О культурных ценностях в исламском мире

Опубликовано: 1 июля 2014 г.
Рубрики:

Комментарий Даниэля Пайпса

Столкновение ценностей различных цивилизаций, о которой сегодня много говорят в Москве, Брюсселе и Вашингтоне, образует идейную составляющую противостояния не только России и Запада. В равной, если не большей, мере ценностные противоречия определяют атмосферу отношений Запада и мусульманского мира. И крайне осложняют диалог между цивилизациями, даже если сверхтерпимые жители Запада никогда не признаются ни себе, ни окружающим, что многое в культурной практике мусульман оскорбляет их чувства. Впрочем, мультикультурализм запрещает своим адептам всего лишь «оскорбляться» от столкновения с чужими экзотичными обычаями, он не запрещает им испытывать шок.

Есть страны, где парламенты не предназначены ни для каких дискуссий. Как есть и страны, в которых парламенты, похоже, уполномочены дискутировать по любым вопросам. К последним, судя по сообщениям, относится Кувейт. Если его сосед Катар недавно просто рекомендовал иностранным туристам одеваться скромно и избегать шортов и лосин, то консервативный кувейтский депутат Хамдан аль-Аземи, возглавляющий Комитет по противодействию чуждым нравам, хочет в законодательном порядке воспретить женщинам «обнажаться» в общественных местах, включая бассейны. Когда его попросили определить, что такое нагота, аль-Аземи ответил: «никакое отрицательное явление, противоречащее культуре и ценностям Кувейта, не нуждается в юридическом определении; мы можем его распознать и так». По-видимому, речь идет о табу на ношение бикини. Депутат Набиль аль-Фадл заклеймил законопроект аль-Аземи как ретроградный и обещал из уважения к своим избирателям и единомышленникам уйти в отставку, если эта мера будет одобрена.

Два года назад правительственный Департамент по общественным связям и нравственной сознательности Кувейта, как и их коллеги в Катаре, рекомендовал женщинам не надевать бикини, но не преминул добавить, что никакая купальщица не будет арестована за ношение такого костюма, если «ее поведение в остальном не является аморальным». Несколько ранее правительственное предложение о запрете бикини и других откровенных одеяний было признано неконституционным.

Последней «одёжной контроверзе» в Кувейте предшествовало судебное дело, в котором женщина проиграла бывшему мужу спор об опекунстве над детьми; главным вещественным доказательством против нее послуслужила фотография, на которой она была запечатлена в бикини на пляже в обществе постороннего мужчины.

О столкновении цивилизационных норм мы беседуем с видным американским арабистом Даниэлем Пайпсом.

Даниэль Пайпс: — Вот уже более двух веков мусульмане ощущают на себе прессинг со стороны Запада. Прессинг военный, экономический, культурный. Ответили мусульмане на этот вызов по-разному. Одни полностью приняли западные ценности, вторые заимствовали отдельные их элементы, но отвергли остальные. Третьи отринули эти ценности почти что тотально. И эта третья категория — исламистов или фундаменталистов — на сегодняшний день является доминантной. Она готова, скрепя сердце, брать у Запада лекарства или военную технику, но ничего более. И умеренным кругам трудно им что-то противопоставить.

Е. Аронов: Доктор Фаез аль-Шехри является советником по средствам массовой информации в законосовещательном органе Саудовской Аравии, известном как Меджлис аш-Шура. Аль-Шехри убежден, что Запад ведет «планомерную культурную войну» против саудовского королевства. А потому предлагает в качестве ответной меры изменить законы, регулирующие интернет, дабы власти смогли преследовать в судебном порядке организаторов 25 тысяч сайтов арабоязычных социальных сетей в Twitter, которые якобы пропагандируют гомосексуализм и проституцию, в частности, детскую, и 4,5 тысяч сайтов на арабском, занятых, предположительно, распространением идей атеизма.

Даниэль Пайпс: — Любые публичные манифестации сексуальности вызывают у огромного большинства мусульман яростное отторжение. Более того, как я понимаю, на упомянутых сайтах порой упоминается имена знатных людей саудовского королевства с полупрозрачными намеками на их интимные преференции. Что касается попыток создать национальный интернет, отсеченный от глобальной сети, то я не вижу у членов правящей саудовской фамилии явного стремления подражать Северной Корее, а иного способа отгородиться от интернета в век мобильных платформ не существует. Саудовцы, я уверен, знакомы с печальным опытом Ирана и Турции закрыть Twitter и Facebook. Кстати, не успел запрет войти в силу в Турции, как его нарушил не кто иной, как сам президент Эрдоган. Говоря об оппозиции атеизму достопочтенного доктора аль-Шехри, то публичная манифестация безбожия или открыто выраженное презрение к исламу, включая вероотступничество, столь же постыдно среди мусульман, что и открытая сексуальность. Это есть, как минимум, признак дурного вкуса, а в пределе — нечто похожее на lese-majeste, публичное оскорбление царской персоны, могущее повлечь за собой смертную казнь в Пакистане и ряде других стран. Подобные нравы просто не укладываются в сознании современных западных людей.

Е. Аронов: Недавно весь мир потрясло известие, пришедшее из пакистанского города Лахор. 25-ти летняя беременная женщина Фарзана Икбал была забита до смерти палками и камнями близкими родными, включая ее отца, разгневанными тем, что она вышла замуж за человека, им неугодного. Родня подала на мужа в суд за похищение, и убийство произошло возле здания суда незадолго до очередного заседания. Как выяснилось позднее, 45-ти летний муж Фарзаны, чтобы жениться на ней, задушил свою первую супругу и с помощью больших денег откупился от убийства от ее родных. По информации британской The Telegraph, сестра Фарзаны за схожее деяние была четыре года назад отравлена семьей.

В 2007 году 13-ти летняя девочка в Пакистане подверглась групповому изнасилованию парнями из ее селения, после чего была осуждена советом старейшин за внебрачную половую связь. Джирга, формально лишь совещательная, но, фактически, реальная власть, параллельная официальной и судебной, убеждала родных убить блудницу за поруганную честь семьи, но те вместо этого обратились за помощью к полицейским, сообщив им имена насильников. Узнав, что полиция не собирается арестовывать преступников, односельчане напали на родню девочки, не пожелавшую лишать ее жизни.

По самым скромным подсчетам, в Пакистане ежегодно происходит около тысячи так называемых «убийств по мотивам защиты семейной чести». За редчайшим исключением жертвы этих убийств — женщины, заподозренные или уличенные во внебрачном сексе либо в ослушании отца или родных в выборе мужа. И то, и другое классифицируется как подрыв устоев патриархата. И полиция зачастую покрывает ревнителей устоев, преступающих формальный закон.

Историки считают¸ что англичане, когда они правили на субконтиненте, могли покончить с «убийствами по мотивам чести», но не сделали этого, чтобы не утратить поддержки местных консервативных элит. А современные элиты, хотя и вполне светские по своим воззрениям, готовы осуждать эту практику на словах, но не желают с ней решительно бороться, чтобы не восстанавливать против себя уже консервативные народные массы и имеющиеся в их среде группы экстремистов.

В Пакистане, как информирует социологическая служба Pew, 40 процентов населения не видит, в принципе, ничего предосудительного в «убийствах по мотивам чести». В Египте, Афганистане и Иордании таких домостроевцев насчитывается порядка 60-70 процентов, а вот в Казахстане — только 15 процентов...

Даниэль Пайпс: — Исламское право и западное право — явления очень разные. Исламские правоведы смело вторгаются в аспекты повседневной жизни, которые западные юристы никогда бы не подумали регулировать, как, например, личная гигиена. Это первое. Второе — это то, что в исламском праве в отличие от западного совсем неразвито понятие косвенных улик. Так, например, чтобы признать женщину виновной в прелюбодеянии, требуется независимые показания четырех очевидцев — уважаемых лиц мужского пола. Не свидетелей, а очевидцев. Поскольку такое соединение обстоятельств — явление наиредчайшее, то ярые, фанатичные консерваторы, я полагаю, и прибегают к внесудебным расправам над ослушницами. К этому их также подталкивает то, что если суд признает виновным в оговоре жертвы того, кто обвинил женщину в прелюбодеянии, то по исламскому закону, он может быть очень сурово наказан.

Некоторые уподобляют «убийства по мотивам чести» семейному насилию на Западе. Но семейное насилие это совсем другое. Оно происходит в приступе ярости, в то время, как убийства, о которых мы говорим, есть результат холодного расчета. Семейное насилие приватно, «убийства чести» — публичны; семейное насилие есть акт индивидуальный, «убийства чести» — деяние коллективное. Как бы то ни было, эти убийства не санкционированы Кораном и не являются частью исламского канона.

Е. Аронов: В исламе нет строгого священноначалия в том виде, в котором оно существует, например, в католичестве, и поэтому фетва, суждение, выносимое одним отдельно взятым муфтием, не имеет обязывающей юридической силы, помимо практической готовности паствы или власть имущих следовать этому суждению. Вот фетва, произнесенная на тему абсолютно злободневную, и, видимо, ввиду ее актуальности растиражированная мировыми СМИ. Саудовский клирик шейх Абд аль-Рахман аль-Барак назвал футбол «богомерзким» занятием, идущим вразрез с принципами морали и приведшим к деградации истинной веры. «Мусульмане, попавшие под тлетворное влияние футбола, соблазнились обычаями врагов ислама, поглощенных развлечениями и играми, — заявляет священнослужитель. — Нельзя быть фанатом какой-то команды, это идолопоклонство, и ненавидеть болельщиков другой команды, если они твои единоверцы. Негоже сквернословить и впадать в агрессию, что свойственно поклонникам футбола. Как нельзя восхищаться футболистом, не исповедующим религию Магомета».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки