В молодости был он вторым после Олега Николаевича. Олег № 2. Олег Павлович. Лет на десять моложе, был не по годам мудр и грамотен, знал, как вести себя во всех случаях жизни, потому отвечал в театре за линию партии, чему плохо способствовало плутовское выражение лица и широкая улыбка, да и звали его между своими уж очень по-домашнему: Лелик. Как и Олег Николаевич, был он прирожденный лидер, воспитатель актеров, создатель театров. Но выяснилось это позже, когда уже Олег Николаевич сходил со сцены.
Был очень хваток. Приехав в Москву из Саратова, сумел завоевать столицу, пробиться наверх, сделаться востребованным актером, а после и руководителем.
Как и Олег Николаевич, был одинаково любим и зрителем, и начальством. Поразительное свойство, помогавшее делать добро Театру и театральным людям. Редко о ком скажет такое количество молодых: учитель.
Редко кто так истово помогал «саратовцам» и вообще провинциалам пробиться на столичную сцену.
С благодарностью вспоминают о его роли в их судьбе Евгений Миронов, Александр Марин, Владимир Машков... имя им легион.
Первая запомнившаяся роль – в фильме Анатолия Эфроса по пьесе Розова «В поисках радости». Фильм назывался «Шумный день» (1960) и остался в памяти у всех, его видевших, фигурой мальчишки, дедовской саблей рубившего новую мебель, восстающего таким образом против мещанства и «обрастания мебелью». Потом роли пошли косяком. Зритель радовался, видя знакомую улыбку, хитроватый прищур, слыша доверительные мальчишеские интонации.
В картине Митты «Гори, гори, моя звезда!» Табаков заменил отстраненного от роли Искремаса Ролана Быкова. Быков был у начальства на дурном замечании, Табаков был начальством любим – без каких-либо ухищрений с его стороны. Что ж, Искремас был сыгран Табаковым замечательно. Другое дело, что хотелось бы видеть и Искремаса быковского... Вспоминается табаковский Обломов. Точное попадание. Да и не было у него, на мой взгляд, проколов. До последнего играл основательно, точно, с опорой на талант и интуицию.
Создал Театр ТАБАКЕРКА, далеко не всякому режиссеру выпало в жизни создать театр его имени.
Как всякий живой человек жаждал обновления, в позднем возрасте нашел новую семью, сумел обзавестись очаровательной подругой и детьми. С подругой-актрисой сыграл несколько спектаклей. Я видела «Последнюю жертву», где оба были на высоте и купались в лучах взаимной и зрительской любви.
В деле Серебренникова принял сторону правды и стал поручителем Кирилла. А еще предложил Кириллу Серебренниковуу поставить спектакль на сцене руководимого им МХАТ им. Чехова.
Ушел в 82 года. Рано. Но если вспомним Олега Николаевича, то тот ушел еще раньше, - в 73. Все-таки театр – опасная профессия. Особенно в России.
Олег Павлович Табаков будет похоронен на Новодевичьем. Мир его праху!
Добавить комментарий