...Так предупреждают пассажиров в московском метро. Заботятся о человеке. Чтобы рассчитал всё заранее. Чтобы не прищемил дверью что-нибудь. Чтобы успел войти или выйти. И это очень благородно. Если не предупредить - сами не догадаются. А если что случится - так ведь "предупреждали"!
Хорошее в Москве метро. Как музей. Вся история государства в нём: комиссары на "Площади Революции", спортсмены в трусах по колено на станции "Динамо", достижения промышленности и народного хозяйства, выложенные мозаикой на потолке "Площади Маяковского"...Все периоды "становления и развития".
...Во время каждого периода бывали моменты, когда двери приоткрывались. Кто посообразительней, тот успевал проскользнуть в заветную дверь. Другие не спешили:
- А вдруг будет лучше?
- Не можем же мы всё бросить!
- Меня не тронут, я свой.
- Если что, успеем сесть в другой поезд!
Но поезда приходили не так регулярно, как в московском метро, а периодически. И вычислить, когда наступит тот самый период, было трудно. И люди оставались. И ждали. И, как правило, не в самых удобных помещениях. А ведь их предупреждали: "Осторожно! Двери закрываются!" Решили подождать. Зал ожидания величиной в страну. Дозревают. Ждут своего поезда. Разные платформы. Разные пути. Поедут в разные стороны . Из одного пункта. Как ненавистен им этот вокзал!
В каждый период уезжали по-разному. В телегах и товарняках. В международных вагонах и в самолётах Аэрофлота.
В каждый период оставались одинаково. На гибель. Духовную или физическую.
- Вот если бы нас вынудили уехать!..
- Вот если бы нас вытолкнули вопреки желанию!..
- Вот если бы не было другого выхода!..
А разве вас не вынуждают? Не выталкивают? Разве есть другой выход?
"Осторожно! Двери закрываются!"
- А, может, не закроются? Может, у них сломается что? Или машинист умрёт?
- Другого пришлют. Ещё хуже. Закроет и предупреждать не станет.
- Ерунда. Обойдётся. Вот если бы можно было выйти, посмотреть - и обратно... А то ведь двери закрываются - и для тех, кто внутри, и для тех, кто снаружи... Я читал, что зверь, который родился в неволе, не может жить на свободе. Гибнет. То ли инстинкт не тот, то ли рефлекс другой. Вот и мы. Привыкли. И вроде нормально. Живём. Вот если уж совсем невмоготу станет...
- А сейчас ещё вмоготу?
- Вмоготу. А чего нам? Мы люди маленькие. Живём тихо. Никого не трогаем. Не высовываемся. В политику не лезем. Махинациями не занимаемся. Если скажут, можем и в партию вступить. Лишь бы тихо было...
Будет тихо. Когда двери закроются, станет так тихо, что никто не услышит вашего крика. И никто не увидит ваших глаз, полных удивления и слёз.
Пока не поздно!..
Пока двери открыты!..
...В московском метро монотонно повторяют: "Осторожно! Двери закрываются!"
P.S.
Это "предупреждение" я написал, как только эмигрировал из СССР в 1978 году, и опубликовал в нью-йоркской газете "Новое Русское Слово". Газета иногда каким-то образом проникала в Советский Союз. Я получил тогда письмо от одной харьковчанки. Она писала, что "Осторожно! Двери закрываются!" помогло ей принять решение об эмиграции. А в 1981 году двери закрылись, и опаздавшие оказались на много лет в отказе... Сегодня из России бегут, как бежали из СССР в конце 70-х, и из России в начале 90-х. И опять возникает чувство, что дверь постепенно закрывается, что щель становится всё уже и что можно не успеть. То, что было написано 36 лет назад, вновь актуально. Я давно не был в Москве и не знаю, предупреждают ли там "Осторожно! Двери закрываются!". Но это предупреждение висит в воздухе. Оно доносится оттуда, из Москвы, из московской подземки всё отчётливее... Неужели не слышно?
Добавить комментарий