Спектакль МХТ им. Чехова на канале КУЛЬТУРА, режиссер Юрий Еремин
Олег Павлович Табаков, Лелик, как кличут его друзья-актеры, стал для меня главным событием спектакля «Последняя жертва» во МХАТЕ. По-видимому, не только для меня: режиссер Юрий Еремин делал спектакль явно под эту пару – Марину Зудину (молодая вдова Юлия Тугина) и Олег Табаков (богатый купец и промышленник Фрол Федулыч Прибытков).
Когда в финале на экране по снежной дорожке идут счастливые, все в снегу, - Табаков и Зудина - и камера фиксирует благодарный и радостный взгляд женщины, - понимаешь: здесь торжество не столько театра, сколько жизни.
При этом раскладе молодой красавчик Вадим Григорьевич Дульчин (Максим Матвеев), промотавший и проигравший в карты уже не одно состояние, - служит как бы проверкой на крепость для Фрола Федулыча.
Одолеет или нет молодца?
Сумеет ли ухватить за хвост брачного афериста, воспользовавшегося доверчивостью влюбленной вдовы?
Победит ли этого красавчика в ее сердце?
Кто бы сомневался!
В этом смысле Олег Табаков в роли Фрола Федулыча – «человек на своем месте».
Сегодняшний Олег Павлович Табаков – удачливый менеджер, превосходный театральный директор, наставник для юношества, любимец народа и власти. К тому же, в поздние годы он круто повернул жизнь, оставил семью, женился на своей молодой ученице-актрисе и завел с нею детей. Как говорится, полный и совершенный комплект.
А как с талантом? Юный Табаков талант излучал.
Сейчас, когда актер играет меньше, такие роли, как Фрол Федулыч, – для него как подарок судьбы.
Кстати, тут есть, что играть: старичок прижимист и расчетлив – лишних денег внучке (Дарья Юрская) на приданое не даст. Чрезмерной нравственностью не отличается – держал в доме сироту-красавицу, потом с богом выдал ее замуж.
Да и «спасать» Юлию Тугину решился только после того, как получил от нее поцелуй, который «дорогого стоит». Юлия Павловна платит поцелуем за одолженные шесть тысяч, «последнюю жертву», принесенную ею для неверного дружка, буквально тут же их и проигравшего.
Но с этого поцелуя началась в ее жизни другая история – будем надеяться, счастливая. Во всяком случае, именно о таком исходе говорит возникающая в эпилоге на экране идущая под снегом пара – Табаков и Зудина.
О снеге. Он играет немалую роль в сценографии спектакля. Персонажи появляются на сцене в припудренных снегом шапках и шубах, за стеной слышится вой метели... Так и ощущаешь снежное дыхание родины. В такой метельный промерзлый вечер хорошо оказаться в жарко натопленном, сияющем огнями Купеческом клубе - это еще одна бесспорная удача сценографа.
Хорош и актерский ансамбль - здесь нельзя не отметить блестяще сыгранную «купчиху-связницу» Глафиру Фирсовну (Ольга Барнет), а также «бессердечного кредитора» Салай Салтаныча (Игорь Золотовицкий), великолепно вписывающегося в сегодняшние финансовые будни.
Дарья Юрская на грани пародии сыграла «хищницу», охотящуюся за богатым женихом, – также весьма современный персонаж. Юлия Тугина в исполнении Марины Зудиной - роль драматическая, ее героиню, сохранившую наивную доверчивость, жаль.
Удачным показался и конец спектакля, где режиссер несколько «подправил» Александра Николаевича Островского.
У того в эпилоге Фрол Федулыч прижимает афериста-картежника к ногтю, требуя от него выплаты денег, в противном случае грозя предъявить векселя ко взысканию.
В спектакле Юрий Еремин выпустил молодца на свободу – искать новую жертву в лице дебелой купчихи Пивокуровой. Тем временем пара новобрачных, оба - в нарядном театральном «прикиде», отправляется в Эрмитаж слушать приезжую оперную диву.
Каждому свое.
Если подвести некоторый итог, то «Последняя жертва» во МХАТе (в записи 2004 года) вышла живой и запоминающейся во многом благодаря присутствию на сцене «аутентичного» персонажу Олега Табакова.
"Последняя жертва", часть 1
***
Не верим: юбилей Алексадра Ширвиндта
Вы не поверите, но 19 июля исполнилось 80 лет Александру Ширвиндту.
Ширвиндту – 80 лет? Этому вечному красавцу, темноволосому, ироничному (и самоироничному) бонвивану, лениво, сквозь губу, цедящему слова, остроумцу и острослову, советскому еврею, с шиком играющему графа Альмавиву? Ему – 80 лет?
В цикле ОСТРОВА на канале КУЛЬТУРА к этой дате приурочен недавно снятый фильм.
В нем Ширвиндт на вершине славы – директор театра Сатиры, к которому ходят театральные, чтобы похлопотал насчет жилплощади (и обещает, и, скорей всего, добьется). Он востребован как актер в своем театре, востребован в кино. Без него немыслима ни одна «театральная встреча».
В кинокадрах, посвященных Дому актера, первым делом ищешь (и находишь) его почему-то всегда хмурое лицо. Уверена, что и капустники «внутри коллектива» не обходятся без его шуток и крылатых словечек. Не только не обходятся - он их центр и главное смысловое ядро. Такая у этого человека аура. Мы ждем от него праздника, радости, веселой игры ума.
Я еще помню, как сильно худые, но неунывающие Ширвиндт и его друг и партнер Михаил Державин жаловались, что им никак не дадут звания «заслуженных». На сегодняшний день оба "народные" артисты, у обоих вагон и маленькая тележка сыгранных ролей и наград. И это неудивительно.
Удивляет другое. У красавца и таланта Александра Ширвиндта одна – за всю жизнь – жена, один сын, один самый верный друг и большая крепкая семья, которая ныне включает даже правнучку.
Ширвиндт и правнучка?
Фильм «в живую» демонстрирует неувядающее остроумие юбиляра.
Ведущая спрашивает: «Ваши увлечения?»
Ширвиндт без паузы: «Мои увлечения все в прошлом».
Ведущая: «Рыбалку я имела в виду».
Ширвиндт: «Рыбалка – отвлечение от невозможности увлечений».
Так получилось, что в этом блоге у меня объединились два народных артиста и народных любимца – Олег Табаков и Александр Ширвиндт. Оба на коне, оба являются директорами театров, преподают в ГИТИСе, играют. Сближает их и любовь властей. Это удивительно, но еврей Ширвиндт властью любим, видимо, такова природа его обаяния и таланта, что даже далекие от искусства люди, политики, чиновники не могут «не проникнуться».
Но и они сами, имея за плечами театры, должны быть лояльны, как можно меньше дразнить и раздражать тех, кто наверху. И похоже, обоим это удается. А вот интересно, что будет, если в их театр принесут хорошую, возможно, сатирическую пьесу о нашей современности?
Но такие вопросы в юбилей не задают. В юбилеи поздравляют, что я сейчас и сделаю.
С праздником, Александр Анатольевич! Многая лета!
Острова. Александр Ширвиндт
***
Фильм о берлинской Штатсопере, показанный на канале КУЛЬТУРА
Знакомая театралка сказала: «Сейчас кругом постмодернизм, нужно его принять, поскольку это современно!» Принять - потому что это ново? Ну, нет. Принимаю только то, что талантливо.
На эту тему можно поспорить. Вот для затравки фильм о берлинской Штатсопере, показанный на канале КУЛЬТУРА.
По зданию оперного театра зрителей водит директор Штатсоперы, русский танцовщик Владимир Малахов. Судя по всему, там возобладал «эксперимент».
Талантливый дирижер и пианист Даниэль Баренбойм культивирует новизну. Трудно по отдельным кусочкам составить общее представление о спектаклях. Но смотреть это забавно. Посмотрите, дорогие читатели и, если хотите, можем поговорить и поспорить о постмодернизме.
Оперные театры мира с Владимиром Малаховым. Немецкая государственная опера
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/28348
***
Долой суд как средство политической расправы!!!
Свободу Алексею Навальному!