"...Жар холодных числ"
(Александр Блок "Скифы")
В марте 2015 года Мстиславу Ростроповичу исполнилось бы 88 лет. Он родился в жарком городе Баку 27 марта 1927 года, а умер в холодной Москве 27 апреля 2007.
Удивительное расположение цифр, не правда ли? Не приобщена ни к теориям пифагорейцев, ни к Каббале, но и без этого можно увидеть в датах рождения и смерти Мстислава Ростроповича какую-то симметрию, какой-то божественный знак. Посмотрите на тройное повторение числа 27, на присутствие четырех семерок в этих двух датах!
Заинтересовавшись числами, я посмотрела на даты жизни и смерти его жены, Галины Вишневской.
Она родилась 25 октября 1926 года в северном Ленинграде и умерла 11 декабря 2012 в «азиатской» Москве. У Вишневской в датах преобладают двойки и единицы.
Тоже, наверное, что-то значит. Но все же нет здесь такой явной магии, такого колдовства, как в «числах» Мстислава Ростроповича.
Колдовской он был человек. Потомственный музыкант и потомственный виолончелист, чье имя стало синонимом его инструмента, – виолончель и Ростропович нераздельны.
Когда в августе 1991 года он сорвался из своей благополучной Европы в бушующую революционную Москву, с ним была виолончель. Он не сказал о своем «побеге» ни жене, ни дочерям, но виолончель не оставил, взял с собой, хотя ситуация была непредсказуемой, опасной. Разрешилась она поначалу счастливо, народ отстоял свободу, покончил с путчем мракобесов. И Мстислав Ростропович в те незабвенные дни играл на своей виолончели перед победившим народом.
Не была на последнем концерте Ростроповича перед тем, как они с Вишневской и девочками-дочками в 1974 выехали «в командировку от Минкульта СССР». Для тех, кто не знаком с советской двойной фразеологией, объясню: музыкантов выставили за дверь из-за их нелояльности режиму - на их даче жил Солженицын, Ростропович написал Открытое письмо к Брежневу в защиту опального писателя. Так вот, знаю по рассказам мужа, что на прощальном концерте маэстро в Консерватории зал рукоплескал и плакал, музыканта осыпали цветами, здание патрулировала конная милиция, власть боялась «беспорядков».
Совершив одну преступную глупость – выгнав чудесных музыкантов из страны, власть не остановилась и перед следующей: в 1978 году они были лишены советского гражданства «за действия, порочащие гражданина СССР».Любому здравомыслящему человеку понятно, что эти злокозненные действия, как-то: выступления в лучщих концертных залах Европы и Америки - на самом деле служили вящей славе России. Однако слепо-глухая и приглуповатая власть ничего этого не понимала, гнула свою "высокопартийную" линию.
Колдовская сила этого в общем-то хлипкого, не очень взрачного человека (Вишневская звала его «буратина») проявилась и тогда, когда он выбирал себе жену. Облюбовал царь-девицу, крепкий орешек, все мешало обольщению – и то, что писаная красавица, привыкшая к поклонникам, и то, что была замужем за «большим человеком», директором театра, где была Примадонной, и отсутствие у самого «обольстителя» в ту пору прочного положения и денег.
Но – по рассказам Галины Павловны – устоять было невозможно, все четыре «пражских дня» (в Праге был фестиваль искусств) он смешил ее до колик, он придумывал сюрпризы...
Кстати, судя по автобиографической книге «Галина», которой я когда-то зачитывалась, сюрпризы продолжались и всю последующую жизнь. Он свою Галину любил, холил и лелеял не в пример прочим «гастролирующим» мужьям.
И романсы, которые Вишневская исполняла под его аккомпанемент на рояле, - были их общей филигранно музыкальной и духовной работой.
Помню, услышала в Италии, впервые, - «Спи, дитя мое, усни» Чайковского. Дыхание перехватило - так это было спето. Кто? Не слышала этой певицы в Союзе, как не слышали ее несколько поколений слушателей до триумфального возвращения пары в 1990 –е годы.
После их приезда мы много видели о них фильмов, мы много о них узнали.
В марте 2015 канал КУЛЬТУРА показал нечто необычное - запись Мастер-класса Ростроповича, проходившего в Большом зале Московской консерватории в 2002 году. И снова колдовские чары Маэстро раскрылись в полной мере. Конечно же, ему подобрали для урока чудо-учеников. Соната для виолончели и фортепьяно Брамса прозвучала в их исполнении блестяще, как и фортепьянная соната Прокофьева.
Но разве он учил? поучал? Он общался, он рассказывал случаи из жизни, он колдовал – как и тогда, когда «обольщал» свою Галину.
Зал взрывался смехом, радовался, вдохновлялся, как и мальчик-виолончелист, удивительно красивого и благородного вида, внимавший Ростроповичу...
Он наверняка на всю жизнь запомнит это общение с «обыкновенным гением», поделившимся с ним не столько «секретами мастерства», сколько колдовскими чарами.
Подозреваю, что не последнюю роль в успехе этого вечера сыграла она, царица Галина Вишневская, сидевшая в зале и придирчиво приметливым оком следящая за мужем.
Увидела в послужном списке маэстро, что он 17 лет был дирижером и художественным руководителем Вашингтонского Национального симфонического оркестра. Сделал его одним из лучших в Америке.
Порадовалась: такая связь Америки с Россией мне нравится, она на пользу обеим странам, сближает и обогащает их культуры. Как же не хватает нам сейчас Мстислава Ростроповича!
Мастер Класс Мстислава Ростроповича (2002)
***
Хотим знать правду об убийстве Немцова!