Карл Маркс: покушение на Гитлера

Опубликовано: 16 мая 2018 г.
Рубрики:

Кто не знает Карла Маркса? Все его знают. Недавно, 5-го мая 2018 года, исполнилось 200 лет со дня рождения. Прошло 135 лет со дня его смерти, а призрак Карла Маркса – в обнимку с призраком коммунизма - всё ещё бродит по планете.  

Не могу удержаться от длинной выписки:

«Куда бы мы ни приходили, повсюду нам бросались в глаза портреты, бюсты и статуи Маркса. Около двух третей лица Маркса покрывает борода - широкая, торжественная, густая, скучная борода, которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной жизни. Такая борода не вырастает сама собой; ее холят, лелеют и патриархально возносят над миром.

Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на "Капитал"; и то человеческое, что остается от лица, смотрит поверх нее совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатлениеэта растительность производит на мир. Вездесущее изображение этой бороды раздражало меня все больше и больше.

Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против"Капитала" бритвой и ножницами и напишу "Обритие бороды Карла Маркса”»

(Герберт Уэллс, «Россия во мгле», книга о поездке в революционную Россию). 

А вот другой Карл Маркс, которого не знает почти никто, - без бороды. На этом снимке он стоит на заднем плане – как и в жизни.

Это мужчина роста ниже среднего, совсем не героической внешности, без бороды, с глубокими залысинами. Его судит нацистский “народный суд” (Volksgerichthof), а председатель – «счетовод смерти» Роланд Фрейзлер, которого Гитлер называл «нашим Вышинским». Cнимок сделан 1-го декабря 1944 года. В этот же день Карла Маркса приговорили к смертной казни.

На переднем плане – Германн Линдеманн. Сейчас я расскажу обо всём более подробно.

 20 июля 1944 года провалился заговор военных против Гитлера, 25-я или 26-я попытка убить диктатора – за 10 лет с 1934 года. Дьявол бдительно охранял Гитлера. Этот заговор был разветвлённым, включая в основном военных всех рангов - от фронтовых офицеров до генерал-фельдмаршалов, но и гражданские лица, и свяшенники тоже присутствовали.

См. список заговорщиков

Душой и идеологом заговора был генерал-майор  Хеннинг фон Тресков (Henning Hermann Robert Karl von Tresckow), а «руками» стал полковник Клаус фон Штауффенберг(Claus Philipp Maria Schenk Graf von Stauffenberg), аристократ, однорукий герой сражений в Северной Африке.  Из заговорщиков сейчас он наиболее известен. .    

Тресков писал Штауффенбергу:

«Мы должны во что бы то ни стало предпринять попытку убийства. Даже если она закончится провалом, попытка захватить власть в Берлине должна быть предпринята. Что действительно имеет значение, так это не практическая сторона переворота, а попытка доказать всему миру и запечатлеть в истории, что участники сопротивления осмелились предпринять решительные шаги.” 

 

Именно Штауффенберг поставил портфель с бомбой под ноги Гитлеру. Увы, по случайности, портфель отодвинули, раздался страшный взрыв, но Гитлер не погиб. 

Погибли лишь его брюки (см фото). Сам же Гитлер отделался контузией. Непонятно лишь, повлиял ли взрыв на его физиологические особенности. Дело в том, что существует миф о том, что Гитлер был монорхистом (не путать с монархистом), т.е. имел только одно яичко. Эта особенность якобы использовалась при опознании его трупа в мае 1945 г.. Но если Гитлер был-таки монорхистом, то закономерен следующий вопрос: до или после взрыва?

Во всяком случае, монархистом он не был и не стал. 

Итак, заговор провалился, и нацисты стали жестоко расправляться с его участниками. Фюрер был беспощаден в мести. Cреди особо разыскиваемых – генерал Фриц Линдеманн. 

У генерала Линдеманна была миссия – после убийства Гитлера прочесть по радио обращение к немецкому народу. Два-три дня он скрывается в Берлине, а потом появляется в Дрездене: здесь живут его родственники. Дяде и его жене он говорит, что он - в резерве фюрера и ему предоставили краткий отпуск. Открывается генерал только своему кузену Германну, и тот достаёт ему фальшивые документы. По-видимому, это и было целью приезда Линдеманна в Дрезлен.

И вот тут-то на сцене появляется наш Карл Маркс. Кто же он такой? В прошлом – социал-демократ, значит, с марксистскими генами. Но ни в коем случае не революционер и не антифашист. В гитлеровское время он спокойно себе поживал, будучи Карлом Марксом, с неизменными именем и фамилией. Заметим, что в Советской России 30-х годов о подобной терпимости и не слыхивали. Все Троцкие меняли фамилию, а оставаться Львом Троцким – это уж совсем немыслимая фантазия. 

Карл Маркс стал инженером и предпринимателем. «Капитал» не написал, но капитал приобрёл, Он работал в компании, производившей печатные машины. Сейчас его назвали бы менеджером. 

В середине августа Маркс устроил званый обед в своём загородном доме.  За столом - всего лишь четверо, сам Карл, его любимая женшина Пилат  (она же его секретарша),  Эрнест Шеффнер, ближайший друг и партнёр по бизнесу, и жена Эрнеста. Её имя мне неизвестно.

Обсуждалось объявление о розыске преступника («Steckbrief»). Оно появилось в сегодняшней дрезденской газете. Разыскивался генерал Фриц Линдеманн, заговорщик. Объявлялось вознаграждение, громадное – 500 тысяч рейхсмарок.

И тут Карл Маркс заговорил, Оказалось, что он совсем недавно видел генерала Линдеманна. Более того, он сопровождал его в Берлин. Пассажирским поезлом. Их проверяли полицейские. Но всё обошлось нормально, ничего не заподозрили. А в Берлине он нашёл генералу квартиру с абсолютно надёжными хозяевами. В Берлине, конечно, легче затеряться, чем в Дрездене.

С дистанции моего воображеиия, моих лет - я в ужасе! Карл Маркс! Что ты делаешь? Заткнись! Замолчи! Ты же губишь себя, Линдеманна, хозяев берлинской квартиры! 

А Карл Маркс говорит и говорит, не унимается. Он, Карл, думает, как бы переправить генерала в Венгрию или в Словакию, Словакия лучше, там у него хороший знакомый. Он бесконечно доверяет своему другу Эрнесту, наперснику его мужских секретов, надёжнейшему финансовому партнёру. Ведь тот никогда не подводил его в делах. 

И Эрнест Шеффнер – тоже в ужасе. Карл – его верный друг. Что он несёт? Как остановить? Как не выдать свой ужас ни Карлу, ни жене? Ни словом, ни взглядом. И нельзя уходить сразу.

Он понимает, почему Карл взялся помогать Фрицу Линдеманну. Он не смог отказать кузену Фрица, Германну. Ведь Германн – директор полиграфической компании, в которой Карл служит менеджером. Эрнест хорошо знает Германна и может догадываться о причинах его поведения. Но он совершенно не понимает, почему Карл так глубоко ввязался в это дело, почему он ездил с генералом в Берлин, почему он искал ему квартиру. Почему когда говорил о надёжности хозяев, обмолвился, что они давали приют евреям? Неужели ему не ясно, что это – смерть? 

Воображение рисует мне сцены прощания.  Прихожая.  Они смеются, обнимаются, договариваются о новой встрече, через две недели, не позже, – у Шеффнеров.  Жена Шеффнера обещает сделать творожники. Карл их очень любит.  «Как жаль! Невыносимо! - думает Эрнест. -Жаль Карла! Жаль себя!»  Решение принято.

Двери хлопают. Шуршат шины.

Карл Маркс откидывается в кресле.  Приступ безрассудной, пьянящей откровенности прошёл.  И как хорошо, что есть друзья, которым можно рассказать всё-всё.  Дружба – это главная человеческая ценность.

И поздним вечером того же дня, вернувшись в Дрезден, Эрнест Шеффнер спешит в отделение гестапо, что на Бисмаркштрассе у вокзала.  Солидное вознаграждение (500 000 рейхсмарок!) тоже играет свою роль.

И 22- го августа Карла Маркса арестовывают в Дрездене -вместе с его любимой, Пилат. Карла отправляют в Берлин.  Там он встречается – как и договаривались, «через две недели, не позже» - с Шеффнером, на очной ставке.  А 3-го сентября гестаповцы вламываются в квартиру Линдеманна в Берлине. Линдеманн выпрыгивает из окна, отстреливается и через три недели умирает от ран в тюремной больнице. Хозяева квартиры были казнены в ноябре 1944 г. 

Смертный приговор Карлу Марксу был приведен в исполнение 23 апреля 1945 г – за две недели до конца войны.  Судьбу Пилат я не знаю.

Предателю (патриоту? – как посмотреть) Шеффнеру – тоже грозил смертный приговор – после войны, в 1947-м году. Его судил суд присяжных в Дрездене, в восточной зоне. Защита была умелой: говорили о болтливости Карла Маркса, о безумном страхе Шеффнера. В итоге ему дали 12 лет. Он вышёл из тюрьмы в 1956 г и уехал в Западную зону. 

О Германне Линдеманне, кузене генерала, том, что на первом плане, судебного снимка, я ничего не знаю. Его нет в списках заговорщиков, я не нашёл обстоятельств его смерти. Он ушёл на задний план этой истории. Можно лишь строить разные гипотезы на этот счёт.

 

Карл Маркс и Карл Маркс (послесловие)

 

Впервые я узнал о нём в Берлине. Я стоял на остановке автобуса. Рядом была стелла с именами участников заговора 20-го июля. Я прочёл это имя, и совпадение меня поразило. В русском Интернете я практически ничего не нашёл, в англоязычном- скупо, и даже в немецком – не слишком много.   

Конечно, мне никогда не выкорчевать из моей бедной головы Карла Маркса – «Мавра»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», переходящее в «Пролетарии всех стран, извините!», и «анкета дочерей», и «в науке нет широкой столбовой дороги» и «Религия— это вздох угнетённой твари» и прочее, и прочее с ним склеенное...

У другого Карла Маркса ничего этого не было.

Ни бороды. Ни афоризмов. Ни «Манифеста»

А был он просто хорошим человеком. Способным к состраданию. Смелым. 

Трагически неосторожным. 

Он заслуживает нашей памяти.

Это - могила Карла Маркса на евангелическом кладбище в Берлине 

У него было и второе имя «Адольф», и полное имя, высеченное на плите, звучит так: Карл Адольф Маркс

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки