Михаил Лавровский - известный советский и российский танцовщик, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской (1970) и Государственной премии СССР (1977).
- Рассказать о папе? С удовольствием!
Во-первых, в этом году его юбилей. И на моем столе, написанный мной, сценарий для юбилейного вечера, который прошел в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Участвовали все звезды Большого. Спонсоры не понадобились. Все принимали участие из большого уважения к отцу.
А во-вторых, мне так часто подчеркивают, что я мол, не Папа, что я даже к этому привык. Например, спрашивают:
- Как фамилия?
Отвечаю:
- Лавровский
Комментируют:
- Вы не Лавровский. Вы – сын Лавровского.
Шучу:
- Понятно. Запишу в паспорте: «Леонид Михайлович Сынлавровского.
Проблемы отцов и детей у нас не существует, наверное, потому, что мы находимся в разных профессиональных сферах. Я ставлю драматические спектакли. Он – как и дед – балетные. Мы не конкурируем. Более того, мне интересно с ним советоваться. Он профессионал высокого уровня. У него хороший вкус. Он ставит хореографию моих спектаклей. Иногда мы спорим. Но это дань творческому процессу.
Я тоже вношу вклад в его деятельность. Например, я преподавал у папы на курсе в ГИТИСе. Недавно мы вместе поставили пьесу Ибсена «Кукольный дом».
- Леонид, даже без проблем между отцами и детьми, родители пытаются «назидать». А у вас?
- Поучить. Поназидать. Это он обожает! Рассказать, что я неправильно живу! Что надо работать больше! Что не надо быть бездарем! Что то, что я делаю – еще не Дело. А суета сует и томление духа. Понимаешь? Мне не 15 лет! Каждый раз, когда он меня видит, - а видит он меня довольно часто, он говорит, что надо БОЛЬШЕ работать!
Я говорю:
- Слушай, я много работаю!
А он:
- Нет. Мало. Ты все время где-то тусуешься.
А ведь это не про меня. Всякие ночные клубы – это не мое. Я могу в кино сходить. В кафе посидеть, правда, до пяти утра. Это – пожалуйста. Но в злачных местах я не бываю.
Дискотеки, наркотики – я их вообще никогда в жизни не пробовал – я не участвую. Напиться? Ну…лет в 18-19, конечно, было интересно – гулянки с алкоголем. Но сейчас…это уже совершенно скучно стало. Но! В отношении тусовок папу не переубедить. Как и в отношении режима и здоровья. Тут такие назидания:
- Надо держаться режима. Так нельзя. А то ты щуплый, дохлый. Вон у тебя фигура хорошая, а на кого ты похож? На спирохету!
В таком плане он назидает много и упорно, - улыбается Леонид.
Отцы и дети. В скольких семьях есть подобные разговоры? – хотела написать я и подумала: «на сегодняшний день в редких». Потому, что и дети – имеют не только свой взгляд, как у Вертинского. Помните? «Им смешно. У них другое мненье. Ты, отец, ужа-асно устарел». А имеют и свою закрытую жизнь. Свои тяжелые пороки, которых не было у неидеальных, но нормальных родителей.
Семья Лавровских, на мой взгляд, идеальная. Я не преувеличиваю. Отец работал и работает над ребенком. И ребенок всю жизнь имел контакт с отцом. В то время, когда у других не было не только контакта, но и отцов.
- Конечно, - рассказывает Леонид, - как любой родитель, папа хотел вырастить порядочного, доброго и честного человека. Это у него получилось. Я бы хотел этих стандартов и придерживаться в жизни.
- В Большом, где работает твой отец подобные семьи, мне кажется, исключение. Я считаю, что в мире, где столько интриг – здоровая семья только у тех, где один из ее членов не танцовщик.
- Ну… не знаю.
- А как было в детстве? Успевал ли отец уделять тебе время?
В детстве он больше занимался моим спортивным воспитанием. Из-под палки я даже занимался зарядкой. Перепробовал по папиному совету, много видов спорта, которые все-таки выбирал сам. И остановился на фехтовании. Сначала фехтовал с папой.
- Здорово. Мало кому из мальчиков приходилось жить насыщенной жизнью вместе с отцом.
- Потом я пошел в спортивную секцию по этому виду спорта. Сейчас занимаюсь артистическим фехтованием. Это такой отдельный вид спорта. И могу сказать, что бронзу в России и два золота в Европе я получил.
- Учат ли этому в хореографическом училище?
- Я там не учился. Я закончил ГИТИС и Литинститут. Но знаю, чему учат танцовщиков и артистов. Раньше в хореографическом очень хорошо было поставлено фехтование. Сейчас – не знаю. А у актеров – оно просто блестящее.
В Щепкинском училище преподает мой товарищ – Иван Калинин, в ГИТИСе преподает – завкафедрой Владимир Ефремович Пивоваров. Артист. Каскадер. Серьезный профессионал, хороший педагог. Известный в стране.
В моей команде – актеры и несколько спортсменов. Они – абсолютные чемпионы Европы и мира. Наша школа артистического фехтования - ведущая в мире. В спортивном – дела обстоят чуть хуже, но не намного.
Любовь к фехтованию мне привил отец. До тех пор, пока Большой театр не закрылся на ремонт, мы приходили с ним в оружейный цех, мы брали шпаги, доспехи и фехтовали. Это не просто спорт, это романтика. Он читал мне «Трех мушкетеров». Мне нравится в этом история, рыцари меча и шпаги. Оружие бутафорское Большого театра было переделано из настоящего. Возможно, даже когда-то принимало участие в военных действиях. Любовь к театру, к оружейной романтике мне была привита именно там. Я сам себе завидую.
Лет в 12-13 отец принимал участие в моем спортивном воспитании и просто воспитывал. Было лето. У меня были проблемы в школе. Он занимался со мной в каникулы орфографией. Позднее, когда я готовился к поступлению в Литинститут, он диктовал мне диктанты.
По второму высшему у меня филологическая специальность.
И при этом у меня с орфографией русского языка очень сложно… У папы тоже не очень. Скажу по секрету, даже похуже, чем у меня. И тем не менее, он как-то в одно лето со мной занимался диктантами.
И я даже написал экзамен хорошо. На три, - улыбается Леонид.
- У папы хватало терпения? Спокойный ли папа человек?
Подумав, Леня говорит:
- Папа?.. Нет…Папа спокойный человек. И даже мягкий… Если его не доводить. А если его довести…То… «пиши пропало».
- Например?
- Его можно долго пилить. Точнее, пытаться что-то объяснить. Он будет так молчать… Ну, вот, Даша, как медведь… Ты представляешь себе – медведь спит. Ты кидаешь в него камешки, кидаешь. И вдруг он проснулся. Ну… все! Ну да! Проснулся уже, - улыбается Леонид.
Я, наверное, в него. Я в отношении людей неблизких – начальства, студентов – могу быть мягким и терпеливым. Но в какой-то момент зашкаливает! Ну-у-у! Тут лучше под горячую руку не попадаться. Как и у папы. А рука у него – «дай боже»! Бьет два раза. Один раз в челюсть. Второй – по крышке гроба, - шутит Леонид. И добавляет:
- Нет, нет. Он так… Не очень. Как многие, раздражительный. И себе на уме. Если утром куда-то выходит, и к нему обратиться по какому-нибудь вопросу: «Не мешай! Я сейчас что-нибудь забуду!». Сын отлично имитирует голос отца.
- Да! Есть еще особый момент. Иногда – когда собирается выходить из дома или что-нибудь ищет, отвлекать его настолько нельзя, будто сейчас что-то взорвется. Я бы назвал эту манеру – общаюсь, когда Я хочу общаться, и это надо всячески уважить. А когда я хочу – это его не волнует. Не. Не. Это почти шутки. Ведь это женское дело – негодовать, метать. Мужчина не должен быть такой. Хотя вспылить мужчина может. Вот, в Лондоне у него однажды случился роман. И что-то ему там не понравилось. Он об ограждение на Трафальгарской площади швырнул бутылку. И в полицию чуть было не попал. Так бывало… И бывает.
- А как это было в твоем детстве?
- Да так же. Например. Однажды, с семьей друзей мы отдыхали в Серебряном бору зимой. Мы с моим товарищем побежали куда-то. Нашли горку. Стали кататься. Родители и не заметили, и не поняли – куда мы побежали. Пропали мы надолго. Прибегаем. К нам бросаются папа Вани и мой! Ванин папа только и сказал ему: «Так больше не дела!». А мой взял ремень и выдал мне витамин Р. Я помню это до сих пор, потому что мне не столько было больно, сколько я не понял: почему Ваня получил «три года условно», а я – «пожизненное», - улыбается Леонид. Вот тебе и «отцы и дети», - добавил он.
- Ну давай поближе к мажорности, - сказала я. Отдыхали вы вместе?
- Да, в Испании. Наше побережье я не знаю. Даже, к моему стыду, в Сочи не был.
- Ну, ты же понимаешь, что это несерьезно, - вставила я, - в наше свободное время – это к стыду тех, кто не бывал в Испании.
- В Испании я вырос. Там дед. Мамины родственники. Она – испанка. Не чистокровная, но испанка. А моя старшая сестра – дочь от ее первого брака – чистокровная испанка. Вот этим летом мы совершили поездку по Европе. Представляешь? Прямо от нашего дома в Москве - через Италию и другие страны - прямо к дедовым воротам. Папа, как и я, считает, что все это нужно делать. Для души. Несмотря на то, что это очень дорогое удовольствие. Мы едем. Останавливаемся в приличных гостиницах. У нас в семье так заведено. Нам важна атмосфера ambiente. Как говорит мама – амбьентэ. Я имею в виду, когда обстановка не такая, где газетка на столе и свечка в пятилитровой банке. Атмосфера для нас - это совокупность факторов. Люди, которые нас окружают. Даже то, чтобы хорошо было не только у нас, но и у соседей. Ведь если кому-то плохо, никто из нас не будет чувствовать себя комфортно.
В Испании моему папе в последние 15 лет лучше всего сочиняется в одном и том же отеле наших друзей. Он каждое лето сидит в баре, и к нему там приходит муза. Он человек достаточно нелюдимый, садится за столик. Он чувствует себя Хэмингуэем. И ему приятно, что на некотором расстоянии люди. В Москве атмосфера может быть напряженная в таком месте.
Атмосферу создают хорошие, приятные, интеллигентные люди вокруг. Духовный мир тонок и ценен! А чтоб копить деньги и купить на них себе «Mercedes» или «Rolex»... Копить, недоедая или где-то вырвать – этого я не могу себе представить даже в страшном сне. Папа воспитывал меня так, чтоб я не был поведен на материальных ценностях. В этом году я купил себе маленькую машину. Мог бы большую. Но очень доволен своей. Много плюсов и удобно парковаться.
А вот папа утверждает, что ему нравится - на метро. Иногда его попутно «подбрасывает» знакомый таксист. И в метро никто даже не догадывается, что он известный человек. Лауреат высоких государственных премий. Ты знаешь - о том, что сейчас называется пиаром, но, видимо, всегда существовало, он даже никогда не знал. Не рекламировал себя. На такое явление не обращал внимания. Это Артист. Артист без интриг и скандалов. А это – не так просто в Большом. Ведь по сравнению с драматическим театром, в балетном склоки помощнее. Видимо, дает о себе знать профессиональная конкуренция из-за того, что золотой век балетных артистов короток.
- Я тоже это заметила, общаясь с балетными. Даже по выражению лиц исполнителей на сайте Большого. Особенно, кордебалета. Помнишь, как в старинных строках романса «Я знаю этих маленьких актрис. Настойчивых, лукавых и упорных. Фальшивых в жизни, ласковых в уборных».
- Да! Да! Я тоже знаю. Но это зависит и от человека. Даже точнее, от его генетики. Если он самодостаточный - к нему ничего не липнет. Если человек морально тщедушный, склочный, то вне зависимости от талантов, он будет оставаться таковым. Я знаю и среди премьеров и премьерш людей, с которыми мне не хотелось бы общаться. Но их единицы. А вот среди молодежи больше нормальных людей. Потому, что им не до склок. Особенно, если они не гоняются за деньгами, как семейные молодые артисты. Молодежь живет насыщенной творческой жизнью. Многие участвуют в бездоходных творческих проектах. А не снимаются в дешевках за деньги. От таких людей я не слышал гадостей в сторону своих коллег. Например, солистка кордебалета Аня Нахапетова. Ведь замечательная актриса, кроме того, что балерина! Участвует в драматических спектаклях. Готовит новые роли. Снимается в хорошем кино. Мой отец занимал ее в своем балете «Нижинский». А ведь в таких постановках не столько важны балетные трюки, сколько важен актер. Я особенно ценю актерское начало. Аня с нами ездила в Париж на гастроли. А ведь там искушенная публика. Коллектив выступал в театре Пьера Кардена. И их замечательно приняли зрители. В любом исполнительском искусстве важен человек. Если человек, прежде всего – личность, то это выражается во всем. Если это не личность, что тут обсуждать?!
- Какие основные черты твоего отца ты бы выделил?
- Он человек трудолюбивый. В свои 70 лет он дает класс в 10 утра. Приезжает к девяти (с учетом того, что приезжает из-за города общественным транспортом). Ему надо разогреться и быть готовым к репетиции. Иногда, выходя из дома, он заходит в Храм. Тогда выходит еще раньше.
В назидание папа часто говорит: «Не надо смотреть на то, как получается у других. Мы все по-разному одарены. Важен результат. А не то, как вы готовились к этому.
Папа говорит, что у него были коллеги, которым на гастролях, например, в США, очень хотелось смотреть город, пить кока-колу. Они могли это делать спокойно. Потом выходить на сцену и получать признание. Он же не мог себе это позволить. Оставался у станка. И несколько раз репетировал. Надо делать свое дело. И учитывать – успех это не когда у другого не получилось, а когда у тебя получилось. Залог папиного успеха – большое трудолюбие.. Это редкий пример не только для меня, но и для моих ровесников.
Он не интриган. Он традиционных взглядов на женщин. Я не хочу обижать в Большом, тех, которые все время пытаются мне что-то рассказать. Пусть они об этом меньше разговаривают. А папа из того поколения, которое занималось исключительно своей профессией и в подтасовке бюллетеней, скажем так, замечено не было.
- Леонид, а кто ваши друзья и кто ваши враги?
- Ну что! Друзей много. А врагов… Зачем считать врагов? Зачем тратить время на малоинтересных людей? Знаешь, я бы разделял людей не на друзей и врагов, а на интересных и не интересных МНЕ тебе людей. С таким кредо я живу. Такое у меня отношение к жизни.
Меня тоже окружает зависть и злоба. Ситуации, в которых пересекся со злыми по отношению ко мне людьми, я не воспринимаю такими, как они есть. А как смешные истории. Я не могу им ответить, потому что не могу их мотивацию понять. И в таких ситуациях я просто промолчу. А потом не стану общаться. Ведь посмотри – что такое враги? Просто каждый человек хочет сделать себе лучше. И, когда ваши интересы расходятся, это уже игра без правил. Но кто выиграет, тот независимо от морали «на коне». Я – не обижаюсь. Я стараюсь понять. Так меня воспитали. В том числе и папа. Учитываю я и то, сделана ли гадость сознательно или человек не ведал, что делал. Зачем мне потом его извинения?! Но учитываю. Бывает, что по работе я обязан сталкиваться с тяжелым для меня человеком. Надо так надо. И зачем я буду это обсуждать?!
- Ты человек прямой.
- Да! Я очень прямой человек. Если мне нравится девушка, я прямо говорю: «Ты мне нравишься!!». А не буду говорить: «В Сомали сегодня дожди, поэтому мне надо пройтись с тобой под зонтом». Ты понимаешь, о чем я…
Добавить комментарий