Дэвид Боуи - кто он? Композитор? Рок-музыкант? Актёр? Дизайнер одежды? Теоретик поп-культуры? Художник? Писатель? Или всё вместе взятое? На этот вопрос отвечает выставка "David Bowie Is" в Бруклинском музее изобразительных искусств.
Выставочный зал, посвящённый творчеству Дэвида Боуи, занимает площадь в 150 квадратных метров. Это крупнейшая экспозиция в истории Бруклинского музея. Чтобы осмотреть все 26 секций, более 500 экспонатов, 50 концертных костюмов, множество текстов песен, фотографий, рисунков и эскизов, увидеть все видеоклипы и прослушать 36 песен, для чего каждый посетитель получает наушники, понадобится не меньше, чем полдня.
Выставка была создана в лондонском музее Виктории и Альберта, затем отправилась в мировое турне. Бруклин - последняя остановка перед возвращением в Лондон. Это город, в котором Боуи начинал свой путь, а в Нью-Йорке он свой путь окончил. Он умер в январе 2016 года от рака печени. Ему было 69 лет. Но в подготовке к выставке, в отборе экспонатов он успел поучаствовать.
На мой вопрос: "Дэвид Боуи - кто он?" главный дизайнер выставок в Бруклинском музее Мэттью Якобоски ответил:
- Прежде всего он экспериментатор.
- Как влиял на его творчество интерес к цирку, к театру, к кино?
- Он рос в семье, где его мама была билетёром в кинотеатре, и Дэвид пересмотрел все выходившие тогда фильмы. А его папа работал в Детском доме доктора Бернардо и пользовался благодаря этому многими привилегиями. После Второй мировой войны в Англии было много детей-сирот, родители которых погибли на фронте. Отец Дэвида устраивал концерты для сбора пожертвований в фонд Детского дома. Благодаря отцу, Дэвид мог наблюдать репетиции артистов, как они ставят свет, проверяют звукоаппаратуру.
Так что кино, концерты и спектакли были для Дэвида родной стихией с раннего детства. У него ещё был старший брат Терри, который водил младшего в джазовые клубы и на поэтические вечера битников. А в старших классах школы у него был замечательный учитель Оуэн Фрэмптон, отец знаменитого гитариста и рок-певца Питера Фрэмптона.
Учитель раскрыл перед Дэвидом мир рок-музыки. Именно тогда у юноши появилось желание сделать рок-музыку более зрелищной, театральной. Так что когда Дэвид Боуи начал свою артистическую карьеру, у него был богатый запас знаний в разных областях культуры и искусства.
- Дэвид Боуи как-то сказал, что не хочет быть для публики как радио, а хочет быть как цветной телевизор. Он что, всегда хотел, как учил Станисавский, "стать другим, оставаясь самим собой"?
- Он, конечно же, был мастером трансформации. В 70-х годах прошлого века он очень часто менял свой сценический облик. В молодости он проходил практику в рекламном агентстве и многое узнал о том, как в лучшем виде подавать и продвигать продукцию. В то время многие знаменитые рок-певцы не меняли свой образ, найдя его для себя раз и навсегда.
Но Дэвид Боуи решил, что, если он хочет постоянно привлекать внимание публики и прессы, то должен беспрерывно удивлять, эпатировать, менять свой сценический образ, как делал Элвис Пресли. В 1972 году Дэвид Боуи смотрел выступление Пресли в нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гардене, и король рок-н-ролла произвёл на него сильнейшее впечатление. Можно сказать, что на Дэвида Боуи больше всего повлияли его работа в рекламном бизнесе и творчество Элвиса Пресли.
- Расскажите, пожалуйста, о его партнёрше по созданию сценических костюмов Наташе Корнилофф.
- Дэвида познакомил с Наташей хореограф, танцовщик и мим Линдси Кемп. Это было в конце 60-х. Наташа создала для Дэвида несколько костюмов, которые теперь стали украшением нашей выставки. Она была художником по костюмам для балетных спектаклей. Её костюмы были сложными, со множеством деталей. Хореографу Линдси Кемпу нравилась её работа, и Дэвиду она тоже понравилась, и он предложил Наташе придумать для него концертный костюм.
Так началось их содрудничество, в результате которого появились совершенно неожиданные творения, включая знаменитый клоунский костюм (Пьеро) для видеоклипа песни "Пепел к пеплу" (Ashes To Ashes). Он становился то клоуном, то танцовщиком, то ещё кем-то, и Наташа помогала ему в этом. У них даже был какое-то время роман. Их связь была очень плодотворной. К сожалению, детали биографии Наташи мне неизвестны.
Мэттью Якобовски многое изменил и добавил к этой созданной в Лондоне выставке с учётом специфики американской, и особенно нью-йоркской публики. Он включил в нее экспонаты, связанные с актёрской игрой Боуи на Бродвее, с его работой в Филадельфии над художественным оформлением своего музыкального альбома.
Дэвид Боуи пробовал себя почти во всех видах творчества, и каждый раз добивался успеха. Публика видела в нём шоумена. Он сам создавал такой имидж. Но за этим скрывался очень разносторонний талант. Дэвид Боуи создал свой рок-театр, и этим вошёл в историю.
Выставка "David Bowie IS" открыта до 15 июля.
Добавить комментарий