Олимпийское кольцо безопасности
Сочинцы и гости (у спортсменов на это просто нет времени) продолжают шутить насчет одного нераскрывшегося кольца во время шоу 7 февраля. Говорят, например, что его вполне могло бы заменить стальное кольцо безопасности вокруг Сочи, о котором упоминал еще перед Олимпиадой президент России Владимир Путин.
В прессе называются разные цифры. Например, пишется о 70 тысячах силовиков, которые не дают «разорваться» этому кольцу. Главная нагрузка здесь ложится на МВД и ФСБ, однако также серьезно задействованы армия, авиация, флот. Развернуты средства ПВО, небо над большим Сочи прикрывают истребители и вертолеты, а в море несут службу корабли Черноморского флота, морские пограничники, противодиверсионные катера. Поэтому, даже вечером, гуляя по центральной набережной, можно видеть на внешнем рейде гирлянду морских огней, а в самом морском порту рядом с роскошными яхтами — юркие патрульные катера.
Безопасность и казаки
Однако в целом надо признать, что наличие целой олимпийской армии безопасности не очень заметно и не создает каких-то особых проблем для жителей и гостей олимпийской столицы. Наоборот, по городу можно ходить без опаски круглые сутки.
На улицах много волонтеров. Их легко заметить по ярким олимпийским костюмам и по радушным улыбкам. Волонтеры живо откликаются на любую, даже незначительную просьбу. Ведь для них, многих горожан, даже далеких от спорта, Олимпиада — это тоже личный праздник и личное достижение...
Часто можно увидеть, особенно в центре, совместные полицейские и казачьи патрули. Казаки без оружия и выполняют при полиции больше функцию советских «народных дружинников». Но отношение к ним, прямо скажем, очень разное. Некоторые сочинцы считают, что это совершенно пустая затея и трата средств — ведь Кубанское казачье войско (ККВ) получает немалое финансирование из краевого бюджета. Другие признают, что это своего рода дань региональному колориту, ведь Кубань — край казачий. Правда, в Сочи проживают представители десятков и десятков разных народов. В том числе — черкесы, которые являются, возможно, самыми древними местными жителями. Спорный вопрос: насколько в такой ситуации можно отдавать предпочтение одной этнической группе?
Что до меня, то лично я считаю, безопасности на Олимпиаде много не бывает. И если уж ККВ, как общественная организация, готова помогать полиции в охране правопорядка в эти напряженные дни, то, как говорится, кашу маслом не испортишь.
Кстати, сочинцы к жестким мерам безопасности относятся с пониманием. И, как и гости олимпийской столицы, надеются, что праздник пройдет так же ярко, красиво, как и начался. Однако, меры безопасности для себя и своих близких каждый выбирает сам.
Например, в краснодарской электричке я познакомился к коренным сочинцем Суреном, который вывез детей на время Олимпийских игр к родственникам за 300 км.
— Пусть лучше побудут подальше от Олимпиады.., — пояснил он мне.
Олимпиада или Распилиада?
Сурен — патриот своего города, водителем самосвала работал на многих олимпийских объектах. Он считает, что Олимпиада — это хорошо для Сочи, но главное, чтобы всю созданную спортивную инфраструктуру «не забросили после игр».
— Чтобы сейчас ни говорили, но сделано очень много. И в Адлере, и в Красной поляне, — рассказывал мой случайный попутчик. — Да что я вас агитирую. Сами езжайте и смотрите.
Я был в Сочи полтора года назад, когда во время пресс-тура, посещал многие спортивные объекты и в Имеретинской низменности, и в горах — в Красной поляне. Тем разительнее для меня заметно, что сделано за это время. Приятно поражают новые современные дороги и новые развязки, а также организация автомобильного и железнодорожного сообщения по маршруту: Сочи-Адлер-Красная поляна. Кстати, электричка «Ласточка» сейчас ходит по этому олимпийскому маршруту бесплатно.
Как часы работает городской общественный транспорт. Для движения аккредитованных автомашин (в том числе — прессы) выделены специальные олимпийские полосы. Нарушителей здесь практически нет, так как система штрафов автоматизирована, как на многих американских дорогах.
Местные жители с иронией замечают, что во время Олимпиады «гаишники» (или по-новому сотрудники ДПС) даже перестали брать взятки. Но поможет ли Олимпиада и дальше бороться с коррупцией?
От российских журналистов я не раз слышал, что они давно ждут, когда Олимпиада закончится и когда (как они считают, чтобы не портить праздник и не выносить сор и избы), можно будет наконец написать и о том, сколько действительно стоили олимпийские объекты и куда ушли все эти деньги? Правда, как заявил здесь, в Сочи, куратор игр вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, «победителей не судят». Однако послеолимпийский «разбор полетов», убеждены многие, еще впереди. А, возможно, впереди и громкие отставки.
Политические игры
Владимир Кимаев, один из активистов движения «Экологическая вахта по Северному Кавказу» («Эковахта»), считает, что не надо ждать, когда закончатся, как шутят некоторые сочинцы, «Путинские игры». Он вообще бойкотирует Олимпиаду: не ходит на соревнования, не покупает товары с олимпийской символикой, не участвует в городских фестивалях. И все же сейчас, 16 февраля, он и его коллеги-экологи, другие общественные активисты, в том числе — из партии «Яблоко», решили провести акцию в защиту социально-экономических прав сочинцев, нарушенных в том числе при подготовке к нынешним играм. Митинг был запланирован на специально выделенной и согласованной всеми службами площадке в Хостинском парке. Однако, по словам экологов, в последний момент мэрия предложила им провести вместо митинга… конференцию.
Делается это, по словам активистов, с целью — уменьшить информационный резонанс события в столице олимпийских игр.
«Один из наших активистов, Евгений Витишко, должен был делать большой доклад здесь, в Сочи, — рассказал мне Кимаев. — Однако накануне игр он был задержан полицией на автобусной остановке якобы за нарушение общественного порядка — за нецензурную брань. Якобы это видели двое свидетелей, которые, правда, потом даже не появились в суде».
Сейчас Витишко отбывает 15 суток административного ареста в Туапсе — городе за пределами олимпийского кольца безопасности. И, по словам Кимаева, лично он не удивится, если будет сделано все, чтобы этот эколог не смог попасть в Сочи до окончания игр.
Добавить комментарий