ТИБЕТ: РЕВ СНЕЖНОГО ЛЬВА
Tibet: Cry of the Snow Lion
Art houses
Режиссер Том Пеосэй
Интересная по материалу документальная лента, над которой съемочная группа работала около десяти лет. Фильм дает представление о своеобразии Тибета — страны, во многом до сих пор для нас загадочной. Буддизм — не просто религия, но суть и основа тибетского общества. Поддержание мира, отрицание насилия — его ведущие принципы. В свое время правители Тибета “отменили” армию, превратив солдат в монахов.
Как известно, более полувека назад коммунистический Китай оккупировал Тибет. Началось систематическое уничтожение тибетской культуры, чудовищные преследования священнослужителей и верующих. Далай-лама был вынужден эмигрировать в Индию, но остается непререкаемым авторитетом для своих соотечественников. Поразительно, что на китайский террор тибетцы, сохраняя верность буддизму, не отвечают насилием. (Хотя, как показано в фильме, в последние годы даже среди них слышатся призывы к борьбе).
Всем, кто хочет больше узнать о Тибете, я рекомендую эту картину.
* * * *
Я НЕ БОЮСЬ
I’m Not Scared
Во многих кинотеатрах
Режиссер Габриеле Сальваторес
В 1992 году фильм Mediterraneo, поставленный этим итальянским режиссером, получил “Оскара” как лучшая иностранная картина. В нынешнем году “Я не боюсь” тоже претендовал на премию Академии кино США. На Берлинском фестивале он был номинирован на главный приз Золотого Медведя, а у себя на родине был удостоен престижной награды “Давид ди Донателло”.
Действие происходит в 70-е годы, в бедном сельском районе южной Италии. Десятилетний Микеле, сын водителя грузовика, находит в подвале заброшенного дома таинственного узника... Сюжет (заимствованный из одноименного романа) развивается по законам триллера, но как бы овеянного духом итальянского неореализма. Точно передана психология мальчика, правдоподобны и убедительны все персонажи, великолепно сняты бесконечные поля пшеницы, окружающие крошечный поселок. Словом, это триллер, сделанный с европейскими тонкостью и вкусом.
* * * *
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
Passion of the Christ
Идет везде
Режиссер Мел Гибсон
Я ужасно боялась идти смотреть этот фильм, так как начиталась, что постановщик с садистским наслаждением изображает кошмарные истязания Христа.
В двухчасовом фильме, который начинается с ареста Иисуса в Гефсиманском саду, а кончается его смертью на кресте и воскресением, действительно показаны жестокие пытки, которым его подвергают римляне. Но Гибсон — знаменитый американский актер-суперзвезда — не показался мне садистом. Это, конечно, глубоко верующий человек, воспитанный в духе католицизма отцом, железнодорожным рабочим. Стремление показать муки Иисуса имеет чисто религиозную основу. Может быть, Гибсон — человек, несомненно, талантливый — чувствует глубокое неблагополучие современного мира и откликается на него своим фильмом.
Картина сделана на высоком профессиональном уровне, блистательно снята одним из лучших американских операторов Калебом Дешанелем. Есть несколько удивительно выразительных портретов — незабываемая Богоматерь, потрясающий Понтий Пилат (такой прямо просится в “Мастера и Маргариту”), удалые римские стражники, Сатана, в котором проглядывает нечто странно женственное. Интересное режиссерское решение: все действующие лица говорят на своих языках — арамейском, иврите, латыни, и фильм идет с английскими субтитрами.
Разочаровал меня фильм не своей жестокостью, а поверхностностью. Гибсон пересказывает фабулу Евангелия, но, как мне показалось, не предлагает зрителю никакого сюжета, не ставит никаких философских или моральных вопросов. Конечно, он не Достоевский и не Булгаков. Но хоть бы там было что-нибудь для размышлений, кроме темпераментной иллюстрации к священному писанию!
Самые страстные споры вокруг фильма, как известно, завязались по поводу антисемитизма. Я бы сказала так: “Страсти Христовы”, конечно, не превратят нормальных людей в антисемитов, но фанатики могут найти в нем опору для своей ненависти. Впрочем, они и так находят ее где угодно. Опасения, что фильм раздует пламя нетерпимости, шумные дебаты и прочее обеспечили картине небывалый коммерческий успех. Возможно, если бы перед выпуском “Страстей Христовых” на экран этих дебатов не было, картина Гибсона была бы принята с гораздо меньшим интересом.
* * * *
СГОРАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК
Man On Fire
Идет везде
Режиссер Тони Скотт
Суперзвезда Дензел Вашингтон играет в этой свирепой и довольно противной картине “плохого хорошего парня”. С одной стороны, он ужасный грешник, потому что совершал где-то за границей убийства — видимо, по заданию ЦРУ. С другой — оставив прежнюю профессию, он нанимается к состоятельным супругам, живущим в Мексике, телохранителем их шестилетней дочери. Девочка так очаровательна и так привязывается к суровому охраннику, что тот превращается в ангела-хранителя прелестного ребенка.
Когда бедняжку все-таки похищают, герой вспоминает свои прежние “подвиги” и расправляется со злодеями так, что кровь стынет в жилах. Например, допрашивая одного из преступников, он отрубает ему один за другим пальцы на руках...
Фильм снят в манере видеоклипа — все мелькает, кувыркается и гремит, особенно во второй, сумбурной половине, когда идет охота за похитителями. Пустая и никчемная картина, сдобренная сентиментальностью.
* *
ВАН ХЕЛСИНГ
Van Helsing
Идет везде
Режиссер и сценарист Стивен Соммерз
Я очень люблю американское кино, но теперь после посещения кинотеатра меня иногда охватывает уныние. Во-первых, прошу простить меня за прямоту, Голливуд глупеет прямо на глазах. Во-вторых, он разучился сочинять сюжеты. В-третьих, все реже встречаются интересные персонажи. И все чаще фильмы не поднимаются выше уровня компьютерной игры.
Пример всего этого безобразия — “Ван Хелсинг”, на которого угроблено, кажется, 130 миллионов.
Мне могут возразить — это развлечение, и так к нему и надо относиться. Но развлечение должно развлекать — волновать, пугать, смешить, поражать неожиданным. Герой фильма — истребитель трансильванских вампиров. И ведь какие у него были замечательные кинематографические предки! Не стану перечислять шедевры мирового кино на “вампирную” тему, но там были и талант, и поэзия, и выдумка, и эмоции, а иногда даже и мысли! И ровно ничего этого нет в современном варианте. Никак не использован прекрасный актер Хью Джекмен (Ван Хелсинг). Он сам рассказал в телевизионном интервью, что от него требовалось только кривляние. По экрану надоедливо носятся компьютерные создания — летающие ведьмы, где-то на дальнем плане ковыляет неизвестно зачем приплетенное сюда чудовище Франкенштейна, все время что-то горит и взрывается, скалит зубы вервольф и демонстрирует затянутую в корсет фигуру героиня с незапоминающимся лицом. Все вместе — невообразимая, бессвязная скучища.
*
- ***** - замечательный фильм
- **** - хороший фильм
- *** - так себе
- ** - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий