Несколько лет назад на очередном референдуме жители Швейцарии вновь проголосовали против роспуска своей 400-тысячной армии. Казалось бы, зачем маленькой стране, которая в течение многих лет не вела серьезных войн, тратить пятую часть бюджета на содержание огромного числа солдат и офицеров? Почему каждый гражданин обязан знать военное дело, периодически проходить огневую подготовку, хранить дома форму, оружие и патроны? Трудно представить, что какой-то сошедший с ума диктатор вздумает пойти войной туда, где он тайно хранит миллиарды. На самом деле наличие сильной армии – это давняя традиция. И жители Швейцарии могут похвалиться своей исторической памятью.
Еще в 1506 году папа Юлий II доверил свою охрану наемникам из Швейцарии, и до сих пор корпус швейцарской стражи в Ватикане состоит из 150 человек. Кстати, костюмы для папских стражей — шлемы с плюмажами и доспехи поверх камзолов придумал великий Микеланджело. Правда, сейчас швейцарских гвардейцев можно видеть гораздо чаще в штатском, а не в традиционных костюмах, напоминающих сегодня маскарадные. И не со старинными алебардами, а с современными рациями и пистолетами.
Маскарад под названием ЭСКАЛАД
Женева, которая во многих отношениях является главным городом Швейцарии, вовсе не столица страны. Столица — Берн. Но именно в Женеве проводятся международные встречи и конференции политиков высокого ранга, Женеву украшает Дворец Наций ООН, в котором решаются (по крайней мере, обсуждаются) многие глобальные проблемы. Так что ее можно назвать столицей мира. И эскалады. И вот почему. Когда-то Женевой управлял епископ, а сам город и прилежащие к нему земли входили во владения могущественных савойских графов. Уже в Средние века горожане в борьбе с епископом и савойскими графами добились самоуправления и других привилегий. В XVI веке город в качестве союзной земли примкнул к швейцарской конфедерации. Потом женевцы изгнали епископа, приняли протестантизм и, практически, добились независимости. Но граф Савойский, получивший от Римского Папы титул герцога, решил вернуть себе наследственные владения. Под покровом ночи его войска подошли к стенам города. Ничего не подозревавшие женевцы спали спокойным сном. Еще немного, и вражеские солдаты бесшумно овладели бы городскими укреплениями. Но этому коварному плану не суждено было осуществиться. И все благодаря одной женщине, которую звали мамаша Руайом: она вышла ночью на городскую стену. Что ей там понадобилось — история умалчивает. Со стены она увидела врагов, которые тайком подбирались к городу. Бравая женщина выплеснула на одного из них обжигающе горячий бульон. Солдатик громко закричал, поднялась тревога. Штурм не удался. Герцог Карл-Иммануил был разгромлен, и Женева утвердилась в своей независимости. Было это в ночь с 11 на 12 декабря 1602 года.
С тех пор ежегодно в эти дни на улицы Женевы высыпает народ, одетый в костюмы солдат и горожан начала XVII века. Маскарад этот называется праздником Эскалад, или штурма. Во время праздника по главной площади скачут всадники с факелами и знаменами, ползут осадные машины и пушки, движутся лучники и арбалетчики. И весь город поедает шоколадные «котелки мамаши Руайом». С праздником Эскалад связана еще одна традиция. В этот день проходит заплыв по Женевскому озеру. Температура воды где-то +5°С, а воздуха - и того ниже. Исторически это купание к штурму города никакого отношения не имеет. Но желающих поплавать в ледяной воде находится немало. Пока одни плавают, другие просто бродят по праздничному городу. На каждом шагу попадаются люди в старинных костюмах, и это создает удивительную атмосферу — будто вы перенеслись на четыре столетия назад. Кульминация праздника — вечернее костюмированное шествие. Люди, весь день гулявшие по улицам в старинных костюмах, упражнявшиеся в стрельбе и военных перестроениях, собираются неподалеку от собора Святого Петра. Мимо зрителей проходят члены городского ополчения, простые горожане. Вот в окружении почтенных матрон шествует мамаша Руайом со своим знаменитым котелком.
Женевцы приветствуют своих доблестных предков, героев эпохального сражения, в котором, кстати, погибло 18 защитников города и 44 вражеских солдата. Вечером участники шествия и зрители заполняют многочисленные кафе. Праздничное застолье сопровождается обязательным ритуальным действием: знаменитый котелок мамаши Руайом, (вернее, его шоколадную копию) разбивают вдвоем и при этом говорят: «Пусть так погибнут все враги республики!» Впрочем, звучит эта фраза совсем не кровожадно. Ведь праздник – весёлый, а шоколад – вкусный.
ЖЕНЕВА ЛЮБИТ СЫР, ЖЕНЕВУ СЫР ПЛЕНИЛ…
И не только шоколад. Сыр в Швейцарии тоже изумительного качества, потому что здешнее молоко считается если не лучшим в мире, то одним из лучших. Ежегодно швейцарцы производят полтора миллиона тонн сыра мягких и полутвердых сортов. Эмменталь, грюйер, аппенцеллер, сбринц… Вкусы у них разные, но делают все сыры вручную, и в производство каждой головки вкладывается серьезный труд. Вся швейцарская кухня держится на сыре. Знаменитое фондю, кстати, вовсе не благородное блюдо, как думают многие, а простая крестьянская еда. Название происходит от французского глагола fondre — «таять». Традиционное фондю – любимое зимнее блюдо швейцарских пастухов. Для его приготовления требуются только подсушенный хлеб, остатки сыра и вина. Готовить ничего не надо, достаточно нарезать сыр ломтиками и растопить в кипящем вине. Все остальное гости сделают сами: кинут в сыр сухарики и будут вылавливать их узкими длинными вилками. Другое блюдо национальной швейцарской трапезы называется раклет. Нагретым ножом срезают слой сыра, он плавится и заливает содержимое тарелки — маринованные овощи, ломтики ветчины и колбасы. Есть ещё «рушти» - это хорошо знакомая всем жареная картошка вперемешку с колбасой, яйцами и щедро засыпанная тёртым сыром. Сытно и просто. Кстати, запивать эти блюда можно по традиции только горячими напитками или белым вином. Всё остальное – сильно цементирует съеденное, добавляя на следующий день неосторожному едоку ко всем житейским проблемам ещё одну. Впрочем, никого это не пугает. Аппетит тут хороший у всех – и у хозяев, и у гостей. И в будни, и, тем более, в праздники. Эскалад – не исключение.
***
Добавить комментарий