Подводные музеи

Опубликовано: 3 ноября 2014 г.
Рубрики:

На полуострове Юкатан есть очень симпатичный, известный далеко за пределами Мексики, курорт Канкун – узкая полоска земли, вытянувшаяся этакой 30-километровой косой между лагуной Ничупте и Карибским морем. Первоклассные отели, белоснежные пляжи, чистейшая прозрачная вода, богатый подводный мир – у берегов Канкуна пролегает второй по величине в мире коралловый риф, выступающий на поверхность большим островом Косумель, покрытым тропическим лесом и обжитым людьми. Сюда с удовольствием приезжают отдыхать не только мексиканцы и американцы, но и жители других континентов.

Именно здесь, в одном из подводных парков – заповеднике West Coast National Park, что между Канкуном и “Островом Женщин” (Isla Mujeres), создан крупнейший в мире Подводный художественный музей. Свыше 400 человеческих фигур, изваянных в натуральную величину и отлитых в бетоне, расставлено по всей территории парка. Они свободно стоят, сидят, лежат на песке пляжа, плавно, подобно живым купальщикам, “входят” в воду и опускаюся на дно. Там, на различной глубине, среди рыб и морских черепах, среди подводных скал и камней, кораллов и водорослей, разместилась основная экспозиция музея. Иными словами, в подводном и надводном царстве Мексики поселился целый бетонный народ.

Вот девушка, лежащая на животе. Подняв пятки и подперев голову руками, она... нет, никуда она не смотрит. У всех фигур почему-то закрыты глаза, будто они живые покойники. У каждой есть название: “Человек огня”, “Сеятель надежд”. Вот мужчина сидит за письменным столом и печатает на машинке. Другой стоит спиной к письменному столу и что-то записывает в блокнот. Это “Хранитель мечты”. Он призван стать собирателем бутылок с замурованными в них посланиями доброй надежды, которые, как рассчитывает автор проекта, люди будут присылать ему со всего мира. В отсеках стола уже есть несколько настоящих бутылок. Им-то видимо и ведет “Хранитель” учет в своем бетонном блокноте. А вот целый хоровод из 25 мужских и женских фигур. Образуя правильный круг, они стоят взявшись за руки, лицом наружу. А вся экспозиция в целом называется “Молчаливая эволюция”.

Материал, из которого отливают фигуры, был специально разработан для подводных, экологически безвредных сооружений – особый нейтральный бетон, не нарушающий кислотно-щелочной баланс окружающей среды.

Этот жутковатый музей создан усилиями и творчеством одного человека – британского скульптора Джейсона де Кейрес Тейлора (Jason de Caires Taylor), известного своими подводными скульптурами в разных частях света, в частности – в Вест-Индии.

Планируется в помощь Тейлору привлечь и других скульпторов, которые будут приумножать бетонный народ. Интересно, почему авторы проекта не остановили свой выбор на исчезнувших ацтеках и майя. Возможно, это придало бы заложенной в Подводном Музее идее особый смысл и шарм.

Сей титанический труд был направлен не только на то, чтобы развлекать курортников. Подводный музей Канкуна преследует и далеко идущие цели – привлечь в залив коралловые полипы и побудить их к строительству нового кораллового рифа, взяв за основу бетонные фигуры. (Природные коралловые рифы Карибского моря, как известно, катастрофически разрушаются.) Так что скульптуры, по мере того как на них начнут селиться морские обитатели, включая моллюсков, актинии и водоросли, очень скоро до неузнаваемости изменят свой облик, превратившись в рыхлые, разноцветные болванки, лишь отдаленно сохраняющие человеческие очертания. А потом, если канкунцам повезет, и вовсе исчезнут под коралловой массой.

Но, как представляется, куда более интересным, по-настоящему нужным событием станет другой подводный музей, на другом полушарии планеты. Его не собираются превращать в остов для кораллового рифа, хотя бы потому, что воды Средиземного моря слишком холодны для рифообразующих полипов. Да и будущие его экспонаты давно уже лежат на дне морском, одни – сотни, другие – тысячи лет. Прибрежные воды Египта буквально нашпигованы остатками канувших в лету цивилизаций, представляющих огромный интерес не только для археологов. Можно не сомневаться, что в желающих увидеть собственными глазами то, что сохранила до наших дней история, недостатка не будет.

Еще в 1940-х годах на дне залива Кайт-Бей и Восточной гавани были обнаружены руины двух древних городов, предположительно Менутиса и Гераклеона (основанных во 2-3 тыс до н.э. и исчезнувших под водой в VIII в н. э.). Об их существовании было известно только из записей Геродота (V века). В 1960-х годах к ним добавились 250-метровый мол, каменные якоря, причалы для судов, расходящиеся лучами, и огромная 7-метровая статуя из розового асуанского гранита – античная богиня Исида Фаросская, как ее назвали.

В том же заливе были найдены корабли, принадлежавшие флоту Наполеона Бонапарта. В 1798 году, во время египетской кампании будущего императора Франции их отправил на дно адмирал Нельсон. В 8 км от берега, на глубине 11 м, лежит на боку флагманское судно L'Orient, и недалеко от него еще три – Le Guerrier, La Serieuse и L'Artemise.

Сама Александрия, основанная в 332 г до н.э., через семь веков была разрушена землетрясением. Часть ее, вместе с сушей, ушла под воду. В 1996 подводные археологи отыскали ее – древнюю гавань с царским кварталом, где бывали Юлий Цезарь, Марк Антоний и Клеопатра; руины храма богини плодородия Исиды; древнего суда; дома Марка Антония; дворца Клеопатры и ее гробницы. (Одни только фрагменты гранитной семиметровой двери гробницы весят 30 тонн.)

Все это послужило более чем солидным поводом для зарождения и развития в Египте подводной археологии на Средиземном море, каждый год делающей все новые и новые потрясающие открытия. В заливе Кайт-Бей было найдено более 3 тысяч различных артефактов: золотые монеты, старинные якоря, древнеегипетские статуи, фрагменты обелисков, колонн, высеченных из гранита, кварцита, известняка, песчаника и граувакка (палеозойских песчаников). Иные – весом до 75 тонн. Среди них 5-метровая статуя из розового гранита, изображающая бога Нила Хапи – самая большая из всех, когда-либо найденных в Египте.

Все, что можно было поднять со дна, перевезли в музей при Римском Амфитеатре Александрии. Но подавляющее большинство археологических ценностей изъятию не подлежит – либо они слишком тяжелы, либо слишком ветхи и, если их потревожить, могут просто рассыпаться.

Вот и решил Высший совет древностей Египта, совместно с ЮНЕСКО, создать у берегов Александрии – в районе залива Кайт-Бей и Восточной гавани - подводный музей “Затонувшие Сокровища Египта”. Был сформирован Международный научный комитет, в который вошли эксперты по затонувшим памятникам старины и реставраторы, а также сотрудники известных музеев Египта, Мексики, Хорватии и Польши.

Аналогов такому музею пока что на Земле не существует. Он будет представлять собой систему подводных тоннелей, отлитых из высокопрочного органического стекла –плексигласа, способного выдержать давление морских глубин и напор штормовой волны. Люди будут гулять по морскому дну по прозрачным трубам-тоннелям, таким же, какие сейчас практикуются в Аквариумах, и созерцать исторические ценности в том виде, в каком сохранило и донесло их до наших дней море. Они увидят собственными глазами затонувшие корабли, остатки Фаросского маяка, руины античного города, его дворцов и многое-многое другое, попутно любуясь флорой и фауной Средиземного моря.

Кроме того, сам подводный музейный комплекс будет иметь просторное здание – частично над водой, частично под водой, в котором разместятся предметы старины, поднятые со дна. В залах музея собираются воссоздать атмосферу Средиземного моря и древних, затонувших городов Гераклеона и Канопа (Менутиса), откуда были извлечены экспонаты. А мягкое звучание классической музыки будет прерываться эхом катящихся и разбивающихся о скалы волн. На гигантских плазменных экранах, установленных во всех залах музея, будут демонстрироваться документальные фильмы, запечатлевшие работу подводных археологов, добравшихся до тайн Восточной гавани Александрии.

Нечто подобное авторы музея уже показали Европе – Берлину и Парижу, - в частности, на передвижной выставке египетских художественных ценностей, поднятых с морского дна. Но оформление тех выставочных залов, хоть и было выполнено добротно и с фантазией, представляло собой лишь имитацию морского дна. Здесь же все в натуральном виде.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки