Немецкое слово "Мумменшанц" означает маскарад, а точнее - лицедейство в масках. В 1972 году двое швейцарцев в поисках новых форм сценического искусства создали театральную труппу "Мумменшанц - музыканты тишины". В самом названии заложена изобразительная эстетика нового театра. В нём актёры не говорят. Впрочем, в пантомиме тоже не говорят. Но в пантомиме часто используют музыку, а в этом театре нет и музыки, и даже просто звуков, если не считать чечётки и техники ударных инстументов.
Швейцарская труппа из 6 артистов приехала в Нью-Йорк, чтобы дать всего несколько представлений на сцене театра в здании манхаттанского Джон-Джей Колледжа.
Спектакль, идущий почти полтора часа без антракта, состоит из десятка комических, лирических и философских миниатюр с использованием пантомимы, акробатики, масок и "чёрного кабинета" (это когда артисты в чёрных трико работают в чёрной коробке сцены и их не видно, а создаётся впечатление летающих в воздухе предметов). Тема представления - "Ты и Я". В каждой миниатюре раскрываются отношения между людьми, хотя персонажами являются не люди, а существа, похожие то на гигантских гусениц, то на бабочек, то на медуз, то на зубчатые колёса, то на скрипки...
Сначала было интересно. Затем этот приём начал надоедать, возникло впечатление затянутости и однообразия. В зрительном зале были не только взрослые, но и дети, которые часто смеялись, громко комментировали происходящее на сцене.
Надо признать богатство фантазии режиссёра-постановщика и актрисы Флорианы Фрассетто, которая создавала характеры из любого подручного материала, будь то шар, простыня, занавес, брусок и так далее.
Это как дети, которые способны увидеть человечка в чём угодно, или как студенты актёрской школы, демонстрирующие свою фантазию на уроках отношения к предмету. Наверняка выступления этого театра могут иметь успех у детской публики: в детской больнице, в школе для глухонемых детей, в обычных детских садах и в начальных классах школы с последующим обсуждением увиденного. Спектакль может быть интересен и пожилым зрителям, особенно эмигрантам, которые не владеют английским языком.
Словом, такое искусство безусловно имеет право на существование: в нём есть и обаяние детской сказки, кукольного театра, и символика, свойственная пантомиме.
Я бы с удовольствием посмотрел одну-две-миниатюры "Мумменшанца" в сборном концерте или в телевизионном дивертисменте эстрадных номеров, но полуторачасовой спектакль "музыкантов тишины"- многовато. Впрочем, возможно я ошибаюсь.
(В Нью-Йорке спектакли можно посмотреть до 22 июля)
Добавить комментарий