Скандал из-за интервью Басаева на Эй-Би-Си

Опубликовано: 19 августа 2005 г.
Рубрики:

Влиятельная американская организация “Комитет защиты журналистов” выступила с критикой решения министерства иностранных дел России лишить журналистов американской телекомпании Эй-Би-Си возможности интервьюировать представителей российского правительства и не возобновлять аккредитацию этих журналистов. Такое решение было принято министерством в ответ на интервью с Басаевым, показанное в передаче Эй-Би-Си “Найтлайн”. Я связался с “Комитетом защиты журналистов”, а также попросил прокомментировать событие американского специалиста по американо-российским отношениям.

У вице-президента вашингтонского Совета по американской внешней политике Кайла Паркера смешанное отношение к истории с интервью:

— Мой взгляд на инцидент с Эй-Би-Си, если взять эту историю отдельно от общей политики российского правительства в отношении средств массовой информации, скорее отрицательное. Я считаю, что компания Эй-Би-Си совершила ошибку, показав интервью с Басаевым. И реакцию Кремля можно было предвидеть. Я повторяю, эту историю надо отделить от других. Конечно, в России правительство пытается взять под свой контроль средства информации, особенно телевидение. Газеты пока, в общем, способны давать более широкую и менее подрезанную властями информацию. Но для интервью, которое Бабицкий взял у Басаева, Эй-Би-Си выбрало не лучшее время: как раз накануне годовщины трагедии в Беслане, той трагедии, инициатором которой был Басаев. Да, с одной стороны, Эй-Би-Си — частная информационная корпорация, которая вольна делать то, что считает нужным, согласны мы с этим или нет. Но с другой, в этом ещё трудно убедить российскую общественность. Люди в России видят, что одна из ведущих американских телекомпаний показывает интервью с террористом, а берёт это интервью журналист американского радио, финансируемого американским правительством. Я думаю, всё это достойно сожаления. Представьте себе американскую реакцию, если какая-нибудь российская телекомпания покажет в эти дни интервью с Бин Ладеном! Мы бы тоже были возмущены этим. Путин отчасти прав, когда обвиняет нас в двойном стандарте. Отчасти. Если бы Бин Ладен выступил по российскому телевидению сейчас, мы бы восприняли это как пощёчину со стороны России. И конечно захотели бы узнать у журналиста, где находится террорист номер один. Мы бы не слишком церемонились с правом журналиста сохранять тайну источника информации, потому что идёт война и мы живём по законам военного времени. Интервью Басаева — сложный вопрос. Тут и право предоставлять и распространять информацию, но и благоразумие, предусмотрительность, ответственность за публикуемую информацию. Я лично разочарован некоторой чёрствостью, проявленной нашей прессой по отношению к россиянам, пережившим Беслан, точно так же, как я был разочарован реакцией Думы, правительства и прессы России по отношению к нам, пережившим теракты 11 сентября. За трагедией в России и в Америке стоят террористы. Неважно какие, неважно, как они себя называют. Кроме всего, мы знаем, что интервью Бабицкого с Басаевым по Эй-Би-Си было задержано и отложено на какое-то время, пока не прошёл Саммит Большой Восьмёрки. Этот факт показывает, что американское правительство может как-то влиять на частные информационные компании.

Письмо “Комитета защиты журналистов”, адресованное лично министру иностранных дел России Сергею Лаврову и посланное также в ООН, в международные правозащитные организации, в ассоциации журналистов, российскому послу в США и американскому послу в России подписала директор “Комитета” Энн Купер. Вот что она рассказала:

— Мы выразили в письме министру иностранных дел Лаврову наш протест не только по поводу мер, принятых против Эй-Би-Си, а по поводу целого ряда действий, ограничивающих свободу печати то ли путём отказа в аккредитации иностранным журналистам, то ли в получении визы на въезд в Россию. К таким мерам министерство иностранных дел прибегает явно для того, чтобы наказать журналистов, которые дают независимую информацию о Чечне.

— Вы видите в этом общую и целенаправленную политику российского правительства по отношению к средствам массовой информации?

— Совершенно верно. Кремль в последние годы становится всё нетерпимее к критике в свой адрес. Особенно, если это касается конфликта в Чечне. Мы видим, как в России используют правовые механизмы для того, чтобы блокировать возможность журналистов информировать общественность о действительных событиях в Чечне. Теперь, когда министерство иностранных дел лишит корреспондентов Эй-Би-Си аккредитации, они не смогут информировать не только о Чечне, но о России в целом. Это просто мстительные меры против американского телевещания.

— А в США нет случаев ограничения свободы в работе журналистов?

— Американское правительство, российское правительство, как правительство любой другой страны хочет контролировать информацию, жалуется на действия прессы, пытается помешать публикации каких-то материалов... Для этого используются разные методы контроля. Но разница между тем, что происходит у нас, и в России, в том, что российское правительство пытается использовать для этого закон, суд, право, с помощью которого не дают независимым журналистам попасть в Чечню. А если последующие корреспонденции не нравятся российским властям, журналистов наказывают за публикации. Американское правительство может жаловаться на репортажи журналистов, выражать своё недовольство, но не прибегает к правовым методам блокирования свободы передвижения журналистов, не наказывает журналистов отказом в аккредитации.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки