Америка глазами россиянина. Наша шпага в Америке: семья Демирчян

Опубликовано: 18 января 2017 г.
Рубрики:

 

 Из мемуаров «Зигзаги судьбы»

 Эдуард Демирчян, тесть нашего старшего сына Рубена, у себя на родине, в Армении, был мастером спорта по фехтованию, заслуженным тренером СССР. Он готовил сборную Армении, воспитав не одно поколение чемпионов Советского Союза. Естественно, не забывал и о своих детях – Нане (нашей невестке) и ее брате Гагике, сумев привить им с малолетства любовь к этому изысканному и филигранному виду спорта. Наравне с остальными фехтовальщиками Нана и Гагик принимали участие в соревнованиях, повсюду сопровождая отца. По окончании школы каждый из них избрал свой собственный путь. Нана – филологический факультет Ереванского государственного университета. Гагик – экономический факультет того же университета.

 И вот все мы оказались в Соединенных Штатах Америки. Первыми перекочевали за океан Рубен с Наной, еще до рождения их первенца. Затем приехал Гагик. А где-то через пару лет – их родители и мы (я, муж и младший сын Карен).

Эмиграция, как всем нам, здесь живущим, хорошо известно, штука далеко не сладкая. Судьбы у всех складываются по-разному, но в целом развиваются по одному сценарию: первоначальный шок, растерянность, метания, трудности, лишения... и постепенное, зачастую болезненное обретение себя – заново. Поскольку Гагик и Нана, пройдя все эти этапы, не только сумели обрести себя заново, но и, в известном смысле, учат по-новому жить американцев, мне и захотелось рассказать об их опыте.

 У Наны вскоре после переезда родился сын, Христик, а через три года – дочка, Сонечка, и ей, естественно, было не до поисков работы. Единственным кормильцем в семье долгое время оставался Рубен, прошедший все вышеобозначенные этапы, прежде чем сумел открыть свой бизнес, и не один.

Судьба Гагика складывалась весьма своеобразно. Поначалу он хватался за любую работу. Был сторожем в частной домовой ассоциации, грузчиком на почте, продавал и чинил часы в магазинчике бейрутского армянина. Но даже на этом, самом сложном этапе, были у него свои радости и удовольствия. Сын того бейрутского армянина подружился с Гагиком и на уикенды приглашал его с собой на прогулку – по воздуху. У него был небольшой частный самолет, и вместе они раз за разом облетели всю Калифорнию и соседние штаты. Так что у Гагика была возможность обозревать свою новую среду обитания свысока.

 Проезжая как-то на машине по улице, он увидел вывеску с рапирой. Сердце профессионального фехтовальщика ёкнуло. Припарковался у обочины и, затаив дыхание, пошел на зов сердца. Он попал в главный фехтовальный клуб Лос-Анджелеса – Westside Fencing Center. Проверив после короткой беседы, на что он способен, хозяин тут же предложил ему работу тренера. Но у Гагика в ту пору не было ни знания языка, ни вида на жительство, а следовательно – и права на работу. Поэтому, тоскуя по шпаге, он согласился по вечерам тренировать бесплатно. (Дневные часы были заняты работой в магазине часов.)

С того дня он не только тренировал, но и выступал за клуб на соревнованиях, хоть на это тоже не имел права. Дважды, узнав, что он нелегал, его снимали с соревнований. Хозяин клуба решил эту проблему. Сам оформил необходимые бумаги, сам за него поручился. Так Гагик получил заветную грин-карту. А потом и гражданство.

Как-то раз его как спортсмена-фехтовальщика пригласили на Universal Studios сняться в рекламном ролике. «Это было классно! – вспоминает он с ностальгической улыбкой. – Два часа съемок, и целый год потом почтальон регулярно приносил мне чеки – от каждого проката. Тысяч сорок, в общей сложности набежало».

 Фехтование – прерогатива средневековой знати, одна из «семи благородных рыцарских страстей» – в Америке не пользовалось популярностью и как спорт было развито очень слабо. Но после выхода на экраны фильма «Маска Зоро» в 1998-м (с Антонио Бандерасом и Энтони Хопкинсом в главных ролях), количество желающих приобщиться к шпаге выросло в разы. Причем в клуб к ним приводили своих детей крупные бизнесмены, кинозвезды и известные голливудские режиссеры (в их числе Мадонна, Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон).

И где-то к 2000-му году этот практически новый для Америки вид спорта начал быстро набирать обороты. Конечно же, не только благодаря подражательному рефлексу зажиточных американцев, а, в первую очередь, как ни парадоксально это звучит – из-за развала СССР, вызвавшего мощный отток за рубеж умов и специалистов всех мастей. Лучшие тренеры и мастера шпаги, эмигрировавшие в США, занимали в фехтовальных клубах страны ключевые позиции. Регулярно начали проводиться соревнования. Если совсем недавно на международных чемпионатах по фехтованию с трудом набиралось человек семьдесят американцев, то теперь их уже были тысячи.

 Но Гагика ждал совершенно неожиданный вираж Судьбы, на время увлекший его в сторону от любимого дела. Один из его учеников попросил позаниматься с ним отдельно, на дому. Как-то, в перерыве между занятиями, разглядывая фотографии на стене, Гагик сделал пару комментариев. (Сам он с детства увлекался фотографией – всего лишь как любитель.) Услышав их, вышел отец мальчика, побеседовал с Гагиком и с места в карьер предложил ему поработать фотографом... или оператором на его компанию. Пытаясь скрыть удивление, Гагик не раздумывая согласился.

Оказалось, что попал он к известному американскому хирургу Мартину Шапиро, компания которого специализировалась на том, что записывала на DVD операции светил хирургии. В течение года или двух вместе с Шапиро Гагик объездил без преувеличения весь мир. Вот что сам он по этому поводу рассказывал:

- В Китае, к примеру, есть специалист по трансплантации почки, использующий свой собственный метод. Мы летим к нему, я снимаю на камеру операцию во всех деталях, потом делаю монтаж и записываю на DVD. Другой светила, в Японии, делает виртуозно трепанацию черепа. Мы летим на операцию к нему. Третий – где-нибудь в Европе, применил новую технологию при имплантации сердечного клапана. И так далее. Один раз за неделю я слетал, не поверите – в Италию, Бельгию, Китай, Тайланд, Японию и Швецию... Ну а потом Шапиро собирал всех этих «светил» в какой-нибудь стране на симпозиум. Я им показывал на большом экране отснятые мною операции, они их сообща просматривали и начинали обсуждать – критиковали или хвалили друг друга, давали советы, спорили. Компания продавала DVD колледжам, высшим медицинским школам, больницам разных стран как наглядное учебное пособие. В этом и заключался ее бизнес.

Работа, что называется, не бей лежачего – интересная, необычная. Только скоро она начала Гагика тяготить: «Никакой личной жизни, – жаловался он. – Да и тренировки страдали. Ученики роптать начали. Они ведь, когда привыкают к тебе, к другому тренеру ни за что не пойдут». Вираж судьбы закончился сам собой – бизнес Шапиро накрылся. С 2001-го, напуганные трагическими событиями 11 сентября, светила медицины отказывались летать на симпозиумы.

 Гагик вернулся в Westside Fencing Center. Но клуб терпел финансовые трудности, связанные с арендой помещения. Обретя уверенность в себе и войдя, что называется в силу, Гагик Демирчян вместе с двумя товарищами-фехтовальщиками – Дэниэлом Костиным из Румынии и Михаилом Иткиным из Украины, надумали открыть собственный клуб, объединив свой капитал и усилия. И открыли. В 2003 году. Их новый клуб получил название: «Интернациональный фехтовальный центр Лос-Анджелеса» (LAIFC).

Они сняли просторное помещение, площадью в 22 тысячи квадратных футов, и практически все сделали собственными руками. По словам Гагика, им не пришлось даже размещать рекламу для привлечения желающих – все их ученики из Westside Fencing Center сами перешли в их клуб вслед за своими тренерами.

За короткий срок LAIFC стал крупнейшим фехтовальным клубом Калифорнии. В американской прессе можно было прочесть о нем следующее: «The Los Angeles International Fencing Center is one of the largest and most successful fencing studios in the United States» – что клуб этот один из крупнейших и наиболее успешных в США.

В него записываются люди самых разных возрастов – от 7 лет до 70. Те, что уже не дети – для удовольствия, для души, для поддержания формы. В общей сложности в клубе четыре сотни членов, и все в основном американцы.

Упомяну лишь об одном ученике Гагика – Сорене Тонпсоне. Мальчик (теперь уже взрослый молодой человек) живет в Сан-Диего, в двух с половиной часах езды от Лос-Анджелеса. Родители привозили его на тренировки, длившиеся всего 20 минут, три раза в неделю, не пропустив ни одной. И так десять лет. Сорен стал первым учеником Гагика в Америке, принявшим участие в чемпионате мира 2000 года – на Кубе, в Гаване. И дошел до финала, что было для Америки невиданной победой.

За первые четыре года своего существования LAIFC дал Америке трех олимпийцев, чем не мог похвастаться до этого ни один другой клуб. На Олимпийских играх 2004 года в Греции Сорен Тонпсон побил первую шпагу мира Альфреда Ротера, после чего Гагику предложили стать старшим тренером сборной США по фехтованию. И он им стал, тренируя сборную (по шпаге) у себя в клубе. (Два других старших тренера, по рапире и сабле – тоже выходцы из СССР.)

А еще три года спустя сборная Гагика Демирчяна вошла в четверку лучших команд мира.

Когда наши внуки, Христо и Соня, немного подросли, подключилась к тренерской работе и Нана, вспомнив прежние навыки и обретя в Америке свое крепкое, прочное место. А вместе с нею ездили в клуб и ее дети, с удовольствием приобщаясь к семейному виду спорта. В своей работе Нана (Нарине Демирчян) добивается блестяших результатов. Так, на чемпионате мира 2015 года, в разряде кадетов, ее ученица заняла третье место (бронзовая медаль).

В числе восьми тренеров клуба Нана - единственная представительница женского пола. Есть еще и девятый член тренерской команды – Эдуард Демирчян, их старший консультант и наставник. Несмотря на то, что года три назад он отметил свое восьмидесятилетие, он по-прежнему садится за руль и регулярно, несколько раз в неделю, отправляется в клуб (а это почти час пути в один конец) тренировать молодых фехтовальщиков, готовя их к соревнованиям. Тренировал он и своих внуков.

Теперь уже ни одно соревнование, в какой бы стране оно не проходило, не обходится без участия LAIFC. И все тренеры постоянно находятся в разъездах, сопровождая своих учеников. Собственно, говорить за всех не берусь, но, поскольку Нана наша невестка, то знаю наверняка, что редкую неделю она не вылетает в ту или иную страну, в тот или иной штат Америки.

Сегодня LAIFC входит в первую пятерку ведущих клубов мира. На чемпионате мира 2017 года, который пройдет в Болгарии, в городе Пловдиве, в составе сборной Америки (юниоров) под первыми номерами будут выступать ученики Гагика и Наны – соответственно Джастин Ю и Кэтрин Никсон, капитан команды.

 Ученики клуба, помимо удовольствия от занятий и участия в соревнованиях, получают и еще один дополнительный стимул-бенефит. Владение шпагой, как элитным и редким (для Америки) видом спорта, в почете здесь в любых учебных заведениях, включая самые престижные.Yale, Harward, Colombia, Princeton, Stanford и т.д. с удовольствием принимают членов клуба LAIFC на стипендию, по программе scholarship.

Так что труд и целеустремленность всегда и везде проложат себе дорогу. Чем иные из нас хуже зеленого ростка, на пути к свету пробивающего асфальт!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки