В одном из пригородов Лондона – Бромли выросли два замечательных человека. Один из них, Герберт Уэллс, родился в 1866 году в обыкновенной семье скромного достатка. Другой, Дэвид Боуи, родился в 1947 году в семье чиновника благотворительного фонда. Юный Герберт Уэллс после полученной травмы ноги был вынужден просиживать дома, где и пристрастился к чтению книг. А чуть позже сам стал писать увлекательные рассказы. Дэвид Боуи с малых лет был увлечен музыкой, с последними новинками которой его знакомил отец.
Грустно, серо и до боли обидно, что нет будущего у простых обывателей. Вот что объединяло мальчиков в их юные годы. Хотелось уйти от унылой действительности. Обрести свободу самовыражения и никогда не возвращаться к безрадостному прошлому. И если Герберт Уэллс фантазирует, наблюдая за фигурками в лавке фарфора своего отца, то Дэвид Боуи старается найти себя в музыке, вооружившись многочисленными записями современных исполнителей, а в 15-летнем возрасте он создает группу The Konrads и участвует в ней в качестве саксофониста и вокалиста.
Встречи с талантливыми учителями способствовали их развитию. У великого фантаста в молодости в качестве наставника – профессор Гексли (сам ученик Дарвина), вдохнувший в Герберта стремление к познанию, раскрывший талант ученого-исследователя, в первую очередь, в поиске недостающих звеньев в цепи эволюции. Дэвид Боуи встретился в Техническом колледже Бромли с учителем-энтузиастом О.Фрэмптоном, который оказал значительное влияние на воспитание художественного вкуса молодого Дэвида и научил его бороться за свои убеждения и доводить начатое до конца.
Герберт Уэллс и Дэвид Боуи... что объединяет этих выдающихся людей своего времени? Во-первых, интерес к жизни как к явлению. Во-вторых, особое понимание роли человека в обществе. Хорошее знание людей, упорство в достижении цели. И, наверное, самое главное - видение мира «за горизонтом». Я вижу параллели в творчестве Г. Уэльса и Д.Боуи. Великий писатель викторианской эпохи, пронизанной чопорностью и притворством, через судьбы своих героев готовит мир к пробуждению посредством фантастических сюжетов и роли человека в них.
В то время писать, например, о стремлениях женщин быть свободными и независимыми, было намного сложнее, чем об инопланетянах. Смысл свободы глубоко скрыт под общественно-психологическими условностями многих поколений. Но происходит слом старых консервативных понятий и появляются независимые ростки нового. Г.Уэллс, как гений научно-фантастической литературы, предвидел назревающие перемены и готовил общество к ним, таким был и Д.Боуи.
Текст его песни «Five Years» почти ощутимо переплетается с сюжетом романа писателя "Война миров". Г. Уэллс описывает состояние людей после захвата марсианами всего мира: священники, сходящие с ума, военные, мечтающие о пони и радугах, и главный герой, отчужденно наблюдающий за происходящим. Не подобную ли картину мы наблюдаем в лирике Боуи «Five Years»:
«Девушка моего возраста сошла с ума…
Солдат со сломанной рукой уставился на колеса Кадиллака
Полицейский встал на колени и поцеловал туфлю священника…
И я думал послать все к черту,
И я хотел вернуться назад туда…».
Произведение писателя "Анна - Вероника" перекликается с свободными отношениями певца в первом браке, желании его вырваться из этого застывшего серого мира, может быть знакомого, но надоевшего своими возведенными рамками "мнимого" приличия. Роль Боуи в фильме "Лабиринт" пленяет не только утонченностью персонажа Короля гоблинов, гармоничной музыкой, но и сюжетом так похожим на произведение Г.Уэллса "Волшебная лавка" - приятная поучительная волшебная история о другом мире.
Оба великие фантазеры, проникающие в глубины человеческих душ. По мнению фантаста Машина времени существует на самом деле - стоит вспомнить хорошее - и вы на минуту в прошлом, а мечтая, вы уже в будущем. Мечта Д.Боуи о мировой сцене осуществилась с помощью персонажа Зигги Стардаста и группы "Пауки с Марса".
Г. Уэллс в произведениях отражал свое видение будущего, связанного с техническим прогрессом: полеты на Луну, развитие авиации, лазера и атомной энергии, он намного опередил свое время. Д.Боуи постоянно перевоплощался в различных персонажей: астронавт Майор Том, Зигги Стардаст, Вампир, Король гоблинов, изобретатель Никола Тесла, …. Д.Боуи манипулировал текстами и образами, добивался нового звучания в музыке, обладая превосходным вкусом, оказывал влияние на творчество молодых исполнителей и модные тенденции в искусстве. По праву считался хамелеоном рок-н-ролла.
Начало их творческой истории завораживает буйством красок, фантазий и различных персонажей – это проявление молодости, а завершение поражает глубоким философским размышлением над своими попытками понимания сущности человека в постоянно меняющемся мире. Они отличались способностью воздействовать на людей – вот яркие тому примеры.
В истории Америки 30 октября 1938 года произошел курьезный случай. По радио транслировали радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров» в виде пародии на радиорепортаж с места событий. И из 6-ти миллионов, слушавших трансляцию, один миллион поверил в происходящее нападение. В реальности возникла массовая паника и еще более месяца властям потребовалось для того, чтобы убедить население в обратном. А режиссер документального фильма о выступлении Боуи в Лондоне 03.07.1973 года Д.А. Пеннебакер был поражен происходящим на сцене и реакцией аудитории - психологической зависимостью людей от выступления артиста. Боуи подходил к творчеству, как и Герберт Уэллс, - масштабно и с долей иронии.
Г.Уэллс, имеющий докторскую степень, выпустил учебник по биологии, Д.Боуи во время учебы написал большую научно-исследовательскую работу о буддизме. В своем творчестве они затрагивали аспекты религиозных ритуалов и их влияния на подсознание человека.
Уэллса интересовали вопросы зарождения и неизменности выполнения различных ритуалов, включая религиозные, начиная с жрецов Древнего мира («Очерки истории цивилизации»). Он писал о том, что жрецы усовершенствовали примитивные сюжеты многих легенд и довели действие до очень сложных обрядов, в целом не изменяя суть ритуала. Поэтому, информация, сохранившаяся в религиозных обрядах, передается из поколения в поколение и может воздействовать на подсознание людей.
Д.Боуи размышлял о каббалистической модели мировосприятия - 10 станциях, философской системе, берущей начало из классического язычества . Где жизненная энергия попеременно течет от Малькут (материальный мир) к Кетер (корона мироздания) и обратно. Имеется в виду божественное озарение, рождающее вдохновение подсознания. Все взаимосвязано. «Нас несет одним магическим движением от Кетера в Малькут. Ну а ты проносишься демоном от станции к станции» («Station to Station»), а в «Blackstar» вы становитесь свидетелем ритуала поклонения черепу.
Основная тема их творчества – вера в преображение. У Боуи аудитория одиноких, потерянных в мире иллюзий молодых людей, у Уэллса - маленький затерянный обыватель. Идеи писателя-фантаста проникают в умы читателей: «Чтобы по-настоящему мыслить, развиваться и познавать мир – нужна свобода»(«Опыт автобиографии»), а через искусство, через исполнение на сцене эти идеи достигают миллионов.
Если рассматривать обоих с точки зрения проявления обыкновенных чувств, то в нашем случае они приходят в зрелом возрасте. Уходят в прошлое разговоры о преимуществах свободной любви и необязательности священных уз брака.
Так было у великого фантаста, первый брак распался по причине отсутствия желания иметь семью в обычных для англичан традициях. Второй брак позволил писателю вести себя достаточно свободно в выборе партнерш на стороне. Г.Уэллс на этот раз имел полноценную семью и двоих сыновей. Но этот брак разрушила смерть жены от болезни.
А вот третья спутница писателя приглянулась ему в 1920 году в России, будучи гражданской женой М.Горького, пригласившего фантаста посетить страну, и сопровождающей его в этом путешествии в качестве переводчицы. М. Закревская-Бенкендорф. После смерти Горького она стала гражданской женой Г.Уэллса и была с ним до последних минут его жизни. И великий писатель, в молодости говоривший о превосходстве свободных отношений между полами, в почтенном возрасте не раз предлагал руку и сердце женщине, которую безумно любил, но она в своем выборе свободы оказалась непреклонна. Ее любовь не связывают обязательства, она искренна в своих чувствах.
А что же у Д.Боуи? Первый брак с Анжелой Барнетт в стиле свободных отношений трещит по швам и заканчивается в 1980 году. Дэвид постоянно испытывал свои чувства. У него было много романов, но относился он к женщинам трепетно, с уважением - они никогда об этом не жалели. Но искал он именно ту, которая позволит ему восхищаться ею. И любовь пришла, как и к писателю, в зрелом возрасте, когда молодая прыть, испробовав все, уступает место истинному чувству.
В свое время и Г.Уэллс, и Д.Боуи посещали Россию. Г.Уэллс посетил сначала царскую Россию, потом в 1920 году встречался с В.И.Лениным и написал роман «Россия во мгле». Название, позволяющее сделать неутешительный вывод: все гениальные фантасты провидцы. Дэвид Боуи побывал в разной России, сначала в СССР, а потом в перестроечных 90-х годах, однако его последний визит был омрачен неумением новых русских слышать музыку. Первые ряды «малиновых пиджаков», ведущих во время концерта переговоры по телефону, и сопровождающие их спутницы не были способны понять суть происходящего.
Как и Г.Уэллс, много размышлявший над общественно-значимыми событиями, происходящими в обществе, Д.Боуи верит в человека – в перемены (сингл «Changes»):
«Перемены набирают обороты,
Со мной происходят
Пе-пе-пе-пе-перемены»
Или «Heroes» - целующиеся на фоне Берлинской стены уже герои, воспринимающие свои искренние чувства выше существующих обстоятельств.
Интересным фактом в судьбах великих англичан является их отказ от обладания рыцарским титулом, принимаемым из рук Королевы. Отказы, конечно, в истории и ранее случались. Но скажем: это не рядовой поступок. Думается, комментарий Д.Боуи объясняет довольно лаконично и просто это решение. «Мне бы никогда и в голову не пришло получить награды подобного рода. Я всерьез не понимаю, на кой они сдались. И они не имеют никакого отношения к тому, чем я занимался всю жизнь». Главное для этих людей творчество и признание людей, а не королевские почести.
Даже в завещании они приняли одинаковое решение развеять свой прах над местом, где были счастливы.
***
David Bowie – Space Oddity (1969)
Добавить комментарий