К 80-летию Танглвудского музыкального фестиваля
Речь пойдет о Бостонском симфоническом оркестре, входящем в десятку лучших оркестров мира и о Тэнглвуде, летней резиденции этого оркестра в штате Массачусетс. Здесь же располагается музыкальный центр, в котором проходят мастер-классы по дирижированию.
Немного истории: в августе 1936 года на Беркширских холмах состоялось первое выступление Бостонского симфонического оркестра - и впервые под управлением Сергея Кусевицкого. В течение 3 дней на концертах побывали 15 тысяч человек. Зимой того же года оркестр получил щедрый подарок от потомков семейства Такони - родовое имение Тэнглвуд с огромными прилегающими к нему землями.
Летние музыкальные фестивали Бостонского оркестра стали традицией и всему музыкальному миру известны как Танглвудский музыкальный фестиваль.
Авторы очерка недавно побывали на одной из репетиций этого оркестра. Энергию и очарование фестивалю придало участие в нем одной из лучших пианисток современности Юджи Ванг (Yuja Wang).
Впечатление производит не только ее виртуозная игра, но и она сама: сесть за рояль в шортах и маечке - не каждый артист может себе позволить! Как тут не вспомнить строфу стихотворения Е. Евтушенко:
Большой талант всегда тревожит,
И, жаром головы кружа,
Не на мятеж похож, быть может,
А на началo мятежа...
Мы это к тому, что у наших сверхцеломудренных собратьев по перу с самого начала ослепительной карьеры Юджи смущал слишком длинный разрез её концертного платья. А разрез платья заставил смущаться едва ли не всех присутствовавших на концерте женщин. В ответ на ханжеские причитания 20-летняя Юджи тогда же заявила, что длинные платья будет носить после 40, и стала выступать в миниплатьицах, а то и в минишортах.
Но мы, осуждая ханжей от журналистики и музыки, сами рискуем попасть в их число, поэтому, не мешкая, переходим к содержанию репетиции.
Первой, как и большинство слушателей, мы ожидали услышать "Классическую симфонию"Прокофьева" - что соответствовало бы программе репетиции-концерта. Но после нескольких оркестровых тактов на сцене появилась пианистка, встреченная аплодисментами. Сказать бурными, продолжительными - значит, сильно рассмешить, читателей. Нет, это были аплодисменты... узнавания!
На прикосновение мастера клавиатура отозвалась изысканным звуком - то была медленная часть соль мажорного концерта Равеля. Часть публики, забыв, что находится не на концерте, а на его репетиции, стала свидетелем... музыкальной кухни. Не сразу сообразив, кто же автор произведения, любители музыки обращались друг к другу за разъяснениями.
Когда же зазвучал быстрый ритмичный финал с неожиданными джазовыми гармониями и звуковыми эффектами духовых, публика была совершенно обескуражена: это напоминало Гершвина, но был - не Гершвин!
Так чья же музыка сбила с толку искушенную публику? Это был Равель, но Равель, побывавший ко времени написания этого концерта в Америке и успевший подпасть под обаяние джаза. Познакомился он и с творчеством Гершвина, чья "Рапсодии в стиле блюз" произвела на французского композитора огромное впечатление.
Музыка закончилась, и мы обратили внимание на движение на сцене: несколько музыкантов покинули сцену и на ней появились спортивного вида молодые люди с рюкзаками за спиной и непривычными для симфонического оркестра инструментами в руках: то были тенор- и альт- саксофоны. По изменившемуся составу оркестра можно было догадаться, что следующим прозвучит долгожданная, любимая американцами музыка Джорджа Гершвина. Игра оркестра отличалась элегантностью и шармом,чему немало способствовала пианистка. Юджа Ванг внесла поэтичность, порой даже, осмелимся сказать, русскость в лирические эпизоды рапсодии. Недаром это произведение любили Рахманинов и Стравинский, которые, помимо новаторства, улавливали в интонациях что- то родное. И, видимо, не случайно: родители Гершвина были выходцами из России!
Вслед за эффектным финалом "Голубой рапсодии" необычайно тихо, как шелест листьев на окружающих деревьях, зазвучали первые такты оркестровой сюиты Стравинского "Жар- птица". Любопытно высказывание Рихарда Вагнера по поводу "тихого начала" музыкального произведения. Он считал, что "начинать с такой звучности опрометчиво. Начинать нужно громко, чтобы сразу овладеть вниманием слушателей, после этого с публикой можно делать что угодно". Стравинский этим советом австрийского коллеги пренебрег. Ему было чем завоевать внимание публики: красочность и пряность гармоний, новизна ритмов и изысканность оркестровки произвели в своё время потрясающее впечатление в Европе, а балет, на основе музыки которого и создана композитором оркестровая сюита, был назван "русским чудом".
Завершила программу прокофьевская "Классическая симфония". Ясность формы, прозрачность оркестровки, жизнерадостное светлое настроение музыки были созвучны июльскому полудню и красоте окружающей природы.
Важно отметить, что первая запись этой симфонии была осуществлена в 1929 году в Америке Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. 25- летнее сотрудничество оркестра с этим с дирижером принесло оркестру славу одного из лучших в мире, а также название "оркестра-аристократа Соединённых Штатов".
За дирижерским пультом данной репетиции стоял венесуэльский дирижер, 37-летний Густаво Гилемо. Его головокружительная карьера началась два года назад, когда он заменил в концерте Мариса Янсонса - руководителя Амстердамского Королевского Концертгебау. Как говорится в таких случаях, наутро он проснулся знаменитым и предложения посыпались со всех сторон.
Оркестр, казалось, с наслаждением следовал указаниям дирижёрской палочки, а мы, как зачарованные, следили за пластичными, почти балетными движениями рук харизматичного маэстро.
Добавить комментарий