В древние времена мир казался человеку живым. Он слышал музыку небесных сфер, различал песню ветра, общался с богами. Вселенная представлялась ему огромным мыслящим существом.
Затем в его мироощущении что-то переменилось. Мир стал казаться ему мертвым, бессмысленным и пустым.
Началась эта трансформация в XVI в. с появления идеи Н. Коперника о том, что не Солнце вращается вокруг Земли, но, наоборот, Земля вращается вокруг Солнца.
Высказанная Коперником идея гелиоцентризма грозила ему большими неприятностями со стороны церкви, однако, как гласит предание, Коперник скончался в день выхода из печати своей книги «О вращении небесных сфер», и потому избежал церковного гнева.
Галилео Галилей поддержал идею Коперника, за что предстал перед судом Ватикана и под страхом смерти формально отрекся от нее.
Затем, спустя почти пять веков, А. Эйнштейн в своей книге «Эволюция физики», написал, что спор Галилея с церковью был бессмысленным и ненужным, поскольку с точки зрения теории относительности, идеи о том, что Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца – абсолютно равнозначны.
Однако великий Эйнштейн в своей оценке спора Галилея с церковью был все же не прав. Потому что распространение в Европе идеи гелиоцентризма привело к радикальным изменениям в сознании европейцев. Со времени возникновения этой идеи они перестали слышать голос неба и ощутили себя жителями маленькой, захолустной планеты, затерянной где-то в глубинах космоса. С тех пор в Европе Вселенную начала описывать уже не мифология, но наука.
Правда, в возникшей в XVI в. современной физической науке долгое время присутствовала идея, сохранившаяся еще с глубокой древности. Речь идет о заполняющем Вселенную светоносном эфире, связывающем своими волнами все происходящие в ней процессы.
Об эфире писали античные греки и средневековые философы. В него верили и ученые Нового времени, объясняющие его существованием распространение света и иных электромагнитных волн.
И только в начале двадцатого века Эйнштейн в своей теории относительности отверг существование всепроникающих волн эфира.
Однако сами эти удивительные волны остались.
Через несколько десятилетий после создания теории относительности, с середины прошлого века, ученые стали фиксировать колебания одной и той же формы, происходящие в различных не связанных между собой физических, химических и биологических процессах. В России эти исследования проводились лабораторией проф. С. Шноля, проведшей гигантское количество измерений процессов самой разной природы: от распада радиоактивных элементов до реакций мышечных белков. Результаты измерений показали, что течение разнородных процессов меняется одинаково и повторяет одну и ту же разворачивающуюся во времени волновую форму.
Но поскольку зафиксированные при измерениях волны не были связаны с природой измеряемых процессов, то учеными был сделан вывод о том, что появление волн вызвано внешними влияниями. Поэтому причину схожих колебаний, происходящих в процессах разной природы, стали связывать с колебаниями пространственно-временного континуума Вселенной. При этом понятие континуума в научный лексикон было введено Эйнштейном, который отменив эфир, заменил его континуумом, в принципе мало чем отличающимся от эфира.
Вместе с тем, глобальные волны, влияющие на происходящие на земле процессы, были зафиксированы не только в физике, химии и биологии, но также и в экономике. Речь идет о волнах Кондратьева, открытых в первой половине прошлого века.
В 1925 г. советский экономист Н.Д. Кондратьев выдвинул идею циклического развития экономики, связанного с периодическими подъемами и спадами процессов производства и занятости населения. За свои убеждения, не совпадавшие с экономической теорией марксизма, Кондратьев был репрессирован и в 1938 г. расстрелян. Однако его дело продолжил американский экономист Йозеф Шумпетер, который ввел в лексикон экономической науки понятие «Волны Кондратьева».
Далее волновая закономерность течения человеческой жизни была описана немецким психологом К. Юнгом и квантовым физиком В. Паули, совместно создавшими теорию психологического синхронизма. Согласно этой теории, различные события человеческой жизни следуют друг за другом не хаотичной чередой, но оказываются подчинены определенной групповой закономерности, согласно которой они возникают взаимосвязанными группами, прямо или метафорически повторяясь в разных областях человеческой жизни.
Так например, во врачебной практике бывают такие дни, когда к врачу обращаются пациенты с одной проблемой, одними и теми же жалобами и обстоятельствами своего заболевания. Причем, происходит это не только в профессиональной практике врача, но и в его личной жизни, когда эти же заболевания возникают у его родственников, знакомых, он видит их в кино, сталкивается с ними на страницах художественной литературы.
Эти групповые события – не инфекционная эпидемия, но лишь настойчиво повторяющаяся череда локальных обстоятельств, которые возникают также внезапно, как и исчезают, отчего в человеческом восприятии приобретают вид какой-то странной событийной волны. Иллюстрацией этих повторяющихся обстоятельств могут быть случайно сделанные фотографии, на которых вдруг обнаруживается незапланированная повторяемость изображенных объектов.
Эта чрезвычайно сложная, пронизывающая все сферы земной реальности волновая активность интересна не только сама по себе, но она также может иметь для человека непосредственное практическое значение. Потому что информацию об окружающем мире человек изначально получает в волновом виде.
Его органы зрения и слуха устроены таким образом, что они воспринимают только волновую активность окружающей человека среды. Глаза воспринимают волны света, органы слуха - воздушные волны.
И уже затем, после восприятия и обработки поступающих в сенсорные анализаторы волн, воспринятые колебания превращаются в образы реальности. И тогда человек начинает ощущать воспринятые волны как обращенное к нему визуальное послание или речь.
Поэтому мифологическое мироощущение древних людей, слышавших голос неба, можно объяснить не только их наивностью, суевериями и инфантилизмом, которые приписывает им современное человечество, но и более широким диапазоном восприятия пронизывающих Вселенную волновых процессов. Для современного человека этот диапазон в области электромагнитных волн составляет 380—760 нм, а в области акустических волн: 20 – 20000 гц. Для древнего же человека этот диапазон был, очевидно, гораздо шире.
Для того, чтобы проверить это предположение, нужно перевести в доступный чувственному восприятию человека волновой диапазон волновые процессы, происходящие не только на Земле, но и в глубинах космоса, а также в глубинах самого человеческого организма. И тогда, наверное, мы сможем узнать очень много нового и интересного не только о мире, но и о самих себе.
Комментарии
Какая какава!
Какая какава!
А вы по-русски объясняться можете?
А вы по-русски объясняться можете?
Добавить комментарий