Борис Пастернак был истинный поэт, посему пользовался успехом у женщин, но не у всех. В частности, его любовь отвергла Ида Высоцкая, не родственница Владимира Семеновича, конечно, а родная дочь одного из богатейших людей России тех времен, поставщика различных сортов чая в Россию Давида Высоцкого. Магазин "Чай" по сей день находится в Москве на Мясницкой улице (бывшая улица, Кирова) - это красивое здание темно - розового цвета с лепниной и позолоченными потолками.По правую руку этой улицы можно дойти аж до Красной площади.
Причиной отказа Борису стала гибель на одном из фронтов Первой мировой войны ее жениха, с которым она была помолвлена. "Вы хороший (а с Борисом Пастернаком они так и не перешли на "ты"), но помолвка с Сережей - для меня, Боря, непреодолимая преграда..."
А он, Боря, был готов к браку: "Я вздрагивал, я загорался и гас, я трясся, я сделал сейчас предложенье..." Предложение Бориса было отвергнуто Идой по упомянутой мною чуть выше причине. Тогда у Бориса впервые мелькнула мысль о самоубийстве...
Спустя многие годы Ида Давидовна пожалела о том, что отвергла предложение Бориса Пастернака стать его женой.
Теперь о трех музах поэта. Первой (а на самом деле, второй после Иды Высоцкой) стала художница Женя, Евгения Лурье. Они познакомились в 1922 году, а в 1923 поженились. В сентябре того же года у них родился сын Женя. Вот как об этом писал его отец, поэт Борис Пастернак:
Я бедствовал. У нас родился сын.
Ребячества пришлось на время бросить.
Свой возраст взглядом смеривши косым,
Я первую на нем заметил проседь...
Напомню читателям, что родился Борис Леонидович Пастернак в Москве в 1890 году. Его родители одесситы: художник Леонид Осипович Пастернак и пианистка Розалия Исидоровна Кауфман. В 1889 году они перебрались из Одессы в Москву. Я всегда удивлялся и до сих пор удивляюсь их какому-то гениальному предчувствию судьбы их первенца. Представьте себе такую фразу: "Великий русский поэт Борис Пастернак родился в таком-то году в Одессе," Смех, да и только...
Забегая вперед и рискуя показаться нескромным, скажу, что с Евгением Борисовичем Пастернаком и его женой Еленой Владимировной мы были дружны около сорока лет.
Вернемся, однако, в дом молодоженов Евгении и Бориса Пастернаков. Первый свой брак Борис Леонидович назвал случайным. Причины его распада были, на мой взгляд, следующие: абсолютная бесхозяйственность Евгении Владимировны (ее неумение даже сварить кашу - этим занимался муж), а также сильно завышенная самооценка своего художественного дара и абсолютное непонимание степени таланта, если не гениальности, мужа.
Другом зрелости и более поздних лет Пастернака был выдающийся пианист Генрих Густавович Нейгауз, женатый на своей ученице Зинаиде Еремеевой, в замужестве Нейгауз...
Получилось так, что Борис Леонидович и Зинаида Николаевна полюбили друг друга, несмотря на то, что у каждого были семьи, а у них - дети: у Зинаиды Николаевны Адриан и Стасик, у Бориса Леонидовича - Женя.
Существование новой семьи стало возможным, благодаря получению Пастернаком квартиры в доме в Лаврушинском переулке и дачи в писательском поселке под Москвой в Переделкине. Однако жизнь новой семьи омрачалась тяжелой болезнью старшего сына Зинаиды Николаевны Адриана Нейгауза...
Подхожу к самой, наверное, романтической любви зрелого Пастернака к Ольге Ивинский. Они познакомились в редакции журнала " Новый мир" в 1946 году, где Ольга Всеволодовна работала редактором в отделе поэзии. Обоих сразу потянуло друг к другу. Пожалуй, стихи Пастернака, посвященные возлюбленной, стали вершиной отечественной и мировой поэзии. Вот, навскидку, одно стихотворение Пастернака, обращенное к Ольге:
Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье.
Дай запру я твою красоту
В темном тереме стихотворенья.
Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.
Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.
Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.
Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?
Однако самым знаменитым стихотворением, вдохновленным возлюбленной, стало стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" (более известное как "Свеча горела...")
За свою любовь Ольга Всеволодовна заплатила сполна: дважды была арестована и дважды ей пришлось хлебать лагерную баланду. 30 мая 1960 года великого поэта не стало. Скандал, связанный с присуждением ему Нобелевской премии по литературе 1958 года, сделал свое дело: помимо инфаркта у него обнаружили неизлечимое заболевание легких.
После его смерти Ольга Всеволодовна написала книгу воспоминаний "У времени в плену". Она читается с огромным интересом, несмотря на многие неточности, допущенные автором.
Пару недель назад я посмотрел замечательный спектакль Ирины Волкович "Поверх барьеров, или три любови Бориса Пастернака". От него я и отталкиваюсь в этих заметках.
Расскажу о своем знакомстве с Евгением Борисовичем Пастернаком. Познакомился я со старшим сыном Пастернака, будучи студентом Московского энергетического института, а Евгений Борисович работал в нем доцентом, преподавал на другом факультете. Но кто- то мне сказал о сыне Бориса Пастернака, и я не преминул спуститься со своего четвертого этажа на третий, где и располагался ФАВТ- дабы в расписании студенческих лекций найти фамилию Е.Б.и завязать с ним знакомство.
Чуть позже, в первом интервью мне, Евгений Борисович скажет, что стоял однажды в коридоре одного из корпусов МЭИ и, понурив голову, выслушивал нравоучение секретаря парткома института о том, как надобно вести себя сыну по отношению к затравленному к тому времени отцу: "Да отрекитесь вы от него и осудите!"
Сын, конечно, этого не сделал, за что и был из МЭИ изгнан. Однако его, сына великого поэта Бориса Пастернака, приняли на работу в ИМЛИ, Институт мировой литературы и искусства, на должность младшего научного сотрудника. Здесь-то, в этом институте, Евгений Борисович и проработал около полувека, занимаясь творчеством своего отца, написав несколько книг о нем и пережив отца, умершего в 70 лет, на два десятка лет с лишним.
Мы едва ли не подружились с ним! Евгений. Борисович подарил мне несколько книг с дружественными надписями, одну из которых я процитирую:
"Милому Владимиру Нузову на радость. Елена, Евгений Пастернаки."
Евгений Борисович, как я уже сказал выше, был кандидатом технических наук, окончив с отличием Бронетанковую академию имени Сталина в Лефортово. Однако с течением времени от техники отошел, все больше увлекаясь творчеством своего отца.
Евгений Борисович успел за свою жизнь дать мне несколько интервью, я многажды бывал и в доме Пастернаков на Арбате, и на даче, но не в Переделкине, где в бывшей даче Бориса Леонидовича около 30 лет назад был открыт Государственный музей его имени. Рядом с могилой Пастернака завещал похоронить его другой великий русский поэт- Евгений Александрович Евтушенко, считавший себя его учеником.
Добавить комментарий