссии по подготовке Олимпийских игр в Сочи.
То есть примерно 46 миллиардов долларов. И это — за год до окончания строительства.
Самой дорогой в истории зимних Игр была прошлая Олимпиада в Ванкувере — 3 миллиарда долларов.
Зная наши порядки, мы часто говорим: «Да ладно, что огромные деньги потратили — уж сделали бы, как следует...» Территорию, на которой пройдут соревнования, по плану должны были полностью благоустроить к 1 января 2013 года. В августе 2013-го в Сочи с инспекцией приехал председатель правительства Дмитрий Медведев. И в первые же часы пребывания вознегодовал: «Просто ужасно... Я иногда сам сажусь за руль. Честно говоря, эта дорога не годится ни для Сочи, ни вообще для любого нормального города. Стыдно, что это дорога, которая на таком крупном курорте. Я уж про Олимпиаду не говорю».
Что будет с очень дорогими сочинскими гостиницами (55 тысяч номеров, на 13 тысяч больше, чем в Москве) и с громадными стадионами после Олимпиады — не знаем. Перспектив их дальнейшего использования в небольшом городе и получения прибыли не предвидится. Получается, гигантские сооружения воздвигались только на 17 дней соревнований. А далее повиснут тяжким бременем на бюджете. Официальные лица то и дело сообщают, что какие-то-то арены разберут и перевезут в другие регионы. Что потребует соответственных затрат, плюс непредвиденные и неизбежные потери в ходе работ.
Но сегодня уже не до грядущих забот. Через неделю — зимняя Олимпиада в субтропиках. Теперь надо надеяться на погоду. В запасе — самая мощная в Европе установка по производству искусственного снега.
Дополнение. 16 января 2014 года все средства массовой информации передали заявление вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака: «Общие расходы на проведение Игр в Сочи составили 214 миллиардов рублей».
Ровно год назад, комментируя сообщение госкомиссии о 1,5 триллиона рублей, тот же Дмитрий Козак говорил: «Действительно, цифра приближается к этому потолку. В принципе, она уже достигнута, но я хочу еще раз напомнить, что половина из этих денег — частные инвестиции».
23 января в интервью телеканалу CNN премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подтвердил, что перед Олимпиадой в Сочи было потрачено около 50 миллиардов долларов. «Решая олимпийскую задачу, мы, конечно, занимались развитием самого региона», — сказал Медведев.
Добавить комментарий