Недавно признали, что он не виноват
Арест генерал-лейтенанта милиции Александра Бульбова в октябре 2007 года можно было снимать и подавать как сцену из крутого боевика о явной и тайной войне спецслужб.Спецназ ФСБ пять часов вел осаду его квартиры. Но там оборону держал спецназ ФСКН — Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Сам Бульбов в тот момент был за границей. Узнав о событиях от жены, немедля вылетел в Москву. У трапа самолета его должны были встречать и сопровождать спецназовцы ФСКН, но их на летное поле не пустили оперативники ФСБ. Охранники генерала пытались препятствовать задержанию, но чекисты победили. Бульбова увезли в следственный изолятор ФСБ «Лефортово».
Чистый боевик — не хватало только огневого контакта, проще говоря — перестрелки.
Все бы прошло без особой огласки, если б на месте Бульбова был любой другой генерал. Но Александр Бульбов тогда — исключительная персона, он выполнял специальное задание президента Путина.
Здесь надо вернуться к печально знаменитому делу мебельной фирмы «Три кита» — по обвинению в контрабанде на миллионы и миллионы долларов. Оно было начато МВД в 2000 году. Но Генеральная прокуратура дело закрыла и выдвинула обвинение против следователя Павла Зайцева — в превышении служебных полномочий. Судья Ольга Кудешкина его оправдала. После чего ее лишили статуса судьи «по порочащим основаниям», а Зайцеву в 2003 году дали условный срок и уволили из МВД. (Восстановили в должности через 6 лет.)
В 2002 году, после скандала в печати и в Госдуме, дело взял под контроль президент Путин. Он вызвал из Петербурга лично знакомого ему следователя прокуратуры Владимира Лоскутова, чтобы тот возглавил особую группу по «Трем китам». Параллельно было начато дело о китайском ширпотребе, который в течение нескольких лет сотнями вагонов уходил, минуя таможни, на какие-то спецсклады. Для проведения следствия необходимо иметь под рукой надежную вооруженную структуру, так называемое оперативное сопровождение. Говорят, Лоскутов пошел к Путину и доложил, что натолкнулся, скажем так, на мощное сопротивление. Говорят, сам Путин поручил оперативное сопровождение Виктору Черкесову, главе ФСКН, своему давнему сослуживцу по Ленинградскому управлению КГБ. А Черкесов назначил непосредственным исполнителем генерал-лейтенанта Бульбова. Результат работы Бульбова и Лоскутова — арест некоторых лиц из сферы бизнеса и установление, скажем так, некоторых причастных должностных лиц из сферы власти.
«Открылась ужасающая по своим масштабам картина, — возмущался депутат Госдумы Александр Хинштейн. — Высшие чины прокуратуры, МВД, ФСБ, ФТС (Федеральной таможенной службы — Ред.), чиновники разных ведомств, члены парламента оказались вовлечены в громадный преступный промысел».
В 2006 году отправили в отставку Генерального прокурора Устинова и двух его заместителей. Новый Генеральный прокурор Юрий Чайка во всеуслышанье заявил: «К сожалению, в прокуратуре имели место заказные дела. Работала машина. Кто-то, видимо, имел какой-то интерес, будем разбираться».
Однако разбирательство было не гласное и тем более не уголовное, а внутри системы, административное. И касалось не только Генеральной прокуратуры. Уволили несколько генералов ФСБ, а также полтора десятка непоименованных высоких чинов из самых высоких структур.
И тут, словно в отместку — задержание, а затем и арест генерала Бульбова. По подозрению в незаконной прослушке и взяточничестве. На следующий же день в авторитетной газете появилась статья Виктора Черкесова с красноречивым заголовком: «Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев». Он писал, в частности: «Для того чтобы любая корпорация (чекистская в том числе) была здоровой, она должна быть носителем норм. Желательно, чтобы эти нормы были не только внутренними, но и общенациональными. Но они прежде всего должны быть нормами. Если нормы исчезают и наступает произвол, корпорация разрушается. Уже сейчас эксперты и журналисты говорят о «войне групп» внутри спецслужб... В этой войне не может быть победителей».
Чекистские и кремлевские кланы никогда не выносили свою подковерную борьбу на суд общества. А тут — публичные заявления, скандал.
В апреле 2008 года начальник Главного следственного управления Следственного комитета Дмитрий Довгий через прессу дал такой ответ на обвинения о связи дела «Трех китов» и «Китайского ширпотреба» с арестом генерала Бульбова:
«По делу привлечено к ответственности свыше 40 человек... Представителей ФСБ... среди них нет... Бульбов арестован по своему собственному делу — получение взяток за организацию и проведение незаконного прослушивания телефонных переговоров должностных лиц, коммерсантов и частных лиц... Сейчас он пытается привлечь внимание общественности, сослаться на то, что это месть... Проще всего с больной головы валить на здоровую».
Но не прошло и двух месяцев, как самого Довгия отстранили от должности по подозрению во взяточничестве, и он заявил, что дело против Александра Бульбова ему приказали сфабриковать:
«Начали думать, как быть... Один из руководителей Главного следственного управления предложил ход: взять любое другое дело и пристегнуть наркополицейских к нему... После долгих обсуждений выбор пал на расследуемое в Москве дело в отношении сотрудников ГУВД; они за взятки ставили коммерсантов на прослушку. Ни Бульбов, ни его подчиненные там не фигурировали... Дело было передано нам. Один из фигурантов тут же дал показания, что был посредником при передаче взяток от Бульбова милиционерам; якобы Бульбов тоже размещал в ГУВД «заказы». Этого оказалось достаточно, чтобы задержать его и трех других сотрудников ФСКН... Генпрокуратура помешать нам была уже бессильна».Верить или не верить Довгию — право каждого. По его утверждениям уголовное дело не открывали. Но слова Довгия вскоре подтвердила ... Генеральная прокуратура.
13 ноября 2009 года на заседании Московского городского суда прокурор Олег Коловайтис заявил: «Генпрокуратура считает, что постановление о возбуждении уголовного дела, в рамках которого был арестован Бульбов, сфальсифицировано».
Не адвокат, не сторона защиты, а сама сторона обвинения! Однако в том и непонятная соль нашей жизни, что Генпрокуратура была бессильна, потому что дело вел созданный к тому времени Следственный комитет, хотя и формально подчиненный (!) в то время Генпрокуратуре. То есть шла еще и война между Генпрокуратурой и Следственным комитетом.
Суд освободил Бульбова под подписку о невыезде. Генерал отсидел в Лефортовской тюрьме 26 месяцев. Вместе с ним вышли его сотрудники Мария Ковалева и Юрий Гевал.
С того дня следствие продолжалось еще 5 лет. По четырем статьям УК — получение взятки в крупном размере, нарушение тайны телефонных переговоров, дача взятки, легализация доходов, полученных преступным путем.
И вот — завершилось, в марте нынешнего года. Обвиняемые признаны невиновными по всем этим статьям. А порушенная жизнь и служба — не в счет?
Да, главу фирмы «Три кита» и трех ее работников в 2010 году (10 лет длились следствие и суд!) приговорили-таки к лишению свободы на сроки от 4 до 8 лет. Генерал Бульбов, разоблачавший их преступления, отсидел 2 года на нарах в следственном изоляторе. И еще 5 лет прожил «под статьей».
Правда, и его все-таки осудили. В 2010 году приговорили к трем годам условно по обвинению в мошенничестве и превышении должностных полномочий. Он несколько лет получал прибавку к пенсии за служебную выслугу, на что не имел права как работающий пенсионер, а также выдал своим знакомым спецталоны, запрещающие проверку документов и досмотр их автомобилей.
Добавить комментарий