27 февраля прошла 77-ая церемония вручения “Оскаров” — премий американской Академии кино. Ее показывали по каналу Эй-Би-Си.
Считается, что “Оскаров” смотрят по телевидению во всем мире несметные толпы — чуть ли не миллиарды зрителей. Но, видимо, на самом деле народ теряет к ним интерес. Чтобы этот интерес повысить, устроители сделали ставку на нового ведущего.
Пригласили известного эстрадного комика Криса Рока. Он человек не голливудский, живет в Нью-Йорке. Знаменит своей агрессивностью и непристойными шутками. Про “Оскаров” отзывался непочтительно и, будучи сам афро-американцем, как-то заметил, что среди черных оскаровское шоу смотрят одни геи. Очевидно, было решено, что как раз такой артист привлечет к телеэкрану молодежь.
Вообще-то Рок не так уж и молод, ему 40 лет. Сам он сказал, что молодым его можно назвать лишь в двух случаях: в некрологе (“умер таким молодым!”) или если он начнет спать с певицей Шер, которой уже под 60 (“опять завела молодого бойфренда”!)
Рок — человек одаренный. Образ чернокожего шутника-грубияна — это его эстрадная маска. Вырос он в нормальной семье, принадлежащей к среднему классу. Мама, по его словам, была “снобом из гетто”. Считала, что у белых все лучше, и отдала мальчика в школу для белых. Он там нахлебался (и дразнили, и плевались), но в конце концов все обошлось к лучшему. Рок умен, обаятелен, хорошо воспитан и образован, любящий отец семейства (у него две дочки). Негритянский акцент и похабщина включаются на эстраде.
В прессе пугали — мол, погодите, он вам такое выдаст на “Оскарах!” Однако, было ясно, что Рок прекрасно понимает, где что можно говорить.
На церемонии зал при виде Рока встал в едином порыве и устроил ему овацию. Такой прием, оказанный молодому эстраднику-матершиннику, мог бы вызвать недоумение, если не знать, что оскаровская аудитория — это левые либералы, изнемогающие от чувства исторической вины перед неграми. Еще одной “стоячей овации” позже удостоили 80-летнего режиссера Сидни Люмета, хоть он и не негр, а еврей, когда ему вручали почетную премию за общие достижения. Люмет, постановщик “Двенадцати разгневанных мужчин” и еще четырех десятков хороших картин, продолжает снимать кино и сегодня.
Рок для вступительного комического монолога избрал себе две мишени. Одну легко было предсказать — это президент Буш. Рок назвал Буша гением за то, что он во второй раз ухитрился получить ту же работу, хотя вокруг показывали замечательный фильм Майкла Мура, объяснявший, что для этой работы он непригоден. Не Бог весть как смешно, но ненависть аудитории к президенту была удовлетворена.
Затем Рок неожиданно обрушился на красавца-актера Джуда Лоу, осведомляясь, кто такой этот Джуд Лоу, что он снимается буквально во всех фильмах. А если его и нет на экране, то потом из титров выясняется, что он пек для съемок булочки. Лоу действительно довольно много работает в последнее время, только что вышли его фильмы “Альфи” и “Ближе”. Но реакция зала была удивленно-растерянная. От Рока явно ожидали чего-то более остроумного и связанного с жизнью Голливуда, какого-то взаимодействия с залом, подшучивания над присутствующими звездами.
Этого не дождались. Со своей “чернотой” он тоже переборщил. Жаловался, что фильмы про черных называются скучно, по местам действия — “Мойка машин”, “Парикмахерская”. Что Голливуд не имеет контакта с простым народом. Для доказательства продемонстрировал свои интервью с молодыми людьми у кинотеатра в негритянском районе. Все дружно говорили, что ни “Авиатора”, ни “Девчонку ценой в миллион долларов” не видели и не слышали про них. Зато почти все видели комедию “Белые девчонки” (White Chicks), где два негра изображают белых сестричек.
В конце-концов зал заскучал и даже разозлился. Когда Шон Пенн вышел объявлять премию лучшей актрисе, он перед этим вдруг сказал: “Тут вот ведущий спрашивал, кто такой Джуд Лоу. А Джуд Лоу, к его сведению, один из наших лучших актеров”. Такой защиты собратьев от ведущего на “Оскарах” раньше не наблюдалось.
Рок после первой трети шоу сник и дальше до самого конца почти не шутил, ограничиваясь простым представлением выступающих. Поэтому церемония и закончилась в рекордно короткий срок — три часа с небольшим.
Были на шоу и нововведения, одно другого неудачнее. То вдруг для вручения премии на сцену выводили всех претендентов по этой категории. Одним вручали, а другие, постояв, удалялись обратно в зал. То, наоборот, на сцену не выводили никого, а премию выдавали прямо в зале, по месту сидения. Лауреатов премий за кинотехнику показали почему-то в ложе, и они оттуда благодарили Академию с отчаянными немецкими, французскими и японскими акцентами, поскольку принадлежали к этим национальностям.
Никаких развлечений — танцевальных номеров, виртуозных киномонтажей — зрителям предложено не было. Только спели все пять номинированных песен, причем три из них исполнила одна и та же (чернокожая) певица Беансе Ноулз.
Нынешний год снова принес горькое разочарование режиссеру Мартину Скорсезе. Его фильм “Авиатор” с Леонардо Ди Каприо в главной роли, казалось, был обречен на “Оскара” либо за режиссуру, либо за лучший фильм. И что же? 62-летний Скорсезе, который считается одним из лучших режиссеров США, снова — в пятый раз! — был номинирован и снова обойден премией. Понять, почему Академия к нему так жестока, невозможно. Скорсезе действительно превосходный режиссер (уж никак не хуже Спилберга, у которого этих “Оскаров” два). По своим политическим взглядам он шагает в ногу с основным отрядом Голливуда. Он известен своей неустанной работой по сохранению и восстановлению старых фильмов. За ним числится больше всего актеров, номинированных на “Оскара” за участие в его картинах. Но он по-прежнему остается в неплохой компании Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса — двух знаменитых постановщиков, которым так и не досталась вожделенная статуэтка.
Единственное объяснение тому, что Скорсезе опять обошли, я вижу в том, что он не актер. В Академии кино самая влиятельная и многочисленная группа — актеры. Клинт Иствуд, которому дали “Оскара” и за режиссуру, и за лучший фильм, для них свой.
Через два дня после награждений “Лос Анджелес таймс” опубликовала фактические сведения о числе зрителей оскаровского шоу. Оно измеряется, конечно, не миллиардами. “Оскара” смотрели 41 с половиной миллиона человек. По сравнению с прошлым годом это меньше на 5 процентов. Андреа Уонг, вице-президент телесети АВС, которая заведует оскаровским шоу, считает, что если бы не Крис Рок, то число зрителей сократилось бы еще больше. Брюса Дэвиса, исполнительного директора Академии кино, спросили, пригласят ли Рока на будущий год. Ответ был уклончивым.
Добавить комментарий