Исполнилось 40 лет с того дня, как группа “Битлз” впервые приехала в Америку и собрала на нью-йоркском стадионе 55 тысяч зрителей — невиданное до тех пор количество любителей популярной музыки.
В наши дни, 40 лет спустя, нью-йоркские газеты называют тот концерт на стадионе “Шей” историческим, сформировавшим целое поколение и изменившим музыкальный бизнес. Нью-йоркская “Дейли Ньюс” утверждает, что в тот вечер Джон, Пол, Джордж и Ринго превратились из поп-группы в легенду.
Импрессарио Сид Бернстин, взявший на себя ответственность за приглашение группы “Битлз” в Нью-Йорк и организацию концерта вспоминает, что Джон Леннон сказал ему как-то: “Знаешь, Сид, я тогда на стадионе “Шей” почувствовал себя, будто на самой вершине горы”. Ныне 87-летний, Сид Бенрнстин утверждает, что ни на минуту не сомневался, что стадион будет переполнен. “Менеджер группы Брайен Эпштейн не был в этом уверен, но я сказал ему: я дам тебе по 10 долларов за каждое свободное место”.
Вёл тот концерт диск-жокей радио XM Кен Майклс: “Только тогда, в Нью-Йорке, парни поняли, насколько они популярны, — вспоминает он. — До того концерта музыканты никогда не собирали такой стадион. И вся музыкальная индустрия перевернулась. Бизнесмены поняли, что может дать популярная музыка”.
А вот что пишет журналист и писатель Ларри Кейн, единственный из американских журналистов, сопровождавший “Битлзов” в их американском турне: “Они прилетели на вертолёте. И как только они приземлились, весь стадион так завизжал, что мы все чуть не оглохли. Этот крик и визг не прекращался и во время игры. Ринго не слышал, что ребята поют и иногда выстукивал ритм совсем других песен”.
Тот вечер наложил отпечаток на всю жизнь многих подростков, попавших на концерт. Среди них был Дон Скардино, который недавно написал и поставил на бродвейской сцене спектакль “Леннон”.
Этот бродвейский спектакль — музыкальная биография Джона Леннона, сделанная с одобрения и под наблюдением его вдовы Йоко Оно и составленная из высказываний и песен самого музыканта.
Режиссерский ход, по которому на сцене сразу несколько Леннонов, вполне приемлем. Иногда, чтобы стать “Ленноном”, актеру достаточно получить от другого “Леннона” очки. Актерский ансамбль составлен из 9 очень талантливых исполнителей с прекрасными голосами.
Штрихами отмечены приметы времени. Дело, заведенное на Леннона ФБР, угроза депортации иммигранта из Америки в Англию, борьба за гринкарту в суде... Возникает ощущение, что мы смотрим семейный альбом. Сложные чувства вызывает идеализация Йоко Оно. Собственно, Джон Леннон показан как бы её глазами. И показан фактически без группы Битлз. Однако, как бы автор и режиссер Дон Скардино ни пытался показать, что Йоко Оно боролась за свою любовь к Леннону, и этим все оправдано, все же появляется мысль, не сыграла ли эта любовь роковую роль в жизни музыканта. Разрыв с другом Полом МакКартни, распад группы “Битлз”, увлечение политической борьбой — все это как-то связано с Йоко. Она хотела и добилась того, чтобы он принадлежал только ей... при его жизни и после его смерти. Джон Леннон был убит 8 декабря 1980 года при выходе из здания “Дакота”, где он жил. Ему было 40 лет.
Создатель некоммерческой учебной передвижной автобусной студии звукозаписи имени Джона Леннона, возникшей в 1998 году, Брайен Ротшильд сказал мне:
— Тот концерт 40 лет назад принёс песни “Битлз” в Америку и навсегда изменил отношение американцев к музыке, к культуре, даже к политике. Ливерпульская четвёрка появилась в Америке тогда, когда мы ещё не пришли в себя после убийства президента Кеннеди, когда страну лихорадило из-за проблемы гражданских прав... Поначалу казалось, что группа “Битлз” решила развеселить нас, отвлечь от уныния и пессимизма. Их музыка принесла нам надежду. Я бы сказал, что их приезд в США был важнее для американцев, чем для самой группы “Битлз”.
Добавить комментарий