Недавно я прочла в интервью покойной звезды МХАТа Софьи Пилявской: «Моя подруга Нина Ольшевская приводила, когда мы работали вместе, в гримерку своих очаровательных малышей. Одним из которых был Алексей Баталов, а вторым Михаил Ардов».
Передо мной по-детски чистый и умудренный опытом жизни бывший малыш из благополучного мира Михаил Ардов. Теперь – отец Михаил. Представитель не просто православия, а одной из его ветвей – русской зарубежной церкви, не предавшей идеалы русских беженцев и интеллигентов «старого образца», оставшихся на родине.
Поэтому я начала сразу с этой сложной темы и спросила его мнение о священнике, приход которого когда-то посещала, когда он не нашел еще общего языка с нынешним правительством России.
- Вы знаете отца Виктора Потапова. Вы оба бывшие журналисты. Как вы познакомились?- Я сотрудничал с радио. Писал развлекательные музыкальные передачи. Но в полной мере журналистом себя не считаю, так как ни в каких издания не участвовал.
С Потаповым я познакомился в августе 1991 года. В тот день я зашел в Скорбященский храм на Большой Ордынке. А он уже был там. Разговаривал с моим другом Борисом Гузняковым. Нас познакомили, и мы подружились. В 1994 и 1995 годах, бывая в Вашингтоне, я жил у него дома.
- Как вы оцениваете его деятельность?
- В свое время он приносил много пользы. Поскольку вел религиозную программу на «Голосе Америки». Тогда! Тогда он обличал пороки Московской Патриархии. Но затем круто изменился. И стал одним из тех, кто активно готовил уничтожение и позор Зарубежной Церкви. Готовил ее унию с этой же самой Московской Патриархией. Посему я оцениваю его деятельность отрицательно.
- Как вы относитесь к человеку, называемому раскольником, нынешнему украинском Патриарху Филарету?
- Знаете, с пониманием. Он выглядит более порядочным человеком, нежели те епископы, что до сей поры работают в МП (Московской Патриархии, прим. ред.)
- Православной молодежи прицерковные журналы России иногда предлагают Кураева.
- К деятельности Кураева отношусь резко отрицательно. Не надо забывать слова Спасителя: «Не мечите бисера перед свиньями».
- А были ли православными члены вашей семьи?
- Моя мать - Нина Антоновна Ольшевская – была актрисой и режиссером Театра Советской Армии. Думаю, в душе она веровала. К Богу люди приходят разными путями. Она и я - под влиянием Анны Ахматовой. А кроме того - под влиянием позднего Пушкина, Достоевского, Гоголя.Отец – писатель Виктор Ардов - был человеком неверующим. Он был человеком советским. А религиозной духовности у них не было. Ведь тех, у кого это качество наличествовало, скорее надо именовать – людьми антисоветскими.
У меня был младший брат Борис. Он умер в 2005 году. Мы духовно связаны.
Мой единоутробный брат Алексей Баталов начал сниматься еще в пятидесятых годах и всем хорошо известен. Слава Тебе, Господи, он жив, и мы с ним регулярно общаемся. Он многое пережил. И верующим себя считает.
Лидия Андреевна Русланова – сильно верующая – была приятельницей моих родителей. Достаточно привести такой факт: летом 1953 года, освободившись из тюрьмы, она пришла к нам. И туда же приехал ее муж – генерал Крюков. И первое время на свободе они прожили у нас. Она считала, что так управил Господь. Их дружба с нами никогда ничем не омрачилась.
- Спрошу, как у Евгения Рейна, вам бы хотелось что-то изменить в своем прошлом?
- Отвечу, как я: на мой взгляд, это вопрос бессмысленный.
- Такой ответ я ожидала. Ведь одна из ваших книг называлась «Все к лучшему…».
То есть заведомое приятие любых оборотов судьбы - с надеждой. Сейчас в России много того, что не к лучшему.
- А жаль.
Добавить комментарий