Бревно

Опубликовано: 14 августа 2015 г.
Рубрики:

Дорогие читатели,  вы прекрасно знаете постоянного автора нашего журнала - Александра Сиротина, в этот раз он выступает  в необычной для себя роли – в качестве драматурга, автора пьесы «Бревно».  Эта  нигде ранее не публиковавшаяся небольшая пьеса была написана им много лет назад, еще в Москве. Нам показалось, что  заложенная в ней аллегория до сих пор отражает реалии российской (и  не только российской) жизни.

 

Пьеса в шести картинах

 

Действующие лица:

Женщина

Мужчина

Девушка

Двое с чемоданом      

 

Картина первая

 

    (Комната. Из задней стены торчит бревно, толстое и длинное, до середины комнаты. Молодая женщина без толку переносит вещи с места на место. Бревно ей мешает. Иногда она натыкается на него. Женщина устала, но продолжает свой труд.      Входит молодой спортивного вида мужчина в плаще и в сапогах).

 

М. Добрый вечер.

Ж. (Машинально) Здравствуйте.

М. Чертова погода. Весь вымок. Я согреюсь и сразу уйду, вы  не беспокойтесь.    

Ж. (Продолжая переставлять вещи) Да сидите на здоровье, вы мне не мешаете. Даже веселее.

М. (Следя за ее работой) А что, с хозяином уже скучно?

Ж. Я вдова. Он умер через год после свадьбы.

М. Ясно. (Пауза. Мужчина продолжает следить за работой женщины) Может быть, вам помочь?

Ж. Нет-нет, не надо. Я сама справлюсь.

М. Как знаете.

(Женщина берет со стула плащ, хочет повесить на вешалку. Не получается. Тогда она переносит вешалку на правую сторону, а стул с плащом на левую. Так несколько раз.)

М. А что если вот так?.. (Подносит к вешалке плащ и вешает его.)

Ж. (Удивленно) Благодарю. Как вам это удалось?

М. (В свою очередь тоже удивлен) Да как-то так, знаете… Наверно, я много думал…

Ж. (Не замечая иронии) Возможно, да. А у меня всегда столько дел, что и присесть некогда, не то что думать. Ну, что же я стою? Сейчас закончу и принесу вам чего-нибудь поесть.

М. О, с удовольствием. Я так голоден, что не могу даже для вежливости сказать, мол, благодарю, я только что пообедал. (Внимательно следит за ее манипуляциями с ведром) Но сначала я бы хотел выпить воды.

Ж. Сейчас… Вот только как это сделать?..

М. А что если кружку поднести к ведру, а ведро оставить на месте?.. Вот. А приемник поставить сюда (ставит его на стул). Этот стул, пожалуй, пусть остается на месте. И зеркало. Ну, что скажете?

Ж. (искренне поражена) Вы за одну минуту сделали то, что я делала бы всю жизнь. Трудно понять, как… (С чувством) Спасибо!

     (Женщина выходит, чтобы накрыть на стол)

М. (Неподвижно стоит на месте). Странно. Очень странно.

     (Женщина возвращается)

М. Можно где-нибудь руки вымыть?

Ж. Вот дверь. Полотенце там… Нет (вынимает из комода полотенце), вот оно.

     (Мужчина берет полотенце, поворачивается к двери и ударяется о бревно)

М. А, черт! 

     (Выходит. Женщина вынимает из комода салфетки. Мужчина, входя, вновь ударяется о бревно.)

М. Вот, черт! Что за штуку вы тут повесили?

      (Женщина не отвечает)

М. Неужели вам не мешает?

Ж. Нисколько. Я привыкла.

М. Значит, все-таки мешало?

Ж. Н-немного. Но ведь так и должно быть.

М. Почему?

Ж. Каждому что-то должно мешать. Это обязательно в жизни.

М. Почему?

Ж. (Устало) Я не знаю. Так говорят.

      (Выходит)

М. Очень интересно.

       (Подходит к бревну, пробует, крепко ли сидит. Входит женщина, быстро подбегает и отталкивает мужчину от бревна)

Ж. Не смей!

М. Но ведь тебе мешает!

Ж. Ну и что?!

М. Так надо его убрать, спилить…

Ж. Не все, что мешает, можно спилить.

М. (Спокойно) Логично. 

Ж. (Указывая на дверь в другую комнату) Я там приготовила тебе поесть.

      (Мужчина выходит. Женщина медленно подходит к бревну и, будто впервые, смотрит на него, потом осторожно трогает. Входит мужчина)

М. Спасибо за угощение. (Пауза) Ну, я, пожалуй, пойду. (Пауза. Он берет свой плащ.)

Ж. Останься. Поживи пока здесь. Не понравится – уйдешь. 

 

Картина вторая

 

     (Прошло два дня. На сцене все так, как и в первой картине. Лишь прибавился еще один стул. Женщина сидит у стола и подшивает занавеску. Мужчина сидит рядом и смотрит, как она работает)

Ж. (Уколовшись) А!

М. Укололась?

Ж. Да. Ты так смотришь…

М. Я люблю смотреть, как человек работает.

Ж. Это иногда мешает.

       (Мужчина встает, делает несколько шагов по комнате, подходит к бревну)

Ж. (Поспешно) Кажется, дождь перестал?

М. (Глядя на бревно) Кажется, перестал.

Ж. Нет, льет по-прежнему.

       (Мужчина молчит)

Ж. Посмотри, пожалуйста.

М. (Подходит к окну) Перестал.

Ж. Вот и хорошо.

      (Мужчина опять смотрит на бревно)

Ж. Ты бы забил пока для занавески два гвоздя.

М. А где они?

Ж. На кухне, там, где инструменты.

М. А молоток?

Ж. Там же.

       (Мужчина выходит. Женщина смотрит на бревно, встает, медленно идет к нему. Входит мужчина, держа молоток и гвозди. Женщина быстро отходит к окну)

М. (Прикладывая гвоздь к стене) Вот так хорошо будет? Или чуть выше?

Ж. Выше не надо. Пожалуй, наоборот.

М. Так?

Ж. Да.

      (Мужчина вбивает два гвоздя. Женщина вешает занавеску. Мужчина, глядя на занавеску, отходит спиной в сторону и опять ударяется о бревно)

М. А, черт! Я когда-нибудь раскрою себе череп об эту проклятую деревяшку!

      (Женщина спокойно возится с занавеской)

М. Ты слышишь?!

Ж. Слышу.

М. Так чего ж ты молчишь?!

Ж. Привыкнешь.

М. Ты думаешь?

Ж. Да.

М. (Осторожно) А что, многие привыкали?

Ж. Все.

М. Ого!

     (Мужчина нервно ходит по комнате, Останавливается) 

М. А кто это «все»?

Ж. (Заметив ревнивые нотки в его голосе, улыбается) Все – это мой прадед, дед, бабушка,  братья и сестры, мои родители, я.

М. А муж?

Ж. (После паузы) И он бы привык.

М. (Прикрывая настороженность иронией) Что, не успел?

Ж. Целый год после свадьбы я жила у него и вернулась только после его смерти.

М. А почему вернулась?

Ж. Родители хотели, чтобы я была с ними и чтобы дом после их смерти не был пуст.

М. «Чтобы дом не был пуст»… Пожалуй, твои старики были правы. (Подходит к окну) Дождь опять пошел.

Ж. Надо закрыть ставни, а то ветер будет хлопать ими и не даст нам уснуть.

     (Мужчина поворачивается к двери и опять ударяется о бревно)

М. (В бешенстве) М-м-м… Нет, я вырву его из этой стены.

Ж. Не смей! Не трогай, прошу тебя! Я боюсь.

М. Чего?!

Ж. Боюсь, что дом рухнет.

М. Бревно ничего не держит. Если бы оно стояло на полу и упиралось в потолок, как колонна, тогда понятно. Если бы оно лежало во всю стену, а я выбил его, образовалась бы огромная щель. Но оно торчит из стены неизвестно зачем. Оно ничего не несет, ничему не служит. Мы прекрасно обойдемся без него!

Ж. А вдруг рухнет дом?!

М. Не рухнет. Я отпилю часть. До сих пор. Оно останется в стене, но не будет торчать поперек. 

Ж. А вдруг дом все-таки рухнет?

М. Он не рухнет! Пойми, как он может рухнуть? Ну, как? Подойди сюда. Смотри, оно уже шатается. Мы заживем намного лучше, спокойнее, если здесь не будет торчать этот чурбан.

Ж. А вдруг рухнет дом?

М. Ну, почему? Почему он обязательно должен рухнуть?! Вот (стучит по бревну), слышишь? Бревно. Дерево. Старое, трухлявое дерево, которое давно пора… (Хватает молоток)

Ж. Нет! (Подбегает к мужчине, обнимает его) Нет, ради всего святого, не делай этого, прошу, умоляю!..

      (Мужчина бросает молоток, подходит к вешалке, надевает плащ)

Ж. (сдавленным от испуга голосом) Куда?

М. (Не отвечая подходит к двери. Пауза) Закрою ставни.

                             

Картина третья

 

     (Ночь. Шум дождя, вой ветра. Кто-то чиркнул спичкой. Огонек свечи осветил лицо и фигуру Мужчины. Он ставит свечу на стол. Медленно подходит к бревну. Смотрит на него. Затем обхватывает и тянет, пытаясь вырвать из стены. Не получается. Мужчина отходит. Берет молоток. Ударяет. Слишком громко. Кладет молоток на место. Опять обхватывает бревно и пытается его раскачать. Потом тащит его. Наконец, бревно поддается и медленно начинает выходить из стены. Последнее усилие, и в стене остается дыра. Мужчина осторожно кладет бревно на пол, приносит круглое полено, затыкает им дыру, устало садится на стул. Прислушивается. Внимательно смотрит на бревно)

 

М. Ну, вот и все. А дом стоит.

 

     (Мужчина улыбается, встает. Улыбка медленно сходит с лица. Он вдруг вытаскивает только что вставленное полено, поднимает бревно и осторожно всовывает его обратно в стену. Проверяет, крепко ли сидит. Убеждается, что крепко. Берет полено, идет в угол, кладет его, на обратном пути сильно ударяется о бревно)

 

М. М-м-м, черт!

Ж. (Вбегая) Что с тобой?

М. Ничего-ничего. Я привыкаю.

 

Картина четвертая

 

     (Прошло двадцать лет. На сцене те же вещи. Второго стула нет. На подоконнике фотография Женщины в черной траурной раме. Входит Мужчина. Он постарел, поседел. Подходит к фотографии. Долго смотрит на нее. Отходит. Оглядывает комнату. Что-то ему не нравится. Он подходит к вешалке с желанием ее переставить. Ищет, куда. Поднимает вешалку, держит, и ставит на старое место. Отходит. Слышен стук в дверь. Мужчина идет к окну, смотрит – там темно, слышен шум дождя. Мужчина идет к двери, привычно огибая бревно, по-прежнему торчащее из стены. Открывает дверь. Входит девушка лет 20, в мокром плаще, очень похожая на ту, которая на фотографии. Мужчина не отрываясь смотрит на нее)

Д. Бог вам гостью послал. Здравствуйте. Ну и погодка у вас, нечего сказать. Промокла до костей. Куда бы плащ повесить? На вешалку? Нет, вода будет стекать прямо на пол. Куда же его?..

                    (Мужчина молчит)

 

Д. Простите, может быть я некстати?.. Но такая погода… Я вся промокла и думала, что смогу переждать у вас… Вы меня слышите?

            (Мужчина молчит. Девушка решает, что старик глух и  кричит ему, иллюстрируя руками)

 

Д. Я промокла и хотела бы согреться и посушить вещи! Понятно? Ничего не понятно.

М. (Тихо) Понятно. (Спохватившись) Вы проходите, раздевайтесь. Там кухня, можете развесить белье. И не обязательно кричать, я отлично слышу.

Д. (Кричит) А почему же вы?! Ой, что ж я кричу, раз вы хорошо слышите. Мне бы только обсохнуть. Но если вы не возражаете, я бы осталась переночевать.

М. Конечно, не возражаю. Мне будет веселее.

Д. А что, с хозяйкой скучно разве?

М. (Тихо) Когда-то все это уже было, по-моему. Было. Хозяйка? Она умерла десять лет назад.

                  (Мужчина вынимает из комода скатерть и кладет на стол)

Д. Давайте я вам помогу.

М. Нет-нет, не беспокойтесь. Вы лучше пойдите переоденьтесь, а то простудитесь. А надеть вы можете пока вот это (достает из комода платье жены).

Д. Ну и чудесно. (Уходит)

М. (Накрывая на стол) Все повторяется. Как все повторяется.

           (Входит девушка. Она в платье. В том, что на фотографии. Сходство поражает его)

М. Это невозможно… (Беззвучно, одними губами) Как все повторяется…

Д. Теперь я могу помочь вам. Я хорошая хозяйка (Помогает накрывать на стол), неплохо готовлю. Однажды я… (Повернувшись, ударяется о бревно, вскрикивает) Ой, синяк будет! Зачем это здесь?

                  (Мужчина молчит)

Д. Вы что, белье на нем сушите? Или еще для чего-нибудь?

      (Мужчина как бы в полузабытьи отрицательно качает головой)

Д. Но ведь чему-то должно служить это бревно, раз оно здесь торчит? (Ответа нет) Ну, не хотите отвечать, не надо. Может быть, оно чем-то дорого вам?.. Тогда я вообще не буду на эту тему разговаривать. 

     (Она садится на стул. Молчание. Он смотрит на нее, а она, делая вид, что не замечает его взгляда, бегает глазами по комнате. Потом не выдерживает)

Д. Ну, чти о вы на меня все время смотрите? Мне даже как-то не по себе стало.

М. (Показывая на фотографию) Посмотрите.

Д. (Подходит к фотографии, смотрит) Как странно…

М. Вот поэтому я смотрю на вас.

      (Девушка ищет глазами зеркало, подходит к нему, с удивлением себя рассматривает, переводит глаза на фотографию)

Д. Бывает же такое! Вам, наверно, тяжело видеть меня?

М. Нет, что вы, наоборот. Мне очень приятно смотреть на вас. Как будто и не было этих двадцати лет. Все, как тогда. И не все.

 

Картина пятая

 

          (На сцене появился второй стул)

Д. (Стоя возле бревна) Нет, как хотите, но я не могу этого понять. Никак не могу. Зачем должен существовать предмет, который никому не нужен, ничему не служит? Зачем он? Вы можете без него обойтись? (Мужчина молчит) Нет? Ответьте, вы можете обойтись без него?

М. (Пожимая плечами) Когда-то мог.

Д. А сейчас? Ну, воспоминания, это понятно. И это все? Есть еще другая причина?

                              (Мужчина молчит)

Д. Хорошо, пусть остается, но нужно найти этому бревну применение. Чему оно служило раньше?

М. Не знаю. Говорили, что без него рухнет дом.

Д. Да? Что за чушь.

М (Тихо) Верно, чушь.

Д. Надо просто отпилить лишнюю часть. Сравнять с другими.

М. (Машинально повторяет) Просто отпилить, сравнять с другими.

Д. Конечно. Не понимаю. Почему вы раньше до этого не додумались. Ведь это так просто.

М. (Тихо) Не додумались. Просто.

Д. Несите пилу, и сразу сделаем это.

М. Пилу, да. А вам не кажется, что дом действительно может рухнуть?

Д. Если ваш дом так глупо устроен, то пусть рушится!

М. (Тихо) Пусть рушится.

Д. (Успокаивающим тоном) Дом будет стоять, не беспокойтесь. Мы даже не вытащим бревно, а только отпилим его.

М. Я уже стар. Я привык. В моем возрасте трудно расставаться с привычным. К тому же… не нам менять порядки, заведенные до нас.

Д. А почему не нам? Чего ждать, не понимаю? Рано или поздно все равно кто-нибудь…

М. Кто-нибудь, но не мы.

Д. Да какая разница, сейчас или позже? Все равно это произойдет. Ваш чурбан окажется на помойке или пойдет на дрова.

М. А на его месте окажется другой.

Д. Зато нужный, полезный, дыру заткнет, и мешать никому не будет.

М. Я знаю, что дом без него не рухнет, я уже пробовал. Смотрите…

     (Мужчина подходит к бревну, расшатывает, тянет из стены, с трудом вытаскивает, кладет на пол, тяжело дышит, Девушка помогает Мужчине пройти в другую комнату)

 

Картина шестая

 

(Ночь. Медленно, устало входит Девушка. Уносит второй стул. Возвращается, с трудом поднимает бревно и вставляет его в проем. Затем идет к вешалке, надевает плащ, уходит). 

(Стучит по крыше дождь. Вдруг открывается дверь, и в комнату входят две промокшие фигуры в плащах с капюшонами. Лица не видны. У первого в руках чемодан. 

Мужчина  с чемоданом.  Никого. Мы здесь сможем передохнуть. Проходи. (Натыкается на бревно) Это еще что такое мешается здесь? Ну-ка, помоги!

(Вместе вытягивают бревно из стены и бросают его. Осматривают комнату. Открывают чемодан. Вынимают завернутый в материю предмет. Разворачивают. Это нечто в раме - то ли портрет, то ли икона. Завешивают этим дыру. С благоговением и смирением становятся перед этим предметом  на колени, молятся  спиной к зрителям…)

 

Занавес

***

 

 

 

 

 

 

      

 

           

   

 

                                 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки