Мама всегда любила сосну. Ели быстро осыпаются, считала она.
"Достань сосну,- говорила она папе,- я не могу десять раз на дню иголки подметать". Но однажды папа сосну не достал - принес елку. Мама долго ворчала, но делать было нечего, и мы украсили невысокую елочку: обмотали самодельной гирляндой с большими разноцветными лампочками, повесили игрушки, бусы, выставили Деда Мороза с внучкой и лесными зверьками.
И вдруг, 31-го декабря, за несколько часов до Нового Года, все домочадцы были подняты по тревоге: папа таки достал сосну. Он ввалился в квартиру в съехавшей набок фуражке и распахнутой шинели, волоча за собой двухметровую пышную красавицу. Мама пыталась сопротивляться, но папа кричал: "Твое желание для меня - закон!" За час мы все сняли и во второй раз в том далеком году пережили удовольствие - наряжать елку.
А маленькая елочка переехала к соседям напротив. Они в тот год никакую не смогли достать.
Пару лет спустя в Армении запретили продавать живые елки в экологических целях, чтобы спасти редкие леса от истребления. И с тех пор мы наряжали только искусственную елку.
Но однажды, в год рождения дочери Евы, муж Миша задержался под Новый Год в командировке в Москве. Позвонил из аэропорта: "Елку уже поставили?" "Нет, - отвечаю,- тебя ждем."
Приехали в аэропорт встречать. Выходит Миша, а на плече - живая елка, замотанная в целлофан и перевязанная веревкой.
-Как ты елку в самолет пронес?- падаю в обморок.
- Помнишь Рубика из третьего подъезда?
-Ну?
- Он - второй пилот, в Москву летает. Разрешил в проходе положить, между креслами.
Еве было пять месяцев, я поднесла ее поближе к московской елке, она схватила ветку и расплакалась: первое знакомство с новогодней красавицей оказалось колючим.
В начале девяностых в Ереване не было ни света, ни газа, ни отопления, ни продуктов, ни денег. Электричество в дома давали всего на 2 часа в сутки. И то не каждые сутки.
Приближался Новый Год. Мама объявила: "В связи с тяжелым положением в стране придется внести коррективы в новогоднее меню. Не всё будем готовить." И выдала нам с папой список тех же самых блюд, что и прежде. Спорить с мамой было невозможно, и мы отправились доставать продукты.
А Еве было семь лет, и ей очень хотелось елку, новогодних утренников, мандаринов, конфет и подарков. Но всего этого не было.
Из подвала мы принесли старую искусственную елку, долго спорили, обматывать лампочками или нет: электричество могут и не дать. Все же оптимистично обмотали. Повесили игрушки. Только Деда Мороза пристроить не смогли. Старого, еще из моего детства, съели крысы, а в магазинах не было абсолютно ничего.
Но под Новый Год все может случиться, а тот год оказался богатым на чудеса. Бегая по городу в поисках продуктов, я вдруг наткнулась на столик (этакая продажа с лотка на автобусных остановках) с Дедами Морозами. Настоящими. Ватными. С румяными пластмассовыми лицами, красными носами и белыми бородами. В настоящих красных шубах. В руке у меня были зажаты деньги на продукты, но я купила Деда Мороза для моей дочки, чтобы у нее был настоящий Новый Год. А потом начали случаться чудеса за чудесами: электричество дали на целый день 31-го, папа достал все продукты из списка, мы успели все приготовить на самодельных электроплитках с мощными спиралями. Елочка переливалась лампочками. Ева обнимала Деда Мороза. Телевизор работал, и мы встретили Новый Год под бой курантов. Через полчаса выключили свет, видимо, запасы солярки для электростанции израсходовали на месяц вперед.
Но мы совсем не расстроились, потому что стол ломился от яств, а весь наш большой и многолюдный подъезд объединился и под свечи, керосиновые лампы и пианино веселился до утра.
В 1993 году мы переехали из Еревана в Донецк. Я устроилась учителем в школу. Все было новым: город, работа, квартира (пока съемная), друзья. У меня были десятиклассники. Спрашивают: "А вы елку уже поставили, Виктория Александровна?" "Да какая там елка! Мы же недавно переехали. Игрушки в Ереване остались."
И вот прихожу как-то после уроков домой, а возле двери стоит красавица елка и две большие коробки с игрушками. И нет ни записки, ни открытки.
Затащила дерево в квартиру. С Евой сходили в песочницу за песком. Набрали полное ведро, каким-то образом воткнули в песок елку. Украсили игрушками из коробок. До сих пор думаю: "Имела ли я право брать ту елку? Это взятка? Коррупция?" До сих пор не знаю, кто это был. Ведь не признался никто.
А на следующий Новый год не выдали учителям зарплату, всё обещали да обещали к праздникам, но что-то не сложилось тогда у губернатора Донецкой области Януковича. Денег опять не хватало. Даже на продукты к праздничному столу, не говоря уже о елке.
Ловит меня на перемене подруга ( учитель начальных классов ):
- Викулечка, родители для моих детей елку в классе поставили. 30-го у нас утренник.
- Поздравляю!
- И родители говорят, - продолжает подругаа.- Наталья Петровна, зачем все каникулы елка будет в школе одиноко стоять и осыпаться? Забирайте домой. Но мне, Викулечка, елка не нужна, я к родителям в Тельманово на Новый год уезжаю. Так что будет у вас с Евой елка.
Иногда стоял выбор: купить подарки к Новому Году, продукты или все-таки елку. В году эдак 1997-м выбор был сделан в пользу елки. Искусственные были по запредельным ценам, и мы с Евой отправились на рынок. На Колхозный рынок, что в центре Донецка. Пересмотрев все елки, быстро поняли, что денег у нас нет даже на самую елку-палку. "Ничего, Ева, - сказала я,- не расстраивайся! Наберем еловых веток и шишек и устроим икебану со свечами и новогодними шарами."
И опять случилось "вдруг". Подходят к нам два паренька. "Женщина,- обращаются ко мне в два голоса, - помогите елку выбрать, пожалуйста! Мы нашим девушкам елку выбираем. Вместе Новый Год будем встречать."
Почему бы не помочь? Пусть и "женщиной" обозвали. Мы помогли. Выбрали самую красивую. Они поблагодарили и пошли расплачиваться. А мы продолжаем ветки оценивать. Тут подходит продавец с пышной, высокой елкой. "А это вам!" - говорит. "Сколько?"- спрашиваю. "А те пареньки уже заплатили, сказали: для вас."
Я заметалась среди елок, оглядываюсь вокруг, ищу глазами благодетелей. Ева вцепилась двумя руками в елку, не может поверить в чудо, только командует: "Мама, беги на стоянку машин, они туда свою елку поволокли." Бегу на стоянку, а они уже елку к крыше машины привязали, посигналили нам и укатили вдаль. Мы даже "спасибо" не успели сказать. И как зовут их, не знаем.
В мире много добрых людей. И они умеют творить чудеса. И вы тоже сможете, надо только очень сильно захотеть. Особенно под Новый Год!
Добавить комментарий