«Красная Армия всех сильней»

Опубликовано: 13 декабря 2014 г.
Рубрики:

red_army_poster.jpg

Постер фильма Red Army
Постер фильма «Red Army»
Молодой американский кинорежиссёр Гэйб (Гэбриел) Полски снял документальный фильм о советской хоккейной команде ЦСКА. Фильм был показан на нескольких престижных кинофестивалях от Каннского до Нью-Йоркского. Это полнометражный фильм, который рассказывает, как капитан команды ЦСКА Вячеслав Фетисов превращается из национального героя в политического противника системы, а потом опять возвращается в герои. В фильме показано, насколько спорт является отражением социальных и политических катаклизмов. Как выяснилось из беседы с продюсером, сценаристом и режиссёром картины Гэйбом Полски, он сам не ожидал, насколько актуальной окажется его лента.

- Как я понимаю, работа над фильмом гачалась ещё до крымских событий и войны России с Украиной?

- Да, я начал съёмки два года назад и не собирался делать политический фильм. Я хотел рассказать историю, далеко выходящую за рамки времени, полную эмоций. Американцы помнят советский хоккей, но не знают, что происходило внутри команды, как жили советские хоккеисты. Когда картина уже была готова, американо-российские отношения резко ухудшились из-за Украины, и фильм, помимо моей воли, приобрёл острый политический подтекст.

- Вы бы хотели поменять что-то в своём фильме в связи с сегодняшними американо-российскими отношениями?

- Нет. Ничего бы не поменял.

- При создании фильма оказал ли на вас влияние опыт ваших родителей - эмигрантов из Советского Союза?

- Мои родители приехали в Америку из Киева в 1976 году. Они мало говорили о прошлом. Больше мне рассказывали о жизни в Советском Союзе мои дедушка и бабушка. У нас на Украине остались родственники, и мы сохраняем с ними связь. Но я родился и вырос в Америке и считаю себя американцем. Будучи школьником, я не слишком интересовался Советским Союзом, и не кричал на каждом углу, что мои родители - эмигранты из СССР. Тогда ещё продолжалась Холодная война. Я стремился ассимилироваться и не связывал себя с прошлым моей семьи. Мне была интересна не советская, а американская культура, история, политика. Я не хотел, чтобы меня в школе звали "русским". Когда мне было 13 лет, я полюбил хоккей и неплохо играл. Тренером у нас был эмигрант из Советского Союза Станислав Стёпкин. Он учил нас настоящему хоккею, тарасовскому. Он считал Анатолия Тарасова крёстным отцом и создателем классического стиля советского хоккея. Именно тогда я стал всерьёз думать о спорте, о хоккее. Учась в Йелльском университете, я играл в студенческой команде. Но американский стиль игры очень отличается от русского тем, что он с одной стороны агрессивнее, а с другой - упрощённее, и упор делается больше на защиту, чем на нападение. Тарасовская концепция намного более творческая. Я оказался на перепутье: мне больше нравилась словетская модель игры, но я ведь играл в американской команде и должен был играть как все. Вот откуда мой интерес к хоккею, вот почему я хотел побольше узнать о команде ЦСКА, о том, как тренировались, как играли русские хоккеисты и почему советский хоккей был на таком высоком уровне. Я стал собирать материалы о команде и понял, что может получиться очень хорошее докумантальное кино, достаточно драматическое, динамичное, захватывающее, включающее в себя культуру человеческих отношений в советской системе, дружбу и предательство, историю СССР, отражённую в спорте. Это история того, как в России использовали спорт для демонстрации преимуществ коммунистической системы, для поднятия патриотизма. Советский хоккей не мог существовать вне идеологии, вне контроля властей. Больше того: советский хоккей был создан режимом исключительно ради побед. Но всё это я хотел показать через личную историю Славы Фетисова. Люди идут в кино, чтобы пережить вместе с героем его личную историю. Жизнь знаменитого хоккеиста, его проблемы, его конфликты - вот что стало стержнем фильма.

- В вашей картине Вячеслав Фетисов из простого хоккеиста превращается в бунтовщика, восставшего против советской системы и покинувшего Советский Союз ради работы в Америке. Но потом он возвращается в Россию, становится министром спорта, правительственным чиновником. И хотя это уже не Советский Союз, а Россия, но система во многом прежняя, советская. Фетисов, то ли по-наивности, то ли по сделке со своей совестью вернулся в систему. Круг замкнулся. Вот где человеческая драма, кстати, хорошо подчёркнутая драматической музыкой в фильме. Вы специально показали драматичность его судьбы, или это тоже получилось само собой, независимо от вашего желания?

- Тот факт, что Слава Фетисов вернулся в Россию, стал результатом сложных перипетий его биографии. К тому же вряд ли он считал нынешнюю систему правления в России похожей на советскую систему. Для меня лично Слава Фетисов и сегодня герой. И в России его таким воспринимают. Политическая система всё-таки поменялась, хотя люди остались теми же. Об этом, конечно можно спорить. Я думаю, Фетисов хотел принести пользу своей стране - вот почему он вернулся. Он всегда оставлася русским, даже когда играл за иностранные команды.

- Может быть, он наивый романтик, идеалист, который верил, что может сделать свою страну лучше?

- Возможно, он идеалист, но в то же время он реалист. И ещё он челоек не простой. Он в жизни, как в хоккейном матче, не позволяет себе быть слабым, он, лучший защитник в истории советского хоккея, в жизни не только защищается, но жёстко атакует, иногда это выглядит как грубость. Интервьюировать его было нелегко. Он не хотел раскрываться, но потом всё-таки заговорил о том, что наболело.

- В вашем фильме звучит песня Пахмутовой "Трус не играет в хоккей", а в это время на экране Сталин. Здесь несоответствие по времени. Это сделано специально?

- В документальном кино допускается определённое абстрагирование от времени, символика. Я хотел этими кадрами показать, что Сталин создал армейскую хоккейную команду. Здесь есть историческая связь Сталина и хоккея.

- В фильме паузы между эпизодами, обозначенные затемнением, кажутся затянутыми...

- Это дело вкуса. Я хотел дать зрителю возможность поразмышлять пару секунд над только что увиденным, прежде чем перейти к следующему эпизоду. Наша лента насыщена информацией, которую нужно успеть переварить. Паузы необходимы, чтобы, как говорится, перевести дух.

- В фильме вы нашли место и для юмора...

- Обязательно. В документальном кино о советском спорте в годы Холодной войны должен быть весь спектр человеческих чувств: драма, накал страстей, трагические моменты, ирония, юмор...

- Когда в 1997 году хоккеисты из команды "Детройт Ред Уингз", победителя чемпионата НХЛ, Фетисов, Ларионов и Козлов впервые привезли Кубок Стэнли в Москву, это был акт патриотизма и гордости за советско-российскую школу хоккея или реванш за прошлые унижения, которым подвергались эти хоккеисты в родной стране?

- Интересный вопрос. Может быть, и то, и другое вместе. Да, реванш, ответ тренеру Тихонову и министру обороны Язову, которые хотели убрать строптивых хоккеистов, не дать им играть на Западе. Фетисов и его друзья доказали, что не только выжили на Западе без тихоновых и язовых, но и добились больших успехов, стали чемпионами Кубка Стэнли. Когда Фетисов, Ларионов и дургие играли в американских командах, они показали Тихонову, что даже в возрасте старше 30 остаются в отличной форме, и что у них не тихоновская, а тарасовская школа.

- До сих пор наш разговор шёл на английском языке. Давайте перейдём на русский. Вы сами довольны тем, что получилось?

- Ну, я думаю, что всегда, когда человек делает фильм, ему приходится принимать множество решений, но времени, чтобы выбрать самое правильное и лучшее, катастрофически нехватает. Ведь каждый лишний час, каждый лишний день - это дополнительные расходы. А у меня бюджет. В кино, как в любом бизнесе, время - деньги. Я сделал максимум, что было в моих силах в отпущенное мне время.

- Вы импровизировали во время работы над картиной, или у вас был заранее продуманный чёткий сценарный план?

- Больше было импровизации, чем работы по плану. Пришлось многое менять уже в ходе работы.

- Как реагировали на фильм ваши родители?

- После первого просмотра сам фильм им понравился, но они усомнились в его успехе, потому что, по их мнению, тема уж слишком узкая, не для широкого американского зрителя: Советский Союз, хоккейная команда, давнее прошлое - кого в Америке, кого вне России это может интересовать? Но после показа на кинофестевале в Каннах, когда о фильме заговорили и зрители, и кинокритики, мои родители были в восторге и очень гордились моим успехом.

- А бабушка?

- Она тоже смотрела, но фильм идёт на английском, которого она не знает. Но она собирает то, что пишут обо мне в русскоязычной прессе. Ей это очень нравится.

- Как зовут бабушку?

- Елена.

Михаил и Майя - родители Гэйба и его старшего брата Алана - поженились в 1975 году в Киеве, а в следующем 1976 году приехали в Америку. Алан родился в Детройте, штат Мичиган, а Гэйб - в Сент-Клауде, штат Миннесота. Затем семья обосновалась в Чикаго, штат Иллинойс. Михаил, по образованию энергетик, занялся бизнесом в области возобновляемой энергии, а Майя окрыла художественную галерею. Через 24 года после приезда в Америку Михаил Польский, теперь уже Майкл Полски, продал свою компанию Sky Gen Energy за 450 миллионов долларов. Это было в 2000-м году. И основал другую компанию: Invenergy Wind. Когда в 2007 году Майкл и Майя подали на развод, то по решению суда Майя получила от мужа 184 миллиона долларов. К этому времени сыновья Майкла Полски, которого в американской прессе называют "энергетическим магнатом", обосновались в Голливуде, где создали собственную компанию Polsky Films. До этого Гэйб окончил Йелльский университет с дипломом политолога, а Алан получил диплом финансиста в Университете Айовы и в Чикагском университете. Первым переехал в Лос-Анжелес Гэйб, потом Аллан. Братья купили у иерусалимского Еврейского университета права на фильм об Альберте Эйнштейне. Есть у них права и на фильм о Зигмунде Фрейде. Они продюсируют целый ряд художественных фильмов, которые ставят известные режиссёры и в которых играют популярные актёры. Братьев Полски в голливудской прессе уже сравнивают со знаменитыми продюсерами братьями Вайнштейнами, Харви и Бобом. У тех и других хороший вкус на литературную основу кинофильмов и правильное предчуствие коммерческого успеха. В начале 2014 года на экраны вышел их художественный фильм в жанре детектива-триллера "Жизнь в мотеле", а до этого они были продюсерами картины режиссёра Вернера Херцога "Плохой полицейский: Пункт назначения Новый Орлеан" с Николасом Кейджем в главной роли. Этот фильм был показан на Венецианском фестивале.

...Теперь и мы, вместе с бабушкой Еленой, папой Михаилом и мамой Майей, будем следить за успехами Гэйба и Алана Полски, и тоже будем, дай-то Бог, гордиться их достижениями.

Как сообщает американская пресса, компания "Сони Пикчерс Классик" намерена выставить ленту Гэйба Полски "Красная Армия" на премию "Оскар" в категории "Документальные фильмы".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки