Конфедерация по-американски
Когда 17 июня 2015 года белый парень Дилан Руф расстрелял черную церковь в Чарльстоне, Южная Каролина, он рассчитывал на детонацию в стране новой Гражданской войны. Но воевать не нашлось желающих - ни среди белых, ни среди черных. Даже на втихомолку сегрегированном глубоком американском Юге.Без всяких сомнений, преступление было расистским, и его безбашенного автора-исполнителя, опять же без гадания на кофейной гуще, в обозримом будущем ждет камера смертника. Иначе черная Америка встанет на дыбы. Об этом вслух не говорят, но прокуроры и судьи понимают риск даже малейшего снисхождения к непутевому малому. Фактически участь Дилана Руфа стопроцентно предрешена задолго до начала судебного процесса и вынесения приговора.
Но пока суд да дело, а пар надо выпускать сейчас, политики обоих цветов нашли козла отпущения – крамольный флаг Южной Каролины. Один из последних официальных символов Конфедерации в современной Америке. На него давно точит зуб черное население штата вкупе с прогрессивной общественностью страны, но защитникам флага до сих пор удавалось отбивать все атаки. Главный довод срабатывал – флаг штата не символ расизма, а исторический артефакт, не более того. Дилан Руф сумел сделать то, что до него не удавалось никому – под натиском "гроздьев гнева", похоже, дни флага Южной Каролины сочтены.
На третий день после теракта законодательное собрание штата начало обсуждение судьбы стяга, больше похожее на трибунал. Не дожидаясь окончания дебатов, белая губернаторша Южной Каролины Никки Хейли выбросила "белый флаг". На пресс-конференции она заявила, что поддержит спуск конфедеративного флага с купола Капитолия штата. Намерения губернаторши поддержали три кандидата в президенты от Великой Старой Партии – Джеб Буш, Скотт Уолкер и Рик Перри. Оно понятно, не популярные у черной Америки республиканцы ловят момент в погоне за голосами афроамериканцев.
Кандидатам - как с гуся вода, им можно говорить, что вздумается, а вот как будет выкручиваться у себя дома губернатор Никки Хейли, не очень понятно. 73% белых жителей Южной Каролины по-прежнему за сохранение конфедеративного флага. Против 61% черных.
Сейсмические волны, сотрясающие Капитолий Южной Каролины, аукнулись по всей стране. Как бы сказал незабвенный Михаил Сергеевич, "процесс пошел и углубился". Пока Южная Каролина разбирается со своим флагом, стихийно возник фронт борьбы с пережитками конфедеративной символики в целом и в отдельных проявлениях, в частности.
Впереди всех лидер розничной торговли Америки Уол-Март. Руководство гиганта-ритейлера объявило об изъятии из продажи любых товаров с конфедеративной символикой. Под торговый секвестр попали флажки, майки, значки, полотенца, одеяла и занавески для ванн. Уж кто бы мычал на патриотические темы, только не Уол-Март. Крупнейший работодатель страны – один из главных виновников "тихого" размывания не только белой, но и черной Америки. Большинство работников Уол-Марта из стран Третьего мира.
Антиконфедеративную инициативу Уол-Марта поддержали такие киты, как Amazon, Sears, eBay. И уж совсем символично – старейший (с 1847 года) и крупнейший производитель флагов в США – Annin Flagmakers. Президент компании Картер Бирд оповестил СМИ о прекращении выпуска и продажи конфедеративных флагов как "символа негативного прошлого страны". Эй, парень, где ты был последние 150 лет?
Не забыл отметиться в кампании мой земляк, политический зубр, лидер республиканского большинства в Сенате США Митч Макконнелл. Под статую президента Конфедерации Джефферсону Дэвису в ротонде Капитолия Кентукки давно копают местные политики и общественники, но впервые они получают поддержку столь мощной фигуры. На днях Митч заявил: Дэвиса пора убрать из Капитолия. Злые языки поговаривают: старый лис расчищает место для своей будущей статуи.
Конфедерация по-бразильски
В то время как в Соединенных Штатах Америки кипят конфедеративные страсти, в Соединенных Штатах Бразилии все, что связано с Dixie, в почете и уважении. Большая часть страны, конечно, без понятия о какой-то там Конфедерации, только не в округе Кампинас близ Сан-Паулу. Еще конкретнее, в городе Санта-Барбара Д'Уэсти. О котором, в свою очередь, североамериканцы тоже не слышали. А зря, округ и город напрямую связаны с историей США.После поражения в Гражданской войне 10000 южан-конфедератов бежали в Бразилию. После долгих скитаний новые бразильцы выбрали округ Кампинас и занялись привычным для себя делом – выращиванием хлопка. Бизнес был удачным, и колония беженцев экономически процветала, но не забывала о своих корнях. Все связанное со временем Dixie бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение – баптистская религия, культура, традиции, артефакты.
С тех пор в Кампинас и Санта-Барбара Д'Уэсти сменилось шесть-семь поколений. Как и большая Бразилия, за счет смешения кровей "Литтл Америка" стала многоцветной, все говорят на португальском, но по-прежнему считают себя американцами. И не просто американцами, а южанами-дикси.
Каждый год в округе проводятся Festa Confederada – фестивали культуры старого американского Юга эпохи antebellum. Город расцвечивается тысячами флагов и флажков Dixie. Включая могилы на старом "американском" кладбище в центре Санта-Барбары. С утра до вечера гремит джаз, фолк, диксиленд, на площадях – народные танцы американского Юга. Частый и желанный гость фестивалей американская звезда кантри Джордж Стрейт. Мужчины одеты в униформу конфедератов, женщины – словно из массовок к фильму "Унесенные ветром". На улицах торгуют любимыми на американском Юге бисквитами и жареными цыплятами.
За фестивали отвечает "Братство потомков Конфедерации". Долгое время празднества считались официальными, с материальной поддержкой властей, пока не произошла "малая итальянская революция". Итальянцы стали в округе доминирующей национальной группой и оттеснили "американцев" на второй план. Тем не менее, конфедеративные фестивали никто не отменил и они пользуются большой популярностью среди всех жителей округи и города. Включая потомков рабов, из-за собратьев которых когда-то далеко на севере континента бушевала братоубийственная война. Впрочем, все конфедеративное в округе Кампинас давно лишилось политического подтекста. Не больше, чем история и этнический колорит.В этом плане примечателен теперь уже давний, в 1972 году, визит в Бразилию президента США Джимми Картера. Во время пребывания в стране президент посетил Санта-Барбара Д'Уэсти и постоял вместе с женой на могиле ее прадяди-конфедерата. Предки Джимми воевали на стороне северян, предки Розалин – на стороне Юга. Под какими флагами, знаменами, эмблемами, так ли сейчас важно? История США одна на всех американцев – южан, северян, белых и черных. И даже для американских бразильцев, которые, кстати, показывают пример достойного отношения к истории. Без истерик и козлов отпущения.
Добавить комментарий